муниципальное образование «город Таганрог»
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №38 г. Таганрога
ул.Сергея Шило, 182-1,
г.Таганрог, Ростовская область, 347932,
тел./факс 8(8634)333-222,
e-mail: [email protected]
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
уровень среднее общее образование (10-11 класс)
количество часов 36 часов в 10-ом классе (1ч. в неделю)
педагог-разработчик программы: учитель информатики МОБУ СОШ №38 Лакиза Татьяна Сергеевна
Педагогический стаж 15 лет
Квалификация высшая категория
г.Таганрог
2020
Пояснительная записка
В региональном базисном учебном плане на изучение базового курса «Информатика» в 10-11-х классах предусмотрено 1 час в 10-ом классе и 1 час в 11 классе, таким образом, на изучение курса отводится 69 часов (1 + 1 час в неделю). Данной программой предусмотрены резервные часы, которые учитель может использовать вариативно для углубления изучения тем.
Самой актуальной, востребованной учениками, родителями и обществом является тематика программирования. Программирование – это процесс и искусство создания компьютерных программ, осуществляемого с помощью языков программирования. Изучение программирования затрагивает целый ряд умений и навыков, имеющих общеинтеллектуальный характер и формирование которых стало одной из важнейших задач современной школы.
При изучении темы «Программирование» формируются следующие метапредметные результаты:
«владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую».
При изучении информатики в основной школе формируются следующие основные личностные результаты:
«понимание роли информационных процессов в современном мире;
ответственное отношение к информации с учётом требований информационной безопасности правовых и этических аспектов её распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ».
В таблице 1.1 анализируется изучение темы «Программирование» в учебниках «Информатика», рекомендованных к использованию при реализации программ среднего общего и основого общего образования и включённых в Федеральный перечень учебников.
Таблица 1.1 – Изучение темы «Программирование»
Автор, класс | Темы, число часов, отводимых на тему | Основное содержание по темам | Характеристика деятельности ученика |
Босова Л.Л., 8-9 классы | Начала программирования – 10 часов (2 часа – теория, 8 часов - практика) | Системы программирования. Основные правила языка программироваия Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. | Аналитическая деятельность: анализировать готовые программы; опеределять по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность: программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла. |
Алгоритмизация и программирование – 8 часов (2 часа – теория, 6 часов - практика) | Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемые системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике. | Аналитическая деятельность: выделять этапы решения задачи на компьютере; осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; разрабатывать программы, содержащие подпрограмму; разрабатывать программы для обработки одномерного массива. |
Продолжение таблицы 1.1
Автор, класс | Темы, число часов, отводимых на тему | Основное содержание по темам | Характеристика деятельности ученика |
Поляков К.Ю., 7-9 классы | Алгоритмизация и программирование – 27 часов | Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Линейные программы. Ветвления. Программирование циклических алгоритмов. Массивы. Алгоритмы обработки массивов. Символьные строки. Обработка массивов. Матрицы. Сложность алгоритмов. Процедуры. Функции. | Аналитическая деятельность: анализировать готовые программы; выделять этапы решения задачи на компьютере; осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: составлять алгоритмы для решения простых задач в словесной форме, на алгоритмическом языке и на выбранном языке программирования; выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц; программировать несложные линейные разветвляющиеся и циклические алгоритмы на выбранном языке программирования. |
Семакин И.Г., 7-9 классы | Введение в программирование – 15 часов (5 часов – теория, 10 часов - практика) | Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задач и использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. | Аналитическая деятельность: анализировать готовые программы; выделять этапы решения задачи на компьютере; осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. |
По примерной рабочей программе Босовой Л.Л. изучение темы «Программирование» начинается в 8 классе. За два года обучения на эту тему отводится 18 часов. Учащиеся программируют линейные алгоритмы, разрабатывают программы с использованием операторов ветвления и операторов цикла, программы для обработки одномерного массива.
По программе Полякова К.Ю. изучение темы «Программирование» начинается в 7 классе и на её изучение отводится 27 часов. Учащиеся изучают программирование несложных линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов, узнают основы работы с одномерными и двумерными массивами, знакомятся с процедурами и функциями.
По примерной программе Семакина И.Г. тема «Программирование» изучается в 9 классе, на неё отводится 15 часов. Учащиеся знакомятся с программированием линейных алгоритмов, ветвлений и циклов, изучают обработку массивов.
Если работать по рассмотренным выше программам в 7-9 классе, то в 10 классе возможно ознакомить учащихся с новым языком программирования, чтобы углубить полученные знания по программированию и научиться применять их на реальных примерах, востребованных в повседневной жизни. Требования к выпускнику 11 класса с каждым годом модернизируются, так как мир стремительно меняется и уже сегодня, каждый старшеклассник начал кропотливую работу над индивидуальным проектом. А какие средства для реализации проекта выбирает ученик? Большее количество связано с разработкой приложений, сайтов, опытов в виртуальных лабораториях. В школьном курсе при изучении темы «Программирование» рассматриваются основные конструкции языка Паскаль, алгоритмы работы с циклами и массивами, основные этапы решения задач с использованием программирования, поэтому необходимо модернизировать курс и направить на более углубленное изучение программирования, развитие интереса к области разработки android-приложений.
Программирование в 10 классе осуществляется с использованием языка Java, являющегося на данный момент самым распространнёным языком программирования под ОС Android.
В ходе изучения используется бесплатное программное обеспечение – среды разработки Android Studio, используются авторские разработки уроков.
Цель изучения:
развить навыки программирования;
познакомить учащихся с профессией android-разработчика в качестве варианта для будущего профессионального самоопределения.
Основные задачи:
познакомить учащихся со средой разработки Android Studio;
научить основам программирования под ОС Android с использованием языка Java;
научить создавать простейшие приложения для устройств с ОС Android.
Задания выполняются с использованием персонального компьютера и необходимого программного обеспечения.
В ходе проведения занятий данного курса используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, наглядный методы обучения. Перед учителем стоит задача доступно объяснить за короткий промежуток времени новый материал, дать ученику задание, позволяющее практически применить полученные знания, а затем консультировать учащихся на протяжении занятия, поэтому программа имеет как очную, так и дистанционную форму реализации, для обеспечения непрерывности и качества образования.
Каждое задание реализуется в форме выполнения практической работы.
Контроль усвоения знаний и развития умений осуществляется по результатам выполнения практических работ.
Основное содержание предмета
Раздел 1. Введение в разработку под ОС Android.
В данном разделе будет осуществлена установка необходимого программного обеспечения для выполнения практических заданий элективного курса. Учащиеся создадут первый проект и попробуют запустить его на девайсе с ОС Android и эмуляторе.
Раздел 2. Основы создания android-приложений.
Во втором разделе учащиеся узнают, из чего состоит проект в Android Studio, познакомятся с основными компонентами android-приложения, увидят на практическом примере, через какие этапы жизненного цикла проходит приложение. Ученики научатся создавать Activity, делать переход с одного экрана приложения на другой, поработают с журналом логов.
Раздел 3. Графический интерфейс пользователя.
Третий раздел посвящён работе с основными элементами графического интерфейса. Учащиеся узнают, какие элементы графического интерфейса существуют, научатся создавать разметку экрана, показывать уведомления и сохранять простейшие данные. Ученики узнают, как обрабатывать события, возникающие при взаимодействии с элементами приложения. Результатом выполнения практической части каждого из уроков будет являться проект, демострирующий умение работать с тем или иным элементом графического интерфейса. На последних занятиях будет проводиться рефлексия по изученному материалу и презентации работ учащихся. В результате изучения данного раздела будут знать технологию создания мобильных приложений в программе Android Studio.
В таблице 1.2 приведён учебно-тематический план для учащихся 10 класса.
