СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Борис Леонидович Пастернак

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Философская направленность стихов Б.Л.Пастернака.

Просмотр содержимого документа
«Борис Леонидович Пастернак»

Лирика  Бориса Леонидовича Пастернака  Изучение темы в 11 классе   Работа выполнена учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ №2» Афанасьевой Татьяной Анатольевной

Лирика Бориса Леонидовича Пастернака Изучение темы в 11 классе

Работа выполнена

учителем русского языка и литературы

МОУ «СОШ №2»

Афанасьевой Татьяной Анатольевной

 1890-1960 Борис Леонидович Пастернак Стихи 11 класс

1890-1960

Борис Леонидович Пастернак

Стихи

11 класс

Стихи Бориса Пастернака заставляют задуматься о жизни, о взаимоотношениях между людьми, о собственном понимании и восприятии мира. Философский подход свойственен всему творчеству этого русского поэта серебряного века. Критики справедливо называют его поэтом-мыслителем.

Какие философские мотивы характерны для лирики Б.А.Пастернака?

  • Философская направленность лирических произведений Пастернака определена его постоянными мыслительными усилиями, которые направлены на поиск основ, целей.
  • Главная тема философской поэзии Пастернака – «живая жизнь», которая объединяет людей и их окружение.
  • Для позднего периода творчества Б.Пастернака характерно философское осмысление судьбы и взаимоотношений человека и истории.
  • Человек с высокими нравственными идеалами, может быть незаметен в общей массе, но способен совершить подвиг, утверждая силу жизни, торжество бытия.
  • Пастернак поднимает в своем творчестве основную философскую проблему — бытия.
  • Жизнь – это чудо, дарованное свыше, способное исцелить любую боль.
  • Отличная черта философской лирики Пастернака – в каждую строку надо вчитаться и задуматься.
  • Философские произведения Пастернака полны жизнеутверждающей силы и оптимизма.

Особенность философской мысли Пастернака, или, точнее, способа ее выражения, - то, что она нигде не дана явным образом, открыто. Поэзии вообще это не свойственно, но у Пастернака глубинный подтекст стиха зашифрован, запрятан особенно утонченно, на гране риска. Читающий Пастернака, должен сам пройти путь от поэтического образа к философскому обобщению. Автор даёт исходный материал для напряженных мысленных поисков, впрочем, он даёт и вехи для указания пути, рассыпая здесь и там намеки. А основная философская позиция поэта остается словно «за кадром».

Читать стихи Пастернака нелегко. И не потому, что сложна поэтика. Скорее, тяжело читать произведения, наполненные глубиной и динамичностью мысли. Когда-то он сказал, что философия - это листва поэзии и, читая произведения мастера, убеждаешься в его правоте.

Да, в мире много драматического, несчастий, но через трагедии и горести человек идёт к новому пониманию жизни. Миром правит любовь. Люди должны это понять и принять.

«Быть знаменитым некрасиво…» Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись.  Цель творчества - самоотдача,  А не шумиха, не успех.  Позорно, ничего не знача,  Быть притчей на устах у всех.  Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов  Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов.  И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой  Отчёркивая на полях.  И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги,  Как прячется в тумане местность, Когда в ней не видать ни зги.  Другие по живому следу  Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы  Ты сам не должен отличать.  И должен ни единой долькой  Не отступаться от лица,  Но быть живым, живым и только,  Живым и только до конца.  1956    Леонид Пастернак «Муки творчества»

«Быть знаменитым некрасиво…»

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

1956

Леонид Пастернак «Муки творчества»

«ГАМЛЕТ»  Г ул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку,  Я ловлю в далёком отголоске, Что случится на моём веку.  Н а меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси.  Я люблю Твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идёт другая драма, И на этот раз меня уволь.  Н о продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти. 1946 (Из романа

«ГАМЛЕТ»

Г ул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моём веку.

Н а меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю Твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идёт другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Н о продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти.

1946

(Из романа "Доктор Живаго")

В.Г.Перов. «Христос в Гефсиманском саду»

В стихотворении отразилась трагическая судьба русской интеллигенции, которой, подобно шекспировскому герою, приходилось решать, быть или не быть, и выбирать, кто будет определять её жизнь.

