СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Биологическая и социальная природа человека. Науки о человеке и их значение».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Науки, изучающие организм человека. Признаки и особенности биологической и социальной природы человека.Отличительные особенности человека от животных.

Просмотр содержимого документа
«"Биологическая и социальная природа человека. Науки о человеке и их значение».»



План – конспект урока

Предмет: биология. Класс:8.Дата пррведения:03.09.

Тема: "Биологическая и социальная природа человека. Науки о человеке и их значение».

Цель урока: знакомство учащихся с историей накопления знаний о человеке,

Планируемые результаты: учащиеся должны знать науки, изучающие человека и методы исследования, раскрывать биосоциальную природу человека.

УМК: Пономарева И.Н.

Ход урока:

1.Орг. момент

2.Актуализация знаний:

Давайте попробуем ответить на вопросы:

- Что такое человек?

- Каковы его сущность, назначение и место в мире живой природы?

Какую бы область жизни мы ни взяли, везде главное действующее лицо - человек.

Какую бы отрасль науки не представили, она, так или иначе, затрагивает человека. Человек удостоен самого пристального внимания. Справедливости ради надо признать, что человечество на протяжении истории своего развития всегда размышляло о своем значении и сути.

В народной мудрости, увековеченной в сказках, притчах, пословицах, в трудах великих мыслителей древности и высказываниях современных философов и просто обывателей живет убеждение, что человек - «Венец творения».

Поэтому эпиграфом к сегодняшнему уроку мне хотелось бы взять слова великого Гёте: «Главным предметом изучения человечества является человек».

Человек - это живой организм, как и любой другой в мире природы, осуществляющий обмен веществ с окружающей средой.

И, начиная с сегодняшнего урока, мы начнём знакомство с этим удивительным организмом.

3.Изучение нового материала:

Человек – биосоциальное существо: с одной стороны, он не может не подчиняться биологическим законам, но, с другой стороны, он живёт в соответствии с установленными им самим социальными законами.

Его особенности, так же как и особенности его соседей по планете, закреплены в наследственности. Типичные черты человека разумного - запрограммированы природой. В генах его организма записан «план», по которому неукоснительно строится человек.

Давайте попробуем сейчас составить систематическую характеристику вида Человек разумный.

К какому царству принадлежит человек?

- Животные

По каким признакам вы отнесли его именно к этому царству?






К какому типу относится человек? Вспомните, какие черты доказывают его принадлежность к данному

- Хордовые: признаки Хордовых.

По строению и расположению своих органов человек относится к классу млекопитающих.

Максимальное сходство человека обнаруживается с представителями семейства

человекообразных обезьян, или антропоидов: гориллой, шимпанзе, орангутангом, гиббоном. Общность внутреннего строения человека и антропоидов дополняется внешним сходством: у них единый план строения верхних и нижних конечностей, отсутствие хвоста, очень сходные ушные раковины, наличие ногтей на пальцах и др.

Почти невозможно различить зародыши человека, приматов и других позвоночных животных на ранних этапах развития. По данным антрополога А. Кизса, у человека и гориллы 385 общих морфологических признаков, у человека и шимпанзе- 369, у человека и орангутанга - 359. Гиббон и низшие обезьяны имеют 113-117 общих с человеком признаков.

Итак, мы вспомнили признаки основных систематических групп, к которым принадлежит человек.

А сейчас запишите систематику в своих тетрадях.

Доказательством животного происхождения человека являются наличие у него рудиментальных органов, а также атавизмов

Однако человека выделяют из мира животных принципиальные биологические отличия, такие, как вертикальное положение тела и передвижение на двух ногах (S-образная форма позвоночника, особенное развитием некоторых мышц и связок, связанных с прямохождением, расширенная форма таза, форма грудной клетки, сводчатая стопа) высокая степень развития рук и способность выполнять различные, тонкие и высокоточные операции (развитием папиллярных узоров на подушечках пальцев кисти), большой объем головного мозга, который в 2,5 раза превышает мозг антропоидов и в 3,5 раза - площадь его поверхности, и, наконец, речь, которая свойственна только человеку (особое строение аппарата голосообразования).

Вспомните детскую песенку: «Точка, точка, запятая…».