таблица 1.2 Учебно-тематический план
п.п. | № урока | Раздел (Тема) | Кол-во часов | Виды занятий | Форма подведения итогов |
Теория | Практика |
1. Введение в разработку под ОС Android (4 часа) |
1 | 1.1. | Установка и настройка программ, необходимых для изучения элективного курса. | 2 | 0.5 | 1.5 | Практическое задание |
2. | 1.2. | Создание проекта Android. Запуск приложения на устройстве с ОС Android. Создание Android Virtual Device. | 2 | 0.5 | 1.5 | Практическое задание |
2. Основы создания android-приложений (5 часов) |
3 | 2.1. | Структура проекта. | 1 | 1 | - | Опрос |
4 | 2.2. | Компоненты Android-приложения. | 2 | 0.5 | 1.5 | Практическое задание |
5 | 2.3. | Жизненный цикл Android-приложения. | 2 | 0.5 | 1.5 | Практическое задание |
3. Графический интерфейс пользователя (25 часов) |
6 | 3.1. | Графический интерфейс. | 2 | 0.5 | 1.5 | Практическое задание |
7 | 3.2. | Layout и его виды. | 2 | 0.5 | 1.5 | Практическое задание |
8 | 3.3. | Текстовые поля. TextView и EditText. | 2 | 0.5 | 1.5 | Практическое задание |
9 | 3.4. | Элемент Button. Обработчик нажатия на кнопку. | 2 | 0.5 | 1.5 | Практическое задание |
10 | 3.5. | Элементы CheckBox, RadioButton. | 2 | 0.5 | 1.5 | Практическое задание |
11 | 3.6. | RecyclerView. Работа со списками. | 2 | 0.5 | 1.5 | Практическое задание |
12 | 3.7. | ImageView. Работа с изображениями. | 2 | 0.5 | 1.5 | Практическое задание |
13 | 3.8. | Notifications. | 2 | 0.5 | 1.5 | Практическое задание |
14 | 3.9. | Диалоги. | 2 | 0.5 | 1.5 | Практическое задание |
15 | 3.10. | Хранение данных. Preferences. | 2 | 0.5 | 1.5 | Практическое задание |
16 | 3.11. | Создание меню. | 2 | 0.5 | 1.5 | Практическое задание |
17 | 3.12. | Создание приложения. | 2 | - | 2 | Творческая работа |
18 | - | Защита проектов. | 1 | 1 | - | Конференция |
Всего часов | 34 | 9.5 | 24.5 | - |
Практические занятия курса «Разработка приложений под ОС Android» Система практических занятий рассчитана на 34 урока. В обучении используется комбинированный метод. Каждый урок предполагает изучение теоретической и выполнение практической части. В ходе занятия учитель излагает теоретический материал, сопровождая практическими примерами. Затем ученики выполняют практические задания под руководством учителя. В данном параграфе рассматриваются цели каждого урока, полное описание хода занятия приведено в приложении.
Основная цель элективного курса состоит в том, чтобы познакомить учащихся с созданием приложений в Android Studio и расширить имеющиеся знания по программированию. Допускается увеличение часов, отводимых на изучение данного элективного курса. При этом возможны два варианта. Первый заключается в том, чтобы расширить тематику элективного курса. Второй – в том, чтобы увеличить время проведения каждого урока. В последнем случае можно добавить больше практических заданий, которые позволят лучше усвоить теоретический материал.
Урок 1.1. Установка и настройка программ, необходимых для изучения элективного курса
Цели урока:
установить программное обеспечение, необходимое для создания мобильных приложений под ОС Android.
Урок 1.2. Создание проекта Android. Запуск приложения на устройстве с ОС Android. Создание Android Virtual Device
Цели урока:
изучить процесс создания нового проекта в Android Studio;
изучить интерфейс Android Studio;
научиться запускать приложения на устройстве с ОС Android;
познакомиться с процессом создания виртуального устройства.
Урок 2.1. Структура проекта
Цели урока:
изучить структуру проекта в Android Studio;
узнать, что такое манифест приложения и познакомиться с его содержимым.
Урок 2.2. Компоненты Android-приложения
Цели урока:
узнать, из каких основных компонетов состоит приложение;
познакомиться с процессом создания Activity;
научиться связывать компоненты приложения между собой.
Урок 2.3. Жизненный цикл Android-приложения
Цели урока:
узнать, через какие этапы жизненного цикла проходит android-приложение, изучить подробно каждый этап;
рассмотреть пример, который позволит наглядно увидеть вызов методов жизненного цикла.
Урок 3.1. Графический интерфейс
Цели урока:
изучить, из каких объектов формируется графический интерфейс пользователя в android-приложении;
рассмотреть способы формирования графического интерфейса;
познакомиться с инструментом редактирования разметки – Layout Editor;
научиться создавать файлы разметки.
Урок 3.2. Layout и его виды
Цели урока:
изучить, какие основные виды Layout существуют, познакомиться подробно с каждым из них.
Урок 3.3. Текстовые поля. TextView и EditText
Цели урока:
познакомиться с элементом TextView и его основными свойствами;
изучить элемент EditText и его основные свойства;
научиться работать с обработчиком события ввода текста в EditText.
Урок 3.4. Элемент Button. Обработчик нажатия на кнопку
Цели урока:
изучить элемент Button и его основные свойства;
научиться программно изменять свойства элемента Button;
научиться обрабатывать события нажатия на кнопку.
Урок 3.5. Элементы CheckBox, RadioButton
Цели урока:
изучить элемент CheckBox и его основные свойства;
научиться работать с обработчиком события изменения состояния элемента CheckBox;
изучить элемент RadioButton и его основные свойства;
научиться обрабатывать события изменения состояния элемента RadioButton.
