Дата: 02.12.19 Урок №25
Класс: 7
Тема: Архимедова сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел
Тип: комбинированный
Цели и задачи:
Образовательные: обнаружить и изучить действие жидкости на погруженное тело; исследовать зависимость выталкивающей силы от различных физических величин; познакомить учащихся с практическими применениями закона в технике и для повышения интереса к изучаемому материалу осветить роль Архимеда.
Развивающие: способствовать формированию и развитию учебно-познавательной компетенции; умение аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение излагать информацию, обосновывая свой собственный подход; умение рассуждать.
Воспитательные: познакомить учащихся с взаимосвязанностью и обусловленностью явлений окружающего мира (величина архимедовой силы обусловлена объёмом погруженного в неё тела и плотностью вытесненной жидкости). Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира, мотивации изучения физики. Проводить воспитание культуры умственного труда. Создание для каждого ученика ситуации успеха.
УУД:
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Ход урока
Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих.
Мотивирование
Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами исследователями.
Давайте проведем эксперимент и попробуем объяснить полученные результаты.
Погрузим шарик в воду. Почему шарик не тонет?
- На него действует сила, которая выталкивает его из воды.
Именно об этой силе сегодня мы и поговорим
Формулировка темы и цели урока
Запишем тему урока: Архимедова сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел
Как вы думаете какова цель нашего урока?
Актуализация опорных знаний
Что такое плотность тела? Чему она равна?
Как обозначается плотность? В каких единицах измеряется?
Что такое давление? Запишите формулу давления.
А теперь запишите формулу гидростатического давление.
В чем измеряют давление?
Какими приборами измеряют давление?
Изучение нового материала
Мы ранее говорили о том, почему некоторые тела плавают, а другие тонут. В чем было дело? В плотности тел.
Оказывается, что дело не только в плотности.
Как вы сказали, что на тело еще действует выталкивающая сила, которая зависит не только от плотности и от объема тела.
Закон Архимеда. На погружённое в жидкость (или газ) тело действует выталкивающая и направленная вертикально вверх сила, равная по модулю весу вытесненной этим телом жидкости (или газа).
Давайте проведем эксперимент.
На какой из опущенных в воду стальных шаров действует наибольшая выталкивающая сила?
Одинакового объема тела – стеклянное и стальное – опущены в воду. Одинаковые ли выталкивающие силы действуют на них?
Одинаковые ли выталкивающие силы будут действовать на данное тело в жидкости при погружении его на разную глубину?
Закрепление изученного материала
Решение задач
Тело объемом 2 м3 погружено в воду. Найдите архимедову силу, действующую на тело.
Определить выталкивающую силу, действующую на деревянный плот объемом 12 м3, погруженный в воду на половину своего объема.
Рефлексия
Что вам понравилось на уроке?
Что вы запомнили?
Что было интереснее всего?
Домашнее задание
§