СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология 10 класс "Закономерности наследования" (1)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Биология 10 класс "Закономерности наследования" (1)»

Тема: «Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание» (параграф 39)

На протяжении всей истории своего существования человечество всегда интересовал вопрос о причинах сходства детей и родителей.

Почему подобное рождает подобное?

«Как он похож на своего отца!» – восклицают родственники, придя на день рождения и глядя на выросшего юношу. В голубых глазах родителей светится гордость за подрастающее поколение, а виновник торжества, невинно моргая такими же голубыми глазами, незаметно съедает приготовленные для гостей конфеты.

Мы наследуем от своих родителей не только цвет глаз и волос, форму носа и группу крови. Мы наследуем черты темперамента и особенности движений, склонность к изучению языков и способность к математике. Мы рождаемся на свет, имея свой уникальный наследственный материал, ту программу, на основе которой под влиянием факторов внешней среды, мы станем такими, какие мы есть – неповторимые и в то же время похожие на предыдущие поколения.

В далеком 1843 году в Чехии в монастырской школе работал преподавателем физики и природоведения молодой послушник. В комнате его жил ёжик, белые и серые мыши, был он хорошим флористом. В маленьком монастырском садике занимался опытами по скрещиванию гороха. Он поставил перед собой задачу – разрешить проблему наследования признаков в числовом охвате – и в этом его гениальность. Этот знаменитый учёный… (записать имя ученого)

Именно он сформулировал основные законы наследственности. Но эта работа была не замечена научным миром. И в 1871 году Мендель оставил опыты навсегда. В конце своей жизни он сказал: “мои научные труды доставили мне много удовольствия, и я убежден, что не пройдет много времени – и весь мир признает результаты моих трудов”.

И он не ошибся. Законы наследования признаков, установленные Менделем, определили развитие генетики как науки на весь последующий период. Однако работы Менделя опередили своё время; они были оценены по достоинству только через 35 лет»

Наследственность и изменчивость – два свойства живых организмов, неразрывно связанные друг с другом как две стороны одной медали.

Какая наука занимается изучением этих свойств? (ответ записать в тетрадь)

Есть два основных понятий данной науки:

1. Наследвственность — это способность живых организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития следущему поколению.

2. Изменчивость — способность живых организмов существовать в различных формах, т. е. приобретать в процессе индивидуального развития признаки, отличные от качеств других особей того же вида.

(записать определения в тетрадь)

Наследственность обеспечивает материальну и функциональную приемственность между поколениями, сохраняя определенный порядок в природе. Основными структурами, которые обеспечивают материальную основу наследственности, являются хромосомы. Строго говоря, мы наследуем не свойства, а генетическую информацию. Материальная приемственность между поколениями в сходстве родителей и потомков по морфологическим, биологическим и анатомическим признакам. А функциональная приемственность заключается в сходстве инстинктов в поведении родителей и потомков.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

обеспечивает (составить схему по предыдущему тексту)

Реализация наследственной информации находится под постоянным давлением факторов окружающей среды. Однако следует отметить, что существуют признаки, проявление которых не зависит от влияния внешней среды. Где бы мы ни жили: на севере или юге, как бы нас ни кормили в детстве и какими бы болезнями мы не болели, группа крови, с которой мы родились, останется неизменной на протяжении всей жизни.

  • Откройте учебник стр. 140-142, прочитайте текст и ответьте на вопросы:

    1. Кто считается основоположником генетики?

    2. Перечислите основные особенности работы Г. Менделя?

    3. В каком году была открыта закономерность наследования признаков в потомстве гибридов?

Классичесикм примером моногибридного скрещивания является скрещивание растений гороха, имеющих желтые и зеленые семена.

При скрещивании сорта гороха,

имеющего желтые семена, с растением, имеющим зеленые семена, все потомство первого поколения получилось с желтыми семенами. Обнаруженная Г. Менделем закономерность получила название правила единобразия гибридов первого поколения, или закона доминирования (1 закон Менделя).

Признак, который проявляется в первом поколении, получил название доминантного (желтая окраска), а признак непроявившийся (подавленный признак) – рецессивного (зеленая окраска). Мендель для записи результатов скрещивания ввел генетическую символику: (записать в тетрадь)

P – (от лат. Парента – родители) – родительское поколение

  • F1 – (от лат. Филии – дети) – гибриды первого поколения

  • F2 – гибриды второго поколения

  • ♀ – зеркало Венеры – женская особь

  • ♂– копье Марса – мужская особь

  • Х – знак скрещивания

  • А – доминантный ген, отвечающий за формирование желтой окраски семян

  • а – рецессивный ген, отвечающий за зеленую окраску.

Составляя схему скрещивания, необходимо помнить, что каждая соматическая клетка имеет диплоидный набор хромосом. Все хромосомы парны. Гены, определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом, называют аллельными. В зиготе всегда два аллельных гена, и генотипическую формулу по любому признаку необходимо записывать двумя буквами. Если какая-либо пара аллелей представлена двумя доминантными (АА) или двумя рецессивными (аа) генами, такой организм называется гомозиготным. Если в одной и той же аллели один ген доминантный, а другой рецессивный, то такой организм называют гетерозиготным (Аа)

I закон Менделя:
При скрещивании двух гомозиготных организмов все гибриды первого поколения окажутся единообразными как по фенотипу, так и по генотипу, и будут нести в генотипе признаки обоих родителей. (записать в тетрадь)


Затем Г. Мендель провел скрещивание гибридов первого поколения между собой и вот, что у него получилось можно увидеть на рисунке.

Мы видим, что по фенотипу произошло расщепление 3:1, а по генотипу 1АА: 2Аа: 1аа

II закон Менделя:
При скрещивании двух гетерозиготных особей (гибридов Аа), имеющих пару альтернативных вариантов одного признака, в потомстве происходит расщепление по этому признаку в соотношении 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу
(записать в тетрадь)




Решая любую задачу по генетике, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

а) Прочитать условие задачи от начала до конца.

б) Перевести данные задачи в генетические символы.

в) Записать условие задачи в краткой форме.

г) Осуществить решение, опираясь на соответствующую закономерность.

д) Прочитать условие задачи ещё раз и сверить с решением, то ли найдено.

е) Написать ответ в согласии с условием задачи.


Решите задачи:

1. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?


2.Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей?


3.У арбуза зеленая окраска плодов доминирует над полосатой. Определите окраску плодов арбузов, полученных от скрещивания гетерозиготных растений?


4.У человека близорукость доминирует над нормальной остротой зрения. Гомозиготная близорукая женщина выходит замуж за мужчину с нормальной остротой зрения. Каких детей можно ожидать от этого брака?


5.У собак висячие уши доминируют над стоячими. От скрещивания гетерозиготных собак с висячими ушами с собаками, имеющими стоячие уши. получено 214 щенков. Сколько щенков имеют стоячие уши?













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!