Урок 3.6. RecyclerView. Работа со списками
Цели урока:
познакомиться с элементом RecyclerView;
научиться заполнять элемент RecyclerView списком объектов.
Урок 3.7. ImageView. Работа с изображениями
Цели урока:
изучить элемент ImageView и его основные свойства;
научиться создавать графические ресурсы с помощью встроенного инструмента Android Studio – Asset Studio.
научиться изменять цвет простых изображений с помощью одного из свойств элемента ImageView.
Урок 3.8. Notifications
Цели урока:
изучить процесс создания и отображения Notifications;
научиться делать переход в приложение по нажатию на Notification.
Урок 3.9. Диалоги
Цели урока:
рассмотреть основные виды диалогов, использующихся в android-приложениях;
научиться создавать диалоги.
Урок 3.10. Хранение данных. Preferences
Цели урока:
изучить способ хранения данных с помощью Preferences;
рассмотреть пример использования Preferences при работе с графическим интерфейсом android-приложения.
Урок 3.11. Создание меню
Цели урока:
научиться создавать меню;
познакомиться с основными свойствами элементов меню;
научиться создавать контекстное меню, рассмотреть его отличия от обычного меню;
научиться обрабатывать событие нажатия на элемент меню.
В ходе занятий ученики получат навыки работы в программе Android Studio, изучат её основные функции и возможности, узнают, как создавать и сохранять проекты. Учащиеся смогут применить, развить и углубить имеющиеся знания по программированию. Научатся подключать и настраивать виртуальное устройство, создавать экран приложения, работать с различными компонентами интерфейса пользователя и их свойствами, обрабатывать события нажатия на кнопку и изменения текста в поле ввода, отображать уведомления, показывать диалоги, создавать обычное и контекстное меню и сохранять простейшие данные.
Для каждого практического задания будет создан мини-проект, иллюстрирующий освоение темы учеником. Итоговым заданием станет творческий проект. Ученики могут выбрать одну из тем, предложенных учителем, либо придумать свою. В результате выполнения итогового задания должно получиться приложение, которые продемонстрирует применение приобретённых знаний и навыков.
Созданная программа была апробирована в учебном процессе. Ученики работали индивидуально. Были проведены теоретические и практические занятия. В ходе занятий учащиеся научились работать в программе Android Studio, узнали о возможностях и основных инструментах программы, познакомились с процессом создания и запуска android-приложения. Изучили основные компоненты, из которых состоит приложение, и научились их применять. В результате выполнения лабораторных работ ученики получили небольшие проекты, демонстрирующие полученные навыки по работе с различными компонентами.
В настоящее время направление разработки мобильных приложений обладает большими перспективами, оно продолжает развиваться дальше, появляются новые области, в которых начинающий разработчик может себя попробовать.
Большинство людей современного поколения не может обходиться без телефона, а вместе с ним без различных приложений. Диапазон этих приложений включает в себя не только игры и социальные сети, пользующиеся наибольшей популярностью, но и действительно полезные программы, с помощью которых можно получить новые знания, развить те или иные навыки, спланировать свои дела, следить за питанием и здоровьем. Многие приложения позволяют выполнить привычные действия проще и быстрее. Спрос на мобильную разработку остаётся высоким, в связи с этим профессия в этой области может показаться привлекательной для ученика, стоящего на пороге профессионального самоопределения. Модернизация курса информатики позволит учащимся познакомиться с основами создания программ для мобильных устройств, покажет, в чём заключается работа anroid-разработчика и, возможно, окажет влияние на их выбор профессии.
Результаты внесенных в программу изменений показали положительный результат, так как не повлияли на целостность и методику. Мной был введен новый алгоритм для последовательности тематических блоков и изменен язык программирования, на более востребованный в практике. Данная программа позволяет составить индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся с учетом индивидуальных потребностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ Android Developers [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://developer.android.com. – Дата обращения: 21.07.2019.
Android Studio: особенности, достоинства и недостатки [Электронный ресурс] // Ардуино. – Режим доступа: https://arduinoplus.ru/android-studio/. – Дата обращения: 21.11.2019.
Eclipse vs Intellij IDEA vs Android Studio: опеределяем лучшую среду разработки [Электронный ресурс] // WebForMyself. – Режим доступа: https://webformyself.com/eclipse-vs-intellij-idea/. – Дата обращения: 21.11.2019.
Fandroid.info – Уроки по разработке android-приложений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fandroid.info/. – Дата обращения: 27.07.2019.
Start Android – учебник по Android для начинающих и продвинутых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://startandroid.ru/ru/. – Дата обращения: 29.09.2019.
Амелин, К.С. Введение в разработку приложений для мобильных платформ / К.С. Амелин, О.Н. Граничин, В.И. Кияев, А.В. Корявко. – СПб.: Издательство ВВМ, 2011. – 507 с.
Березовская, Ю. Разработка приложений для смартфонов на ОС Android [Электронный ресурс]. / Ю. Березовская, Е. Латухина, К. Носов, О. Юфрякова. // НОУ «Интуит». – Режим доступа: https://www.intuit.ru/studies/courses/12786/1219/info. – Дата обращения: 19.08.2019.
Босова, Л.Л. Информатика. 7-9 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 464 с.
Варакин, М.В. Разработка мобильных приложений под Android УЦ / М.В. Варакин. – М.: УЦ «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2012. – 128 с.
Голощапов, А.Л. Google Android: программирование для мобильных устройств / А.Л. Голощапов. – СПб.: БХЧ-Петербург, 2011. – 448 с.
Гузеев, В.В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе [Текст] / В.В. Гузеев // Народное образование. – 2002. – №9. – С. 113 – 122.
Дейтел, П. Android для программистов: создаём приложения / П. Дейтел, Х. Дейтел, Э. Дейтел, М. Моргано – СПб.: Питер, 2013. – 560 с.
Дэрси, Л. Android за 24 часа. Программирование приложений под операционную систему Google / Л. Дэрси, Ш. Кондер. – М.: Рид Групп, 2011. – 464 с.
Климов, А. Освой программирование играючи [Электронный ресурс]. / А. Климов. – Режим доступа: http://developer.alexanderklimov.ru/android. – Дата обращения: 27.07.2019.
Колисниченко, Д.Н. Программирование для Android 5. Самоучитель / Д.Н. Колисниченко. – СПб.: БХВ-Петербург, 2015. – 303 с.
Кузнецов, А.А. Элективные курсы образовательной области «Информатика» / Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная облась «Информатика». – М.: Вита-Пресс, 2004. С. 5 – 20.
Майер, Р. Android 4. Программирование приложений для планшетных компьютеров и смартфонов / Р. Майер; пер. с англ. ООО «Айдиономикс». – М.: Эксмо, 2013. – 816 с.
Медникс, З. Программирование под Android / З. Медникс, Л. Дорнин, Б. Мик, М. Накамура. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 560 с.
Мельникова, О. Смартфоны на Android / О. Мельникова. – М.: Эксмо, 2013. – 304 с.
О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р // Справочная система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=242634#06596069319086197. – Дата обращения: 4.11.2019.
Об элективных курсах в профильном обучении: письмо Министерства образования Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. N 14-51-277/13 // Справочная система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=450589#07291379783528165. – Дата обращения: 13.11.2019.
Пинский, А.А. Либеральная идея и практика образования / А.А. Пинский. – М.: ГУ ВШЭ, 2007 – 668 с.
Подгорная, Е.Я. Профильное обучение и социализация личности [Текст] / Е.Я. Подгорная // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 3 – С. 42 – 46.
Поляков, К.Ю. Информатика. 7-9 классы: методическое пособие / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 80 с.
Программирование под Android [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://metanit.com/java/android/. – Дата обращения: 14.09.2019.
Профильное обучение: элективные курсы для предпрофильной и профильной подготовки учеников общеобразовательной школы: учебном-методическое пособие / авт.-сост. Н.Б. Федорова, О.В. Кузнецова. – Рязань: Ряз. гос. ун-т. им. С.А. Есенина, 2011. – 88 с.
Семакин, И.Г. Информатика: методическое пособие для 7-9 классов / И.Г. Семакин, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 160 с.
Семакова, А. Введение в разработку приложений для смартфонов на ОС Android [Электронный ресурс]. / А.Семакова. // НОУ «Интуит». – Режим доступа: https://www.intuit.ru/studies/courses/4462/988/info. – Дата обращения: 3.08.2019.
Соколова, В.В. Разработка мобильных приложений: учебное пособие / В.В. Соколова. – Томск: Изд-во Томского политехнического института, 2011. – 175 с.
Сысоева, И.П. Элективные курсы и их значение в профильном обучении [Текст] / И.П. Сысоева // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2013. – №20. – С. 36 – 40.
Харди, Б. Программирование под Android. Для профессионалов / Б. Харди, Б. Филлипс; пер. с англ. Е. Матвеева. – СПб.: Питер, 2014. – 592 с.
Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.