СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле. Границы биосферы».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле. Границы биосферы».»

Тема урока: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле.

Границы биосферы».

Ход урока.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Наша планета состоит из нескольких оболочек:

1.Твердая внешняя оболочка Земли называется литосферой (от греч. lithos– камень),
2. Воздушная – атмосферой (от греч. atmos – пар).

3.Воды Земли, которые находятся в жидком, твердом и газообразном состоянии, объединяются в гидросферу (от греч. hydor – вода).

4.Среда обитания живых организмов, в том числе человека, называется биосферой (от греч. bios – жизнь).

Главное, что отличает Землю от других планет Солнечной системы – это наличие жизни. Объясните, почему в Солнечной системе жизнь существует только на планете Земля?

Положение Земли в Солнечной системе, ее размеры и масса позволяют ей иметь воздушную и водную оболочки, состав которых благоприятствовал созданию условий для существования на ней жизни.

Усвоение новых знаний.

Что такое биосфера? Найдите понятие, запишите.

Оболочка Земли, заселённая живыми организмам

Понятие “биосфера” впервые было упомянуто в книге “Гидрология” (1802 г.) французским естествоиспытателем Ж.Б.Ламарком.

Термин “биосфера” был введен в 1875 году австрийским геологом, президентом Венской академии наук, профессором Эдуардом Зюссом.

Выделил эту земную оболочку как самостоятельную и создал учение о биосфере один из крупнейших отечественных исследователей, академик В. И. Вернадский (1863-1945).

Биосфера возникла гораздо позже, чем другие земные оболочки. Попробуйте представить себе, как бы выглядела Земля без растений и животных. Вместо травы, лесов, кустарников — голые скалы. Вместо шума листвы, шуршания травы, пения птиц — полная тишина.

Задание. Анализ рисунка 102 на странице 150

Ученые считают, что образование планеты Земля произошло примерно 4,5 млрд. лет назад.

Первые живые организмы появились в океане около 3 млрд. лет назад.

Развитие растительности на суше началось 300 млн. лет назад, птиц и млекопитающих – 50 млн. лет назад. А предки человека появились всего 2 млн. лет назад.

Границы биосферы

Эдуард Зюсс определял биосферу как “тонкую пленку на земной поверхности, которая в значительной степени определяет облик всей планеты”.

Работа с учебником. Распространение живых организмов.

Биосфера – пространство, в котором существует жизнь.

 По теории академика В.И.Вернадского, верхняя и нижняя граница биосферы определяются факторами земной среды, которые делают возможным или невозможным существование живых организмов.

 Физическим пределом распространения жизни в атмосфере является озоновый слой, расположенный в среднем на высоте 20 км от поверхности Земли. Озоновый слой ограничивает распространение жизни, так как выше его концентрация ультрафиолетовых лучей превосходит допустимую для живых организмов. В океанах нижняя граница жизни достигает глубины свыше 10 км. По учению В.И.Вернадского, в литосфере нижняя граница биосферы проходит на глубине 3-3,5 км ниже земной поверхности и имеет нечеткий характер. Она определяется такой температурой земных недр, при которой жизнь невозможна. За такой предел Вернадский принял температуру +100о С.

 Таким образом, толщина биосферы составляет немногим более 20 км.

Закономерности распространения живых организмов.

Дискуссия.

- Где условия будут самыми идеальными? Где сосредоточено большинство живых организмов?

В современной биосфере жизнь в основном сосредоточена на земле и вблизи от нее.

Границы существования живых организмов определяются наличием необходимых условий для жизни.

- Что необходимо для существования?

На существование живого в литосфере (твёрдой оболочке) и гидросфере (водах Мирового океана) влияет отсутствие света, кислорода, необходимой температуры для жизни. Живые организмы в литосфере встречаются на глубине 5 км, в гидросфере – на глубине около 11 км.

Разнообразие живых организмов

Задание. Кластер.

Определите, о представителях какого царства живой природы идет речь? Заполните кластер царства живой природы. Приведите примеры организмов каждого из царств.

Это мельчайшие живые существа, которые обитают всюду: в воздухе, воде, почве. Одни из древнейших организмов на нашей планете. Большинство из них использует в пищу готовые питательные (органические) вещества, разрушая мертвые остатки или паразитируя на живых организмах. (Бактерии)

Характерная черта этих организмов состоит в том, что они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические вещества, получая достаточно света, углекислого газа из воздуха и минеральных солей из почвы. (Растения)

Представителей этого царства больше всего в природе. Практически все из них питаются готовыми органическими веществами. Отличает их от других организмов то, что они могут самостоятельно передвигаться. (Животные)

Эти организмы неподвижны, но не могут сами создавать органические вещества, используя солнечный свет, углекислый газ и минеральные соли. Среди них выделяют шляпочные и плесневые. (Грибы)

Приводит примеры организмов разных царств.



Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

ИНТЕРЕСНО.

Общая масса живых организмов биосферы Земли составляет не более 0,1% массы земной коры. Если литосферу представить в виде каменной чаши массой 4 кг, то гидросфера вместилась бы в этой чаше и имела бы массу 400 г. Масса атмосферы была бы равна массе медной монетки, а масса живого вещества – почтовой марке. Однако миллиарды лет из поколения в поколение живые организмы перерабатывали вещество земных оболочек.

Д/З параграф 46, вопросы после параграфа.




2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!