СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бессоюзное сложное предложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Бессоюзное сложное предложение»

Бессоюзное сложное предложение. Сложное синтаксическое целое

Сложное предложение, части которого соединяются между собой интонационными средства без помощи союзов, называется бессоюзным сложным предложением (БСП) Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая; Под ним клубился легкий пар (А.С. Пушкин).

Между простыми предложениями бессоюзного сложного предложения могут быть разные смысловые отношения: перечисление, сопоставление, пояснение, причина, в следствии и др.

Различные смысловые отношения между простыми предложениями в БСП обусловили постановку разных знаков препинания: Посредственный врач приносит больше вреда, чем пользы: больные, оставленные без медицинской помощи, могут выздороветь, а пользованные этим врачом умрут (М.Я. Мудров).

В БСП ставятся следующие знаки препинания

Запятая

Если между частями наблюдается перечисление

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она (А.С. Пушкин)

Точка с запятой

1)Если части предложения распространены и в простых предложениях уже имеются запятые;

2)Если между частями предложения отмечается недостаточное тесная связь

Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес (А. Грин).



Окна слезились; рассветало; поздние птицы уже улетали (Ю. Тынянов)


Тире

1)Если в частях предложения отражены быстрая смена событий или неожиданный результат

2)Если в первой части предложения обозначено условие или время того, о чем говорится во второй части

3)Если содержание первой части противопоставлено содержанию второй части

4)Если содержание одной части сравнивается содержанием другой (можно поставить сравнительные союзы: как, словно, будто, точно)

5)Если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем сообщается в первой

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая (И. С. Никитин).

Сыр выпал – с ним была плутовка такова (И. Крылов).

Знай я ремесло – жил бы в городе

Солнце поднимается над лугами – я невольно улыбаюсь от радости

(М. Горький)

Семь раз отмерь – один раз отрежь

Рассмеется она – колокольчик звенит

Посмотрит – рублем одарит

(М. Горький)

Ноги бежали сами- приходилось сдерживать их торопливость

(М. Осоргин).

Двоеточие

1)Если вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части

2)Если вторая часть предложения раскрывает содержание первой части (между частями можно поставить слова: а именно, как – то)

3)Если в первой части есть глаголы видеть, смотреть, слышать, чувствовать и т.п., нуждающиеся в разъяснении, которое последует во второй части (между частями можно поставить союз что)

4)Если между первой и второй частью можно поставить слова: и увидел, и услышал, и почувствовал и д.р.

Стволы берез уже белели во мраке: приближался скудный и холодный рассвет (К. Паустовский)

Внезапно в ее жизни произошло огромное событие: пришел человек и уверенно положил ее руку на неопытную детскую головку (М. Осоргин)

Помни: все хорошее от человека

(М. Горький)

Павел чувствовал: чья-то рука касается его (М. Горький)



Я открыл глаза: садилось солнце

Запятая и тире

Если вторая часть предложения имеет присоединительное предложение

Он шел по мосту через Неву, опустив голову, и не о чем не думал, - ему хотелось спать (К. Паустовский)



СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ (ССЦ)понимается как микро текст, который состоит из нескольких самостоятельно оформленных предложений, связанных между собой по смыслу и формально-грамматически и раскрывающих содержание одной микро темы.

От сложного предложения ССЦ отличается тем, что предложения, входящие в его состав, являются более самостоятельными, а связи между ними — менее тесными. Различные по своей структуре самостоятельные предложения в составе ССЦ свободно присоединяются друг к другу, связываясь преимущественно по смыслу, так что содержание второго развивает содержа­ние первого и т.д., пока не будет раскрыта данная микро тема.




Задание

Расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Объясните условия постановки тире, двоеточия или запятой, вставляя пропущенный союз.


1. Меж тем жара начала понемногу спадать в природе стало поживее солнце уже продвинулось к лесу. 2. Листья облетели видно все насквозь вороны кричат так неприятно. 3. Не спится няня здесь так душно. 4. Милый друг ты мой не стыдись не вешай голову. 5. Будет дождик будут и грибки а буду грибки будет и кузов. 6. Слово не воробей вылетит не поймаешь. 7. В кухарке толку довольно мало то переварит то пережарит то с посудой полку уронит вечно все пересолит шить сядет не умеет взять иголку. 8. Следовало дождаться темноты днем двигаться было невозможно. 9. Он видит: богатырь убит. 10. Игнат спустил курок ружье дало осечку он спустил еще раз опять осечка он спустил в третий раз громадный огненный столб вылетел. 11. Хорошо бьет ружье с полки упало семь горшков разбило. 12. Он хотел бежать ноги не повиновались. 13. Дуб держится к земле тростиночка припала. 14. Вы проходите мимо дерева оно не шелохнется оно нежится. 15. Не стая воронов слеталась на груды тлеющих костей за Волгой ночью вкруг огней удалых шайка собралась. 16. В доме мало-помалу нарушалась тишина в одном углу где-то скрипнула дверь послышались по двору чьи-то шаги на сеновале кто-то чихнул. 17. Не с чем даже было сличить им своего житья-бытья хорошо ли они живут нет ли богаты ли они бедны ли можно ли было еще чего пожелать что есть у других. 18. Вот солнце коснулось тихой воды у берега кажется вся речка подвинулась подалась туда где окунулось солнце. 19. Двор был неприятный весь завешен огромными мокрыми тряпками заставлен чанами с разноцветной водой. 20. Напрасно глаз ищет нового предмета ни столба ни стога ни забора ничего не видно. 21. Молодые бараны удивительно любознательны им хочется узнать и что за машина появилась среди степи и что это за люди и не привезли ли они воды или люцерну. 22. Утро великолепное в воздухе прохладно солнце еще невысоко. 23. Волны звучали солнце сияло море смеялось. 24. В каких-нибудь трехстах метрах от оврага лес начал редеть посветлело тропинка обозначилась яснее. 25. Солнце село но в лесу еще светло воздух чист и прозрачен птицы болтливо лепечут молодая трава блестит веселым блеском изумруда. 26. Ключ потерян – ломайте дверь. 27. Жизнь идет земля под солнцем дышит океан колышет корабли. 28. Женщина вошла в воду и улыбнулась в воде было растворено солнце. 29. Все говорят любовь самое высокое самое неземное чувство. 30. День приближался к концу солнце стояло почти у самого горизонта.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя