СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Б.Пастернак.Нравственные уроки поэта

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок - знакомство с личностью поэта через воспоминания его современников, которые позволяют проанализировать нравственную позицию Пастернака, увидеть его в разных ситуациях. Основой урока стала работа в группах, что позволяет работать с большим объёмом информации за короткое время. На уроке используются стратегии критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Б.Пастернак.Нравственные уроки поэта»

Лыжина Л.А., учитель русского языка

и литературы СШ № 43 г. Петропавловска

Урок по творчеству Б Пастернака в 11 классе

Нравственные уроки поэта ( Личность и творчество Б.Пастернака в восприятии его современников)

О нравственных качествах человека нужно судить

не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.
Б. Паскаль, французский философ 17 века

Цель урока:

- познакомить учащихся с воспоминаниями о писателе разных авторов;

- обсудить в группах позицию писателя по отношению к власти, к ситуациям, окружающим людям;

- использовать полученные знания для выступления с позицией группы;

- проанализировать причины выбора позиции писателем и способы её проявления в творчестве.

Ожидаемый результат: учащиеся познакомятся с дополнительным материалом по теме, обсудят в группах, выступят с представлением позиции писателя в группе, выскажут своё мнение о нравственной позиции Б.Пастернака

Оборудование: материалы о писателе, презентация по творчеству писателя.

1 Введение в тему урока

  1. Анализ эпиграфа

Как вы понимаете «нравственные качества человека»? Каких людей вы можете назвать нравственными ориентирами? Можно ли определить по повседневной жизни человека, насколько он нравствен? Что входит в понятие «нравственность»?

  1. По результатам беседы составляем кластер на тему «Нравственность»

  2. Таким нравственным ориентиром для многих знавших поэта был Б.Л.Пастернак – неординарная, многомерная личность, о котором оставили воспоминания многие люди, встречавшиеся с ним и хорошо знавшие его. Поэт верил, что человечество хранит в себе «большие запасы нравственных требований, лелеет мечту о другой, более мужественной и чистой жизни… Люди вырастают на голову, и дивятся себе, и не узнают – люди оказываются богатырями»

Сегодня у нас будет 5 встреч с писателем и человеком Б Пастернаком. Основой для нашего разговора будут 3 статьи о нём, воспоминания его сына и фрагмент из романа «Доктор Живаго»

2 Работа в группах

  1. Начнём с разминки. Самое важное в жизни Б Пастернака – его творчество. Насколько вы знакомы с ним?

Игра «Верю – не верю»

  1. Задания для работы в группах

1 группа

Работа по статье М Цветаевой «Эпос и лирика в современной России»

1 Прочитайте фрагменты статьи и выделите общее и особенное в личностях двух великих поэтов. Оформите запись в виде кругов Эйлера.

2 Какие нравственные уроки вы извлекли из прочитанного?

2 группа

Работа по воспоминаниям Андрея Вознесенского «Мне 14 лет»

1 Каким вы увидели Б.Пастернака через восприятие А Вознесенского?

2 Как Пастернак относился к А.Вознесенскому?

3 Как вы понимаете слова о Пастернаке, что «он подросток»?

4 Какие нравственные уроки вы извлекли из поведения Пастернака, его отношения к происходящему?

5 Изобразите графически Пастернака в восприятии Вознесенского. Какие образы вы при этом использовали и почему?

3 группа

Работа по статье Е Евтушенко «Бог становится человеком»

1 Почему Пастернак – счастливый человек, по мнению Е Евтушенко?

2 Пастернак в быту – какие уроки можно извлечь из его поведения?

3 Каково его отношение к предательству?

4 На что в поведении Пастернака обратили внимание, чему научились?

4 группа

Работа над материалами интервью Е Пастернака, сына поэта

1 Какую задачу ставил перед собой Пастернак при написании романа?

2 В чём, по мнению сына, феномен романа?

3 Можно ли назвать роман знаменателем творчества писателя?

4 Как изображает писатель представителей общества? Чем отличается от них Юрий Живаго?

5 Как относился писатель к травле?

6 Почему Пастернак не был арестован при Сталине?

7 Почему главный герой романа погибает в 1929 г?

5 группа

Работа с эпизодом из романа «Доктор Живаго , ч. 11 гл. 4

1 На что обращает внимание Юрий Живаго в мальчишках-гимназистах во время боя?

2 Почему, вопреки своей воле, Юрий Живаго берётся за оружие?

3 Каково значение в этом эпизоде описания ладанки?

4 Какие выводы можно сделать из отношения Ю Живаго к гражданской войне?

Во время выступления групп остальные учащиеся готовят вопросы по содержанию ответов и задают их выступающим.

3 Подведение итогов урока

  1. Каким мы увидели Б.Пастернака через воспоминания его современников? О чём заставило задуматься интервью с его сыном? Какова позиция писателя по отношению к классовой борьбе, гражданской войне? Какие нравственные уроки можно извлечь из знакомства с позицией писателя?

  2. Подведение итогов работы в группах

1 Назовите лучшую группу, по вашему мнению. Напишите на стикерах, что понравилось в работе этой группы.

2 Назовите лучшего выступающего. За что присуждаете награду?

  1. Рефлексия (продолжите фразу)

-- Сегодня на уроке я узнал, что…

-- Мне это знание необходимо…

--Я почувствовал, что…

Литература

1.М Цветаевой «Эпос и лирика в современной России»

2. Андрея Вознесенского «Мне 14 лет»

3. Е Евтушенко «Бог становится человеком»

4. Интервью Е Пастернака

5. Б.Пастернак. «Доктор Живаго , ч. 11 гл. 4




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!