«Во всём мне хочется дойти До самой сути…»

Во всём мне хочется дойти

Я б разбивал стихи, как сад.

До самой сути.

Всей дрожью жилок

В работе, в поисках пути,

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок.

В сердечной смуте.

В стихи б я внёс дыханье роз,

До сущности протекших дней,

Дыханье мяты,

До их причины,

До оснований, до корней,

Луга, осоку, сенокос,

До сердцевины.

Грозы раскаты.

Всё время схватывая нить

Так некогда Шопен вложил

Судеб, событий,

Живое чудо

Жить, думать, чувствовать, любить,

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.

Свершать открытья.

Достигнутого торжества

О, если бы я только мог

Игра и мука –

Хотя отчасти,

Натянутая тетива

Я написал бы восемь строк

Тугого лука.

О свойствах страсти.

1956

* Фольва́рк  (польск.  folwark  от диалектизма нем. Vorwerk) — мыза, усадьба, обособленное поселение, принадлежащее одному владельцу, помещичье хозяйство. 

О беззаконьях, о грехах,

Бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах,

Локтях, ладонях.

Я вывел бы её закон,

Её начало,

И повторял её имен

Инициалы.

Философская направленность лирических произведений Пастернака определена его постоянными мыслительными усилиями, которые направлены на поиск основ, целей. Желание  «докопаться до самой сути»  характерно для многих произведений поэта, написанных в разные годы. Поэтому он хочет показать читателю не только внешнее, но и проникнуть в самую суть каких-то обычных вещей, явлений.

 «Зимняя ночь»    Мело, мело по всей земле Во все пределы.  Свеча горела на столе, Свеча горела.  Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора  К оконной раме.  Метель лепила на стекле  Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела.  На озарённый потолок Ложились тени,  Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья.  И падали два башмачка Со стуком на пол, И воск слезами с ночника  На платье капал.  И всё терялось в снежной мгле,  Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела.  На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно.  Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела. 1946 (Из романа

«Зимняя ночь»

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озарённый потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол,

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

1946

(Из романа "Доктор Живаго")

Рассматривая «Зимнюю ночь» в контексте борьбы за выживание, можно догадаться: метель, февральская стужа и ветер символы смерти. А пламя свечи, неровное, едва теплящееся-синоним жизни, покидающей не только смертельно больного доктора Живаго, но и самого Б.Пастернака.

«О, знал бы я, что так бывает…»

Нобелевская премия

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Я пропал, как зверь в загоне.

Что строчки с кровью - убивают,

Нахлынут горлом и убьют!

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони.

Мне наружу ходу нет.

От шуток с этой подоплекой

Я б отказался наотрез.

Начало было так далеко,

Тёмный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Так робок первый интерес.

Путь отрезан отовсюду,

Будь что будет, всё равно.

Но старость - это Рим, который

Взамен турусов и колес

Что же сделал я за пакость,

Не читки требует с актера,

А полной гибели всерьез.

Я, убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Когда строку диктует чувство,

Над красой земли моей.

Оно на сцену шлет раба,

Но и так, почти у гроба,

И тут кончается искусство,

Верю я, придёт пора –

И дышат почва и судьба.

1932

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

1959

При написании стихотворения, продиктованного подлинным чувством, поэт будто приносит человечеству в жертву самое дорогое, что имеет. Лирик, как и выходящий на театральные подмостки артист, открыт для мира. Люди внимательно слушают его речи, надеясь обрести внутреннюю силу. Главная задача человека творческого – не разочаровать их..

Вынеся в заглавие причину своей печали, автор сообщает тему стихотворения и делает Нобелевскую премию символом высших заслуг и высших наказаний.

«Золотая осень» В сем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озёра. Как на выставке картин:  Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. Липы обруч золотой Как венец на новобрачной. Лик берёзы под фатой Подвенечной и прозрачной. Погребённая земля Под листвой в канавах, ямах. В жёлтых клёнах флигеля , Словно в золочёных рамах, Где деревья в сентябре На заре стоят попарно,  И закат на их коре  Оставляет след янтарный, Где нельзя ступить в овраг, Чтоб не стало всем известно: Так бушует, что ни шаг, Под ногами лист древесный, Где звучит в конце аллей Эхо у крутого спуска И зари вишнёвый клей Застывает в виде сгустка. Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья, Где сокровищ каталог Перелистывает стужа. 1956     Шильдер А. Н .

