СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка тренинга-практикума для школьной службы медиации по профилактике конфликтного поведения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг разработан для профилактики конфликтного поведения учащихся 5-6 классов.  

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка тренинга-практикума для школьной службы медиации по профилактике конфликтного поведения»

Тренинг по профилактике конфликтного поведения

Цели:



  • прояснить понятия «конфликт»;

  • помочь учащимся в осмыслении конфликтной ситуации и путей выхода из нее;

  • выявление стратегий выхода из конфликта и разрешения конфликтных ситуаций

  • формирование коммуникативной культуры.

Оборудование:



  • учебная доска, мел :

  • тексты стихотворения С. С. Михалкова «Два барана », Басня Крылова «Лебедь, рак и щука», притчи о гвоздях
    Сказка «Лиса и журавль»

  • памятка «Как выйти из конфликтной ситуации».



Контингент: учащиеся 5-6 классов



Вводная часть .

Ведущий : Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы поработаем над проблемой, которая часто возникает в классе , постараемся устранить непонимание и трудности в общении, что поможет улучшить атмосферу в классе. Поиск решения любой проблемы труден, но сначала нужно понять, что мешает, в чем заключается проблема.

Перед вами на доске буквы, они перепутались между собой , расставьте их по местам, чтобы получилось слово.

Тиклфнок ( конфликт).
Итак, конфликт, Что мы о нем знаем?
Давайте послушаем ребят из службы примирения нашей школы, Они нам помогут в сегодняшней нашей работе.
Короткое выступление медиаторов « Конфликты и их последствия»

Основная часть.



Упражнение «Я в конфликтной ситуации»



Цель: дать возможность увидеть воспринимают ли тебя другие как конфликтного человека.

Один участник выходит за дверь. Группа загадывает конкретного человека, описание его поведения в конкретной конфликтной ситуации, Основной участник отгадывает кого загадала группа.


Чтение и обсуждение притчи о гвоздях.



Цель: дать представление о последствиях деструктивного поведения

1.О чем эта притча?
2. Каким был герой притчи? Какие качества ему мешали в общении?
3. Как герою удалось победить гнев?
4.Почему важно сдерживать свой гнев?

5. Как вы понимаете слова из притчи : «Когда говоришь человеку злое у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого извинишься- шрам остается»?



Упражнение «Меняем минус на плюс»


Цель: обучение замене отрицательных моделей и качеств в поведения на положительные.

Какими качествами обладают участники конфликтных ситуаций? Давайте найдем взамен отрицательных качеств положительные, которые помогают в общении.

Например:
Грубость-вежливость

Ненависть-любовь

Обман-доверие

Злость-доброта

Унижение-уважение

Равнодушие-внимательность



Упражнение: «Что мешает?»


Цель: разбор конфликтных ситуаций, поиск способов разрешения конфликтов.

Для выполнения упражнения предлагается обсудить поведение героев стихотворений басен.

С. Михалков «Два барана », Басня Крылова «Лебедь, рак и щука»
Сказка «Лиса и журавль»

Анализ конфликтных ситуаций можно проводить, используя следующие вопросы;
1. Почему произошел конфликт?
2,Что помешало героям договориться друг с другом?
3. Как можно разрешить конфликт?
4. Как могло бы закончиться стихотворение (басня, сказка), если герои смогли разрешить конфликт и договориться?


Упражнение «Веер ситуаций» ( обучение разрешению конфликтных ситуаций).



Цель: разбор конфликтных ситуаций, поиск способов разрешения конфликтов, обучение правильной стратегии поведения в конфликте.

Предлагаются ситуации для обсуждения.

1, Кто-то из одноклассников толкнул тебя и ты упал.

2.Приятель взял с парты без разрешения твою ручку.

3.Подруги Катя и Вика пришли на контрольную работу. Вика готовилась к контрольной работе, а Катя нет. На контрольной у подруг один вариант, Катя просит списать, Как поступить Вике?

Приведите примеры конфликтов в вашем классе.
Анализ ситуаций можно продолжить , использовав в опыт наработанный в упражнении «Что мешает?».

Реальную ситуацию конфликта в классе рекомендуется разобрать с помощью медиаторов. Они предлагают памятку поведения в конфликтной ситуации и следуя ее правилам разбирают с группой конкретную конфликтную ситуацию. Ведущий помогает и направляет работу.



Упражнение-обсуждение «Необитаемый остров»



Цель: проверить знания и умения, полученные на занятии

Представьте, что ваш класс оказался на необитаемом острове, помощи ждать неоткуда.

1.Что вы будете делать, чтобы выжить?

2.Распределите роли, кто и что будет делать?

3.Как будете распределять еду: большую часть сильным ребятам, чтобы они

лучше работали или слабым, чтобы выжили?

4.Что будете делать с человеком, который захочет жить сам по себе?
5. С тем, кто заболеет?

6.Будете ли отмечать какие-либо праздники?

Вариант упражнения: учащиеся службы медиации делят класс на группы и возглавляя их проводят обсуждение заданных вопросов.
Итогом упражнения становится общее обсуждение предложений групп и выработка общей стратегии в экстремальной ситуации.



Завершение тренинга. Рефлексия.



Ведущий. Занятие подходит к концу. Ребята мы сегодня с вами работали над тем как можно разрешать конфликты. Скажите, можно ли научиться контролировать свое состояние и эмоции? Для чего это нужно?

Как вы думаете , сможете ли вы достойно выходить из конфликтных ситуаций? Что было для вас самым трудным в занятии?

А теперь сделаем такое упражнение. На одну ладонь мысленно положите те знания, с которыми вы пришли на занятие , а на другую -те, которые получили на занятии. А теперь с громким хлопком соедините ладони и скажем «Готово!». Мы теперь готовы к конфликтам и если случатся мы сможем их правильно разрешить.

По пятибалльной системе оцените занятие выбросом пальцев правой руки.

Спасибо за работу, друзья!

А закончить мне хочется словами А.М. Горького: «Если хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо- увидишь, что все станут лучше. Все к жизни

Зависит от тебя самого, поверь мне…»


Приложение.



Памятка Как правильно вести себя в конфликтных ситуациях?

1.Выслушать спокойно все претензии партнера.

2.На агрессивность партнера реагировать сдерживанием эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать

Что-нибудь доброе, неожиданное, веселое.

3.Попытаться заставить партнера говорить партнера ( только факты) и без отрицательных эмоций.

4.Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.

5. Извиниться, если в чем-то действительно неправ.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!