Лыжина Л.А., учитель русского языка
и литературы СШ № 43 г. Петропавловска
Урок по творчеству Б Пастернака в 11 классе
Нравственные уроки поэта ( Личность и творчество Б.Пастернака в восприятии его современников)
О нравственных качествах человека нужно судить
не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.
Б. Паскаль, французский философ 17 века
Цель урока:
- познакомить учащихся с воспоминаниями о писателе разных авторов;
- обсудить в группах позицию писателя по отношению к власти, к ситуациям, окружающим людям;
- использовать полученные знания для выступления с позицией группы;
- проанализировать причины выбора позиции писателем и способы её проявления в творчестве.
Ожидаемый результат: учащиеся познакомятся с дополнительным материалом по теме, обсудят в группах, выступят с представлением позиции писателя в группе, выскажут своё мнение о нравственной позиции Б.Пастернака
Оборудование: материалы о писателе, презентация по творчеству писателя.
1 Введение в тему урока
Анализ эпиграфа
Как вы понимаете «нравственные качества человека»? Каких людей вы можете назвать нравственными ориентирами? Можно ли определить по повседневной жизни человека, насколько он нравствен? Что входит в понятие «нравственность»?
По результатам беседы составляем кластер на тему «Нравственность»
Таким нравственным ориентиром для многих знавших поэта был Б.Л.Пастернак – неординарная, многомерная личность, о котором оставили воспоминания многие люди, встречавшиеся с ним и хорошо знавшие его. Поэт верил, что человечество хранит в себе «большие запасы нравственных требований, лелеет мечту о другой, более мужественной и чистой жизни… Люди вырастают на голову, и дивятся себе, и не узнают – люди оказываются богатырями»
Сегодня у нас будет 5 встреч с писателем и человеком Б Пастернаком. Основой для нашего разговора будут 3 статьи о нём, воспоминания его сына и фрагмент из романа «Доктор Живаго»
2 Работа в группах
Начнём с разминки. Самое важное в жизни Б Пастернака – его творчество. Насколько вы знакомы с ним?
Игра «Верю – не верю»
Задания для работы в группах
1 группа
Работа по статье М Цветаевой «Эпос и лирика в современной России»
1 Прочитайте фрагменты статьи и выделите общее и особенное в личностях двух великих поэтов. Оформите запись в виде кругов Эйлера.
2 Какие нравственные уроки вы извлекли из прочитанного?
2 группа
Работа по воспоминаниям Андрея Вознесенского «Мне 14 лет»
1 Каким вы увидели Б.Пастернака через восприятие А Вознесенского?
2 Как Пастернак относился к А.Вознесенскому?
3 Как вы понимаете слова о Пастернаке, что «он подросток»?
4 Какие нравственные уроки вы извлекли из поведения Пастернака, его отношения к происходящему?
5 Изобразите графически Пастернака в восприятии Вознесенского. Какие образы вы при этом использовали и почему?
3 группа
Работа по статье Е Евтушенко «Бог становится человеком»
1 Почему Пастернак – счастливый человек, по мнению Е Евтушенко?
2 Пастернак в быту – какие уроки можно извлечь из его поведения?
3 Каково его отношение к предательству?
4 На что в поведении Пастернака обратили внимание, чему научились?
4 группа
Работа над материалами интервью Е Пастернака, сына поэта
1 Какую задачу ставил перед собой Пастернак при написании романа?
2 В чём, по мнению сына, феномен романа?
3 Можно ли назвать роман знаменателем творчества писателя?
4 Как изображает писатель представителей общества? Чем отличается от них Юрий Живаго?
5 Как относился писатель к травле?
6 Почему Пастернак не был арестован при Сталине?
7 Почему главный герой романа погибает в 1929 г?
5 группа
Работа с эпизодом из романа «Доктор Живаго , ч. 11 гл. 4
1 На что обращает внимание Юрий Живаго в мальчишках-гимназистах во время боя?
2 Почему, вопреки своей воле, Юрий Живаго берётся за оружие?
3 Каково значение в этом эпизоде описания ладанки?
4 Какие выводы можно сделать из отношения Ю Живаго к гражданской войне?
Во время выступления групп остальные учащиеся готовят вопросы по содержанию ответов и задают их выступающим.
3 Подведение итогов урока
Каким мы увидели Б.Пастернака через воспоминания его современников? О чём заставило задуматься интервью с его сыном? Какова позиция писателя по отношению к классовой борьбе, гражданской войне? Какие нравственные уроки можно извлечь из знакомства с позицией писателя?
Подведение итогов работы в группах
1 Назовите лучшую группу, по вашему мнению. Напишите на стикерах, что понравилось в работе этой группы.
2 Назовите лучшего выступающего. За что присуждаете награду?
Рефлексия (продолжите фразу)
-- Сегодня на уроке я узнал, что…
-- Мне это знание необходимо…
--Я почувствовал, что…
Литература
1.М Цветаевой «Эпос и лирика в современной России»
2. Андрея Вознесенского «Мне 14 лет»
3. Е Евтушенко «Бог становится человеком»
4. Интервью Е Пастернака
5. Б.Пастернак. «Доктор Живаго , ч. 11 гл. 4