Как ребёнок представляет себе человека?

А как устроен человеческий организм?

Почему он работает так, а не иначе?

На первый вопрос дает ответ анатомия, на второй - физиология.

Человеческий организм — сложнейший комплекс различных систем. Сразу трудно представить себе, насколько совершенны физиологические и биохимичес­кие структуры сложившиеся в ходе эволюции человека.

У человека давно пробудился интерес к его собственному телу, строению, функ­циям отдельных органов. Познание собственного тела продвигалось шаг за шагом.

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с некоторыми науками и историей их развития.

определение наук.

Анатомия – наука о строении организма и его органов. Анатомия использует ряд методов, позволяющих выявлять внешнюю и внутреннюю структурную организацию органов. Выделяют методы описательные, сравнительно-анатомические и экспериментальные. Наиболее старым является метод препарирования, или рассечения. От названия этого метода появился термин "анатомия" (от греч. anatomia – рассекаю, расчленяю). С его помощью изготавливаются анатомические макропрепараты (например, мышц или нервов руки и др.).

Физиология – наука о жизненных функциях организма и его органов. Физиология – экспериментальная наука. Наблюдая и изучая жизненные явления, физиолог стремится дать им качественную и количественную характеристику, т. е. точно описать их и измерить.

Измерения требуют специальных инструментов, приборов и аппаратов, соответствующих задаче исследования, и подчас весьма сложных. Это обусловлено тем, что многие процессы столь слабы и происходят так быстро, что для их наблюдения и исследования, и тем более измерения, необходимы специальные приспособления. Поэтому уже в прошлом столетии в обиход физиологических лабораторий вошли многие регистрирующие и измерительные приборы. Особого успеха достигла инструментальная техника, применяемая при физиологических исследованиях в настоящее время, когда широко используются приборы, основанные на достижениях физики, химии, электроники и автоматики.

Гигиена – раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья. В задачу этой науки входит изучение условий жизни, работы и отдыха здоровых людей, для того чтобы сохранить и укрепить их здоровье. У этой науки есть свои методы: клинические (выяснение причин массовых заболеваний), физиологические (установление приспособительных возможностей организма к неблагоприятным условиям среды), лабораторные (анализ проб воздуха и воды). Внедряют гигиенические рекомендации в жизнь санитарные врачи.


Психология – наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуальных личностных свойствах конкретного человека. Современная психология обладает развернутой системой методов и методик исследований. Основными методами являются наблюдение и эксперимент.

Методы анатомии.

Первые опыты врачевания (напомню, анатомия и физиология - основа медицины) появились еще до возникновения человека разумного. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и иска-леченных собратьях.

Передаваемый из поколения в поколения опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению определенных знаний. Охота на животных поставляла пропитание и информацию о строении животных.

- Как вы думаете, какую?

Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи. Форма органов была известна, а об их функциях, возможно и не задумывались.

Лица, бравшие на себя роль целителей, вынуждены были упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они извлекали инородные пред-меты и производили ритуальные вмешательства.

Многочисленные археологические находки говорят о том, что древние люди про-являли коллективную заботу о больных сородичах. Без поддержки коллектива тяжелобольной индивид, с ограниченными возможностями самозащиты, неизбежно должен был бы погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой.

Так, в пещере Ла Шапель (на территории Франции) обнаружен скелет мужчины- неандертальца, который умер в возрасте около 45 лет, будучи полным калекой (деформирующий артрит позвоночника, артрит нижней челюсти и перелом бедра).

Истоки же возникновения науки следует искать в античном искусстве врачевания' который суммировал опыт предшествующих тысячелетий. Интерес к анатомии и физиологии диктовался потребностью разобраться в человеческих страданиях и, по возможности, облегчить их.

Ученый

Годы жизни

Основные идеи, вклад в науку





Деятели древней Греко-римской культуры.



4.Закрепление изученного материала:

С какими трудностями было связано становление наук анатомии и физиоло­гии?

Какие методы изучения человеческого организма использовались в древние и средние века?

Как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиологии и меди­цины?

Работа 5 стр. 4 в рабочих тетрадях.


5. Домашнее задание

стр. 3 - 4 (биосоциальная природа человека), §1 - 2, записи в тетради.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!