СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Берегите зрение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

О бережном отношении к своим глазам. работа составлена из личного опыта

Просмотр содержимого документа
«"Берегите зрение"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»














Исследовательская работа

по теме:

«Берегите зрение!»















Выполнила: Дагбаева Баина 4 «Б» класс


Руководитель: Бадмацыренова А.А.









г. Гусиноозёрск 2022


Содержание



Введение 3

  1. Строение глаза 4-7

  1. Причины ухудшения зрения 7-8

  1. Правила бережного отношения к зрению 8-9

Заключение 10

Литература 11

Приложение 12-15











































Введение


Тема моей исследовательской работы «Берегите зрение».

Актуальность изучаемой темы. [2]
Как часто вы пользуетесь телефоном? Компьютером? Смотрите телевизор? Взрослые и дети очень много времени проводят с телефоном и за компьютером. Если предыдущее поколение - наши бабушки и дедушки, были поколением книг, то мы сейчас получаем информацию через интернет.
К сожалению, сейчас все чаще встречаются дети, уткнувшиеся в смартфоны. Чрезмерное использование гаджета может привести к ухудшению зрения. Как сберечь и сохранить зрение?
Цель [4]
Цель моей исследовательской работы - изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз.

Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме.

  2. Выяснить причины ухудшения зрения.

  3. Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению.

  4. Создать буклет «Береги зрение!»

Гиперметропия 2 и 3 степени, дисбинокулярная амблиопия 2 степени – так звучит мой диагноз. Простыми словами - у меня дальнозоркость. Предметы в далеке я вижу лучше чем вблизи, поэтому ношу очки. 2 и 3 степени означает, что оба глаза видят по разному, изза этого у меня развилась амблиопия. Амблиопия – это снижение остроты зрения. Так как это врожденное, о проблеме со зрением родители узнали когда мне было 1,5 года на обследовании у врача, но очки я начала носить с 3х лет. Сначала мне пришлось привыкнуть к ним, для этого мама стала носить очки с простыми стеклами, чтобы глядя на нее мне тоже хотелось повторить. Так я и привыкла. За очками нужен уход: протирать их специальной салфеткой, аккуратно складывать в футляр. Я обратила внимание на то, что, действительно многие дети ходят в очках. У меня возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить? В исследованиях меня поддержали мои одноклассники.


Появилась необходимость более подробно рассмотреть данный вопрос.


Использованы соответствующие методы исследования: [4]

  1. Подбор и анализ литературы.

  2. Беседа.

  3. Практические опыты.

  4. Анкетирование.

Объект исследования: глаза как органы зрения.


Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.


Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго. 







1.Строение глаза[5]


Разберемся вместе, дети: 
Для чего глаза на свете?  
Почему у всех у нас 
На лице есть пара глаз?


Глаза у Вари — карие, 
У Васи с Верой — серые, 
У маленькой Аленки 
Зеленые глазенки.


Для чего нужны глаза? 
Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой, 
Посиди совсем немножко — 
Сразу сделалось темно:  
Где кроватка, где окно? 
Странно, скучно и обидно — 
Ничего вокруг не видно.


И чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Если хочешь ты в кино —
Тоже зрение нужно.


Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.

Значит, каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!

Наталия Орлова 


Человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств. [6] У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания - кожа. Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия. 

Я поподробнее познакомилась с органами зрения.

Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.

- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

Самое острое зрение у орла. [7] Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.


[8] Как же устроены наши глаза?




Глаз — волшебный теремок,

Круглый маленький домок.

Этот дом со всех сторон

Стенкой тонкой окружён.

Стенкой гладкою и белой,

Называемую склерой.

Впереди кружочек тонкий -

Роговица, словно плёнка,

Вся прозрачна, как стекло -

В мир чудесное окно.

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый,

Впереди пред белой склерой.

Яркой радужки кружок

Украшает глаз — домок.

В центре радужки — зрачок,

Чёрный маленький кружок.

Коль светло — зрачок поуже,

Чтобы видел глаз не хуже.

Лишь стемнеет наш зрачок,

Станет сразу же широк.

Отчего зависит цвет глаз? Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин». Количество меланина определяет цвет глаз. Большое количество этого пигмента создает темные глаза (черные, карие и светло-карие), а меньшее количество формирует светлые (зеленые или голубые). Цвет глаз может меняться в течение жизни. Иногда вскоре после рождения цвет глаз меняется со светлого на темный. Это связано с накоплением меланина в радужной оболочке.

В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток.[9] Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. [10] Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.

Подбирая материал в Интернете, я нашла интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Мне захотелось их провести и поделиться выводами с одноклассниками.[11]



Опыт № 1: .[11]

Я посадила на стул своего брата Агвана и направила на него настольную лампу. 

При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются.

Делаем вывод:

Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.


Опыт № 2: [11]

Сделала трубочку из картона. Поднесла ее к левому глазу. Подняла правую руку и держала ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрела одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.

Результат:

Мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.

Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.



Опыт № 3: [12]

Зашла в темную комнату и попробовала увидеть любимую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась, и я смогла разглядеть нужную мне вещь.

Делаю выводсвязано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.



  1. Причины ухудшения зрения


Изучив строение глаза, мы поняли, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы.

Но мне хотелось знать причины ухудшения зрения и как его сохранить.

Я отправилась за помощью к врачу офтальмологу[13]

Для начала мы сделали сравнение проверки зрения на начало 1 класса. В первом классе (сентябрь 2018г.) 27 учеников из 30 имели хорошее зрение и 3 человека имели нарушение зрения. Во втором классе (сентябрь 2019 г.)25 из 30 человек имеют хорошее зрение, а детей с нарушением зрения увеличилось до 5 человек. В третьем классе ( сентябрь 2020 г.) из 30 учеников 25 имеют хорошее зрение, а количество с нарушениями 5 человек, в четвёртом классе ( сентябрь 2021г.) из 30 учащихся у 25 хорошее зрение.

Далее подробно ответила на мои вопросы о причинах ухудшения зрения. 

Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения.

Есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина - неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).Соблюдать режим дня. [14]

Изучив литературу, побеседовав с врачом, мы поняли, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и мне стало интересно: а знают ли об этом мои одноклассники? И я решила провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят нашего класса.[15]


На основе полученных результатов мы с ??? решили, что ребятам нашего класса необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения.


  1. Правила бережного отношения к зрению


Одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда?!! Это заставило детей более внимательно отнестись к своему зрению. В результате мы с одноклассниками и учителем решили выработать правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение.


  1. Большую часть времени мы проводим за письменным столом в школе или дома. Поэтому необходимо подобрать стол и стул, соответствующие росту ребенка.

  2. При выполнении уроков не наклоняться близко к тетради, книге - помнить о своей осанке.

  3. Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия и т. п.) Работая за письменным столом предпочтительнее естественный дневной свет, падающий на стол слева и спереди, а для левши - справа и спереди. Если его недостаточно, то используется искусственное освещение - это настольная лампа и общий свет. Включать общий свет нужно, чтобы не было резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой, чтобы глазам не приходилось приспосабливаться к различной степени освещенности.

  4. Нельзя читать лежа, так как не удается зафиксировать текст, и глаза быстро утомляются.

  5. Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу богатую витаминами.

  6. Регулярно проверять свои глаза, посещать окулиста не реже чем раз в год. Регулярная проверка зрения специалистом поможет выявить возможные проблемы на самых ранних стадиях и принять меры профилактики. Врач подскажет также возможные методы коррекции зрения.

  7. Особое внимание уделить правилам просмотра телевизора и работе за компьютером.

  8. Если приходится долго читать или писать, не забывать делать гимнастику для глаз. Она очень проста. Давать отдых глазам обязательно. Поработали минут 20-25 напряженно, посмотрите вдаль, в окно на небо. Это мы делаем на каждом уроке.


Следует отметить, что наши правила оказались верными, о чем подтвердила врач,

Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные:

  1. Упражнение для укрепления мышц глаз. Сядьте, крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, затем откройте глаза на такое же время. Повторите упражнение 6-8 раз.

  2. Упражнение для снижения утомления при длительной работе на близком расстоянии (чтении, письме). Встаньте. Посмотрите перед собой 2-3 секунды, затем, поднесите палец на 25-30 см перед глазами и смотрите на него 3-4 секунды. Опустите руку. Повторите упражнение 10-12 раз.

  3. Упражнения, укрепляющие мышцы глаз, выполняют стоя. Держите палец правой руки на расстоянии 25-30 см от глаз и смотрите на конец пальца 3-5 секунд. Затем повторить то же самое с левой рукой.

  4. На уроке после 25-30 минут работы можно выполнять простое упражнение: закройте глаза и посидите 1 минуту, поморгать глазами 30 секунд, посмотреть неподвижно на одну точку 30 секунд, посмотри вверх и быстро переведи глаза вниз, в стороны, а потом вверх-вниз, вправо-влево.

Эти упражнения я стараюсь выполнять ежедневно и в школе, и дома. Я хочу восстановить зрение до нормы и у меня уже есть результат. Посетив в январе детского окулиста я узнала, что зрение улучшилось до «минус 1». Это очень хороший результат!


В сети «Интернет» я нашла физминутку, которую можно проводить во время урока, чтобы наши глазa отдохнули. [16]


С помощью взрослых создан буклет «Берегите зрение!» [17, 18]



Заключение


Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения зрения, научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.

Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.






Литература[19]


  1. Большая Детская Энциклопедия. - АСТ «Астрель», 2000. – с.140-144


  1. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 1996. – с.229-232


  1. http://www.alenushka-ds.ucoz.ru/


  1. http://www.lekron.ru/


  1. http://www.medpulse.ru/


  1. http://www.sila-priroda.ru/


  1. http://www.studm.md/


  1. http://www.viki.rdf.ru/


  1. http://www.zrenimed.com/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!