«Золотая осень»

В сем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой

Как венец на новобрачной.

Лик берёзы под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Погребённая земля

Под листвой в канавах, ямах.

В жёлтых клёнах флигеля

, Словно в золочёных рамах,

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный,

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный,

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишнёвый клей

Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа.

1956

Шильдер А. Н ."Лесной пейзаж с рекой"

Говоря в своих стихах о природе, поэт не довольствуется просто описанием, изображает ее как живую личность. Окружающие его деревья, дожди живут в его душе. Состояние поэта сливается воедино с природой.

 «Снег идёт, снег идёт…»    Снег идёт, снег идёт. Потому что жизнь не ждёт.  К белым звёздочкам в буране Не оглянешься - и святки. Тянутся цветы герани  За оконный переплёт.  Только промежуток краткий,   Смотришь, там и Новый год.   Снег идёт, и всё в смятеньи, Снег идёт, густой-густой.  Bсё пускается в полёт, -  Чёрной лестницы ступени,  В ногу с ним, стопами теми,  В том же темпе, с ленью той Перекрёстка поворот.  Или с той же быстротой,  Снег идёт, снег идёт,  Может быть, проходит время?  Словно падают не хлопья, Может быть, за годом год  А в заплатанном салопе  Сходит наземь небосвод. Следуют, как снег идёт,  Или как слова в поэме?  Словно с видом чудака,   С верхней лестничной площадки,  Снег идёт, снег идёт,  Снег идёт, и всё в смятеньи:  Крадучись, играя в прятки, Убелённый пешеход, Сходит небо с чердака.  Удивлённые растенья, Перекрёстка поворот. 1957

«Снег идёт, снег идёт…»

Снег идёт, снег идёт.

Потому что жизнь не ждёт.

К белым звёздочкам в буране

Не оглянешься - и святки.

Тянутся цветы герани

За оконный переплёт.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и Новый год.

Снег идёт, и всё в смятеньи,

Снег идёт, густой-густой.

Bсё пускается в полёт, -

Чёрной лестницы ступени,

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Перекрёстка поворот.

Или с той же быстротой,

Снег идёт, снег идёт,

Может быть, проходит время?

Словно падают не хлопья,

Может быть, за годом год

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Следуют, как снег идёт,

Или как слова в поэме?

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Снег идёт, снег идёт,

Снег идёт, и всё в смятеньи:

Крадучись, играя в прятки,

Убелённый пешеход,

Сходит небо с чердака.

Удивлённые растенья,

Перекрёстка поворот.

1957

«Февраль. Достать чернил и плакать…» Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть  Весною чёрною горит.  Достать пролётку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колёс, Перенестись туда, где ливень  Ещё шумней чернил и слёз.  Где, как обугленные груши,  С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат  Сухую грусть на дно очей.  Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Фото Т.А.Афанасьевой В стихах Б.Л. Пастернака всегда завораживает его особое отношение к миру, его умение во всякой картине увидеть красоту и передать это неуследимое чувство любования жизнью.

«Февраль. Достать чернил и плакать…»

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

Достать пролётку.

За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колёс, Перенестись туда, где ливень

Ещё шумней чернил и слёз.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.

Фото Т.А.Афанасьевой

В стихах Б.Л. Пастернака всегда завораживает его особое отношение к миру, его умение во всякой картине увидеть красоту и передать это неуследимое чувство любования жизнью.

 «Ночь»     В Париже из-под крыши   Венера или Марс   Глядят, какой в афише   Объявлен новый фарс.  Идет без проволочек   И тает ночь, пока   Над спящим миром летчик   Уходит в облака.  Кому-нибудь не спится   В прекрасном далеке   На крытом черепицей   Старинном чердаке.  Он потонул в тумане,   Исчез в его струе,   Став крестиком на ткани   И меткой на белье.  Он смотрит на планету,   Как будто небосвод   Относится к предмету   Его ночных забот.  Под ним ночные бары,   Чужие города,   Казармы, кочегары,   Вокзалы, поезда.  Не спи, не спи, работай,   Не прерывай труда,   Не спи, борись с дремотой,   Как летчик, как звезда.  Всем корпусом на тучу   Ложится тень крыла.   Блуждают, сбившись в кучу,   Небесные тела.  Не спи, не спи, художник,   Не предавайся сну.   Ты вечности заложник    У времени в плену.  1956  И страшным, страшным креном   К другим каким-нибудь   Неведомым вселенным   Повернут Млечный путь.  В пространствах беспредельных   Горят материки.   В подвалах и котельных   Не спят истопники.

«Ночь»

В Париже из-под крыши  Венера или Марс  Глядят, какой в афише  Объявлен новый фарс.

Идет без проволочек  И тает ночь, пока  Над спящим миром летчик  Уходит в облака.

Кому-нибудь не спится  В прекрасном далеке  На крытом черепицей  Старинном чердаке.

Он потонул в тумане,  Исчез в его струе,  Став крестиком на ткани  И меткой на белье.

Он смотрит на планету,  Как будто небосвод  Относится к предмету  Его ночных забот.

Под ним ночные бары,  Чужие города,  Казармы, кочегары,  Вокзалы, поезда.

Не спи, не спи, работай,  Не прерывай труда,  Не спи, борись с дремотой,  Как летчик, как звезда.

Всем корпусом на тучу  Ложится тень крыла.  Блуждают, сбившись в кучу,  Небесные тела.

Не спи, не спи, художник,  Не предавайся сну.  Ты вечности заложник   У времени в плену.

1956

И страшным, страшным креном  К другим каким-нибудь  Неведомым вселенным  Повернут Млечный путь.

В пространствах беспредельных  Горят материки.  В подвалах и котельных  Не спят истопники.

«Никого не будет в доме…»

***

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один

Любить иных - тяжёлый крест,

Зимний день в сквозном проёме

А ты прекрасна без извилин,

Незадёрнутых гардин.

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк маховой.

Весною слышен шорох снов

Только крыши, снег и, кроме

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Крыш и снега, - никого.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

И опять зачертит иней,

Легко проснуться и прозреть,

И опять завертит мной

Словесный сор из сердца вытрясть

Прошлогоднее унынье

И дела зимы иной,

И жить, не засоряясь впредь.

Всё это - не большая хитрость.

И опять кольнут доныне

1931

Неотпущенной виной,

И окно по крестовине

Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере

Пробежит вторженья дрожь.

Тишину шагами меря,

Ты, как будущность, войдёшь.

Ты появишься из двери

В чём-то белом, без причуд,

В чём-то впрямь из тех материй,

Из которых хлопья шьют.

Худоник Юшина Елена

Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь.Любовь - не просто человеческое чувство, но принцип жизни, его первооснова. 

Использованы материалы: http://samarus-school.ru/kakie-filosofskie-motivy-kharakterny-dlya-liriki-b-a-pasternaka.html https://artchive.ru/artists/28445~Andrej_Nikolaevich_Shilder/works/406605~Lesnoj_pejzazh_s_rekoj http://www.photoforum.ru/photo/605905/index.ru.html http://elenayushina.arts.in.ua/gallery/ http://pishi-stihi.ru/gamlet-pasternak.html https://otvet.mail.ru/question/176846702 http://iumka.ru/literatura/analiz-stihov/item/23403

Использованы материалы:

  • http://samarus-school.ru/kakie-filosofskie-motivy-kharakterny-dlya-liriki-b-a-pasternaka.html
  • https://artchive.ru/artists/28445~Andrej_Nikolaevich_Shilder/works/406605~Lesnoj_pejzazh_s_rekoj
  • http://www.photoforum.ru/photo/605905/index.ru.html
  • http://elenayushina.arts.in.ua/gallery/
  • http://pishi-stihi.ru/gamlet-pasternak.html
  • https://otvet.mail.ru/question/176846702
  • http://iumka.ru/literatura/analiz-stihov/item/23403


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!