Программа коррекционной работы 2018-2019 уч. год

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционной работы 2018-2019 уч. год»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОГЛАСОВАНО

старшим воспитателем

___________________

Ушницкая Л.А.


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ «Чуораанчык»

____________ Захарова Г.В.

«_____»_______________2018 г.







Рабочая программа коррекционно-логопедической деятельности для детей с нарушениями речи на 2018-2019 уч.год









учитель-логопед: Сивцева С.А.

с. Майя 2018 г.


Содержание программы

1. Целевой раздел

1.1Пояснительная записка………..……………………………………………………………………………………………..3

II. Содержание коррекционно - развивающей программы…..………………….……………………………………………6

III.Характеристика основных компонентов речи детей с ФНР, ФФНР и ОНР.……………………………………………..8

IV.Основные направления коррекционно – развивающей работы…..…….……………….……………………………….11

V. Содержание коррекционной работы…………………………………….…………………………………………………14

VI. Интеграция образовательных областей в логопедической работе…………... …………………………………………18

VII. Взаимодействие с участниками коррекционного процесса………,…………………………………………….…..…..21

VIII. Организация предметно-пространственной развивающей среды.…………………………………………………..…23

IX.Система мониторинга…………………………………………….…………………………………………………………..24

X.Литература………………………………………………………………………………………………………….…………27









1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

В настоящее время в МБДОУ детском саду «Чуораанчык» содержание образовательно-воспитательного процесса выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

С целью обеспечения диагностико - коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду функционирует логопункт. Содержание работы и организационные моменты логопункта закреплены Положением о логопедическом пункте, принятом на Совете педагогов и утвержденным руководителем.

Логопедическая работа в МБДОУ детского сада «Чуораанчык» (деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений) основана на использовании следующих программ:

- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»;

- Н.В. Нищева «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР».

Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой работы детского сада, отвечает ФГОС к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи

1. раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

2. устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

3. развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);

4. уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;

5. осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники;

6. забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

7. максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

8. творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

9. вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

1.2. Принципы и подходы в организации коррекционно-образовательного процесса.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

1. принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;

2. принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

3. принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

4. принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;

5. принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;

6. принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

7. принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

В программе реализованы следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

  • Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

  • Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

  • Принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

  • Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

  • Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующий психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речи.

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

-коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речи и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

-информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушениями речи, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

1.3. Характеристика основных компонентов речи детей с ФНР, ФФНР и ОНР.

Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

- фонетическое недоразвитие речи;

- общее недоразвитие речи – 3 уровень речевого развития.

При выявлении у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР, заикание) логопед обязан рекомендовать родителям посещение консультации областного логопеда в детской поликлинике, психоневролога и последующим выполнением рекомендаций специалистов. В случае отказа от выполнения рекомендаций родителями ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта.

Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)

Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Различают следующие нарушения звуков:

- искаженное произношение звука;

- отсутствие звука в речи;

- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.  Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:

1. заменой звуков более простыми по артикуляции;

2. трудностями различения звуков;

3. особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы.

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

  • Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях и формах речи.

  • Четко дифференцировать все изученные звуки.

  • Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

  • Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.

  • Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.

  • Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их.

  • Производить элементарный звуковой анализ и синтез.

  • Овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

1.5.Основные направления коррекционно – развивающей работы.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

- Коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

- Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

Общее недоразвитие речи

-Пополнение словаря

-Совершенствование грамматического строя

-Совершенствование связной речи

-Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нерезко выраженное недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Логопедические индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая как в часы, свободные от непосредственно образовательной деятельности, так и во время её проведения. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в подгруппе (2-3 человека). Основной формой логопедической коррекции являются индивидуальные занятия. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести нарушения речевого развития.

Логопедические занятия проводятся не менее 2 раз в неделю с детьми, имеющими фонетические, фонетико-фонематические нарушения речи. Продолжительность корррекционно - развивающих занятий составляет:

для воспитанников 4-5 лет групповые занятия - 15-20 минут, индивидуальные занятия – 10-15 минут, для воспитанников 6-7 лет групповые занятия -25-30минут, индивидуальные занятия – 15- 20 минут. В некоторых случаях, в зависимости от особенности работоспособности воспитанника, продолжительность индивидуального занятия может быть сокращена.

Перерыв между занятиями 5 минут.

Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:

индивидуальные - основная цель - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

1. развитие артикуляционного праксиса;

2. фонационные упражнения;

3.уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;

4. вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;

5. первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

подгрупповые - основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Для логопедической работы во время подгрупповых занятий 2-3 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.

Задачи и содержание подгрупповых занятий:

1.закрепление навыков произношения изученных звуков;

2.отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

3.воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

4.расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

5.закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Преобладающей формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми. Планирование содержания логопедических занятий осуществляется ежедневно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений. Такое планирование позволяет более наглядно отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.

V. Содержание коррекционной работы

При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

I. Подготовительный – 4-12 занятий;

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий;

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 2-4 занятий.

Работа на подготовительном этапе направлена на:

- выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:

для всех звуков: “Забор”, “Окно”, “Мост”;

для свистящих: “Лопата”, “Холодный воздух”, “Фокус”;

для шипящих: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок”, “Тёплый воздух”;

для звуков «Р», «Р'»: “Маляр”, “Индюк”, “Лошадка”, “Грибок”, “Молоток”, “Гармошка”, “Дятел”;

для звуков «Л», «Л’»: “Лопата”, “Накажем язык”, “Пароход”, “Пароход гудит”.

- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи:

«Что спрятано?», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер».

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.  

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

свистящие С, 3, Ц, С', 3'

шипящий Ш

сонор Л, Л’

шипящий Ж

соноры Р, Р'

шипящие Ч, Щ

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

2. Автоматизация поставленных звуков:

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

3. Дифференциация:

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

В коррекционную работу кроме выше перечисленных включаются следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);  

II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);

III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).

На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности:«Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?»;

2) воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я»,

Этап развития фонематического слуха включает:

1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни когда услышишь звук», « Определи место звука в слове»;

2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною повтори»

Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;

2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд», «Пуговицы», «Пирамидка»;

3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;

4) составление условно-графических схем: «Телеграфист».

При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:

Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

1. номинативный словарь;

2. предикативный словарь;

3. словарь признаков;

4. числительные и местоимения;

5. навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

1. словоизменение;

2. согласование.

Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

1. пересказ;

2. рассказ по серии сюжетных картин;

3. рассказ по сюжетной картине.

VI. Интеграция образовательных областей в логопедической работе

Образовательная область

Задачи

Вид деятельности

Физическая культура

Развивать координированность и точность действий.

Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.

- пальчиковая гимнастика

- биоэнергопластика

- речь с движением

- физкультминутки

- беседа

Познавательное развитие.

Учить сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику.

- составление описательных

рассказов

- автоматизация

поставленных звуков в

словах

- дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия

- игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами

- пальчиковая гимнастика

Социально- коммуникативное

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте. Учить соблюдать технику безопасности. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки.

- игровые ситуации

- мини инсценировки

- беседа

- поручения

-игры с мелкими предметами

- автоматизация звуков в связной речи (пересказ или составление рассказов) стихах, рассказах, спонтанной речи

-настольно-печатные дидактические игры

- театрализованные игры

Художественно- эстетическое развитие.

Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному.

Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках. Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок. Развивать графомоторные навыки.

-автоматизация поставленных звуков в

чистоговорках, стихотворных текстах,

рассказах

- дидактические игры и упражнения

Речевое развитие.

Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интаноционной стороны речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой. Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылке обучения грамоте.

автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах

- речевые игры и упражнения

VII. Взаимодействие с участниками коррекционного процесса.

Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непосредственной образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:

Психолог:

 1. психодиагностика;

2. выявление компенсаторных возможностей;

3.тренинговые упражнения.

Логопед:

1.диагностика, постановка и автоматизация звуков;

2.развитие фонематического слуха;

3. речевое и языковое развитие.

Родители: 1.выполнение рекомендаций всех специалистов;

2.закрепление навыков и расширение знаний.

Музыкальный руководитель:

1.элементы логоритмики;

2.постановка диафрагмально-речевого дыхания;

3.развитие координации движений;

4.музыкотерапия;

5.развитие общей и мелкой моторики.

Воспитатель:

1.автоматизация звуков;

2.развитие фонематического слуха;

3. расширение словаря;

4.развитие связной речи.

Инструктор по физической культуре:

1.развитие крупной и мелкой моторики в играх и

упражнениях;

2.интеграция речевой и двигательной функции;

3.развитие основных видов движения.

VIII. Организация предметно-пространственной развивающей среды.

В кабинете используются альбом для обследования речи Ткаченко Т.А, дидактические игры для развития фонематического восприятия, дидактические пособия артикуляционной и пальчиковой гимнастики, наглядные пособия, речевые профили базовых звуков, дидактические игрушки и т.д.

Материально-техническое обеспечение.

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.

3. Одноразовые шпатели, бумажные платочки, ватные палочки.

4. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.

5. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)

6. Логопедический альбом для обследования речи.

7. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

8. «Алгоритмы» составления описательных рассказов.

9. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и

дифференциации звуков.

10.Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации

звуков.

11.Предметные картинки по лексическим темам.

12.Игры для совершенствования грамматического строя речи.

13.Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания,

зрительного и слухового восприятия.

14.Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического

восприятия.

15.Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой,

общей).

IX. Система мониторинга.

Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

Мониторинг проводится в целях:

- выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации;

1. определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;

2. качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;

3. развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.

Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ реализуется по следующим направлениям:

1. направление - работа со всеми воспитанниками в рамках службы сопровождения ДОУ.

2. направление - работа с детьми логопункта.

1. направление:

Обследование состояния речи детей начиная с 3-х летнего возраста посещающих ДОУ.

2. направление: С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посещающие логопункт. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников занимающихся на логопункте.

Мониторинг речевого развития детей, зачисленных на логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая.

Цель обследования:

1. Выявить детей, имеющих нарушения речи.

2. Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.

3. Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:

1. Фонематическое восприятие

2. Артикуляционная моторика

3. Звукопроизношение

4. Сформированность звуко-слоговой структуры

5. Навыки языкового анализа

6. Грамматический строй речи

7. Навыки словообразования

8. Понимание логико-грамматических конструкций

9. Связная речь

Используемая методика: Мониторинг проводится с помощью компьютерной программы СОНАТО-ДО, составитель Кашина Л.В., разработчики Олейников С.П., Телюкова Г.Г. Мониторинг осуществляется с помощью экспресс-диагностики на основе нейропсихологических методов. Данная диагностика, разработанная на основе методики Фотековой Т. А., Ахутиной Т. В. Иллюстрированный материал для обследования устной речи детей Ткаченко Т.А.

Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта заполняются речевые карты воспитанников и применяется следующая система мониторинга:

Приёмы диагностического изучения:

1.Сбор анамнестических данных

2.Беседы с родителями

3.Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре

4.Беседа с детьми

5.Беседа с воспитателями  

X. Литература

1. Воробьёва Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетко - фонематическим недоразвитием. – М.: МГОПИ, 1993.

2. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

3. Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

4. Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

5. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

6. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч,Щ в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

7. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

8. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

9. Нищева Н.В. примерная программа коррекионно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

10. Нищева Н.В. Занимаемся вместе.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

11. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

12. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

13. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Р. – М.: АРКТИ, 2004.

14. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Л. – М.: АРКТИ, 2004.

15. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Ль. – М.: АРКТИ, 2004.

16. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук С, З. – М.: АРКТИ, 2004.

17. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Ш, Ж. – М.: АРКТИ, 2004.

18. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

19. Н.В. Емельянова, Л.И. Жидкова, Г.А. Капицына. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

20. Л.С. Вакуленко. Организация работы дошкольного логопедического пункта. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

21. Л.С. Лыкова. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста.- Воронеж, 2012

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей