7
«Будущее города создаём сегодня»
От степных куреней, от казачьих простых поселений,
От набегов татарских твоя начиналась пора…
Сотни лет отцвело, и немало ушло поколений,
Не стареешь лишь ты, современник эпохи Петра!
Говорю о тебе, и слова, будто чуткие струны,
Наполняются чувством, волнуясь, ликуя, звеня.
Город мой над Хопром, ты растёшь белокаменный, юный,
В соловьином краю ты растёшь на глазах у меня. (Борис Рубанский)
Огромная человеческая любовь к Родине вырастает из любви к малой родине, которая появляется ещё в детстве. Любить Родину невозможно заставить, любовь к Родине можно только воспитать!
Воспитание достойных граждан нашего города легло в основу программы «Лестница успеха», которую я реализую в своей воспитательной работе с классом. Программа нацелена на движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.
Важной ступенью воспитательной программы является сохранение преемственности поколений. Класс состоялся тогда, когда существует культура классного коллектива, его традиции. В нашем классе традиционными стали праздники радости в начале учебного года, например такие, как «Вперёд в светлое будущее» и день рождения 10 класса.
В среднем звене учащиеся выпускали классную газету «7 и 8 класс информирует», в старших классах - создают видеоролики. Это позволяет учащимся научиться находить, обрабатывать и преподносить нужную информацию, а мне, как классному руководителю, проводить коррекционную воспитательную работу с учащимися.
Полезным делом в нашем коллективе стало оформление «Книги рекордов нашего класса». Каждый стремится сделать что-то особенное, полезное для всех, то, чем класс будет гордиться.
Традиционными стали в нашем классе дни сюрпризов. Такой праздник мы проводим в первый день каждой четверти. К этому дню ребята готовятся особо! Условие одно – все сюрпризы делаются своими руками. Конверты с добрыми пожеланиями, открытки с новым годом и Рождеством Христовым, закладки с фотографиями класса.
Идя в будущее, мы не забываем о тех, кто подарил нам сегодняшний мирный день. Уважение к старшим - отличительная черта русского человека.
3 года назад мы познакомились с Василием Андреевичем Горбуновым. Он ветеран Великой Отечественной войны и бывший учитель музыки нашей школы. Мы с ребятами - частые гости в доме Василия Андреевича: день знаний и день учителя, новый год и Рождество Христово, которое совпадает с его днём рождения, день победы в Великой Отечественной войне и в Сталинградской битве - со всеми этими праздниками мы поздравляем нашего дорогого ветерана, творим для него открытки и сочиняем поздравления. Василий Андреевич всегда в курсе всех наших интересных дел, он поддерживает и радуется нашим победам. Мы стараемся не только прийти в гости с поздравлением, но и оказать необходимую помощь. Это способствует развитию волонтёрского движения. Такое тесное содружество помогает укрепить связь поколений. Заложенные Василием Андреевичем традиции продолжают жить. Гордостью школы является хор.
Учащиеся моего класса тоже поют в школьном хоре «Счастливые дети».
В составе хора, ансамблей и с сольными выступлениями они завоевали 29 победных и призовых дипломов. Мои ребята - постоянные участники хоровых соборов, которые проводятся и в нашем городе, и в городе Волгограде, целью их является духовно-нравственное воспитание учащихся.
Следующей ступенью воспитательной работы является формирование здорового образа жизни. Класс живёт под девизом: «Здоровым быть модно!» Для каждого неприемлемы вредные привычки, а занятия спортом - любимое дело.
Ребята активно занимаются пропагандой по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. В среднем звене они разрабатывали памятки, в старшем - занимаются съёмкой и монтажом видеороликов. В сентябре 2017 года учащиеся класса заняли 2 место на городском конкурсе, представив обучающий ролик «Правила дорожного движения для велосипедистов».
Спартакиады школьников, чемпионаты и первенства города по волейболу и баскетболу, «Президентские спортивные игры», соревнования по стрельбе и настольному теннису, военно-патриотическая игра «Зарница», танцевальный марафон здоровья - это неполный перечень тех мероприятий, участниками которых являются ребята моего класса.
На областном и муниципальном уровне за 3 с половиной года ребята завоевали 64 победных и призовых диплома!
Проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека. В связи с этим уделяю особое внимание проведению целенаправленной профориентационной работы, наглядно показывая профессии, которые востребованы сегодня в нашем городе. Мною разработан ряд классных часов, направленный на осознанный выбор профессии. Ребята знакомятся с профессиями во время экскурсий по предприятиям города и района.
Посетили 2-й отряд противопожарной службы, Балашовскую электроподстанцию, завод агромаш. Учащимися класса стали участниками профориентационных встреч с преподавателями Волгоградского техникума железнодорожного транспорта, Российского Университета Дружбы Народов, с представителями средних учебных заведений города Урюпинска.
Это всё служит мотивацией учебной деятельности, повышению качества знаний.
Большинство ребят уже определились с будущей профессией, часть из них планирует вернуться в родной город. Важной ступенью учебно-воспитательной работы являются гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, становление ребёнка как гражданина родной земли, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
По этим направлениям проводились различные мероприятия: классные часы, уроки мужества, экскурсии по городу и в музеи города, - посещение Покровского кафедрального собора, - храма Рождества Пресвятой Богородицы в хуторе Котовском, - храма Всех Святых на Мамаевом кургане и - Свято-Духовского мужского монастыря в городе Волгограде, - Усть-медведицкого Спасо-преображенского монастыря в городе Серафимовиче.
Собранный материал стал основой проектной деятельности.
За время работы с классным коллективом в рамках проектной технологии были реализованы следующие проектно-исследовательские работы и творческие проекты: «Чудо-инструменты», «Интересные истории из жизни русских композиторов», «Храм златоглавый», «Восстановить не можем, но не позволим забыть», «Души моей покой», «Утраченный, но не забытый», «Венок песенной славы», «Защитники Отечества».
Остановлюсь на проектно-исследовательских работах, связанных с историей нашего города.
В течение четырёх лет во время летних каникул ребята творческого отряда «Счастливые дети», основу которого составляли учащиеся моего класса, творили храмы в технике модульного оригами.
Работа начиналась с изучения казачьей православной истории родного города Урюпинска. Время не сохранило для нас некоторые памятники духовной культуры города. Так Христорождественская церковь и храм Вознесения Господня были разрушены в первой половине 20 века. Мы не только по крупицам собрали историю этих храмов, но создали макеты, подарив их Урюпинскому художественно-краеведческому музею. Из бесед с настоятелями храма Рождества Христова Отцом Алексеем (Масловым) и храма Рождества Пресвятой Богородицы хутора Котовского Отцом Стахием (Климовым), настоятелем храма Всех Святых на Мамаевом кургане Отцом Георгием (Лазаревым) узнавали о жизни православных людей, об особенности церковно-славянского языка, на котором идёт церковное служение.
Побывав на экскурсии у Часовни святого источника иконы Урюпинской Божьей Матери, мы собрали материал по истории этого святого для каждого урюпинца места.
В ходе реализации исследовательских проектов по истории нашего города
- был собран не только богатейший материал о святынях нашего города, но и о священнослужителях, которые посвятили свою жизнь служению Богу в Вознесенском соборе и Христорождественской церкви.
- мы создали 3 макета в технике модульного оригами;
- эта работа помогла ребятам развиться не только в культурном, но и в духовном плане через беседы со священнослужителями;
- об утерянных святынях рассказали жителям нашего города через газету «Урюпинская правда».
В рамках проекта «Чудо-инструменты» ребята изготовили из древесины русские народные шумовые инструменты и расписали городецкой росписью.
Сделанные руками ребят русские шумовые инструменты помогают в развитии творческих способностей учащихся и делают внеклассные мероприятия ещё интереснее. По итогам проекта «Интересные истории из жизни композиторов» была издана книга.
Результатами плодотворного внедрения проектной технологии являются победные и призовые дипломы международных, всероссийских и муниципальных конкурсов.
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество с родителями.
Я использую различные формы работы с семьёй (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семей, анкетирование, тестирование, практикумы, разработка памяток, написание писем детям), в том числе родительские собрания.
Формы проведения выбираю нестандартные, например, родительское кафе - это технология организации дискуссии в группах в непринужденной обстановке. Тема одного из таких собраний «Духовно-нравственное воспитание в семье и школе».
Родители обсудили семейные ценности воспитания и роль семьи в формировании безопасной среды ребёнка.
Им были предложены снежинки, на обратной стороне которых были даны незаконченные предложения. В ходе этого упражнения родители раскрывали самые главные стороны семейного воспитания, таким образом в непринуждённой обстановке состоялся обмен опытом.
Показателем плодотворной работы является активная позиция родителей в воспитании детей, 100% посещение родительских собраний, поддержка в вопросах обучения и воспитания, а также яркие выступления родителей на выпускном вечере и на конкурсе «Самый классный классный» в рамках классного мюзикла.
Результатами реализации программы «Лестница успеха» являются:
- хорошее качество знаний учащихся,
- ребята стали победителями и призёрами международных, всероссийских, областных, муниципальных конкурсов, олимпиад, фестивалей и соревнований;
- учащихся класса отличает познавательная активность, дисциплинированность, целеустремлённость, ответственное отношение к порученным делам, креативность.
Все наши полезные дела и успехи в совокупности с прошлым выражаются одним дорогим для всех словом «Отечество».
Как обратить наши достижения на пользу будущего Урюпинска?
Какое место займут мои ученики в жизни родного города?
Впереди ещё один трудовой день, а значит - новые свершения.
Поднимется ещё один этаж новостройки центра культуры, сойдёт с конвейера новая партия детских трикотажных изделий…
А моих учеников пока ждут новые уроки, трудности и открытия, чтобы в будущем занять достойное место в жизни родного города Урюпинска.
В преддверии 400-летнего юбилея города Урюпинска мы с ребятами решили подготовить особенный подарок. Мы написали песню о нашем любимом городе. Прежде, чем приступить к её сочинению, мы ещё раз вспомнили об истории города и начали обучение игре на гитаре.
Проект по созданию песни в честь Урюпинска в очередной раз не только сплотил, объединил ребят и родителей класса, ведь родители тоже наблюдали и живо интересовались процессом сочинения, проект стал хорошим результатом системной работы по всем направлениям воспитательной программы «Лестница успеха».
Конечно, наш класс – самый лучший
Мы вместе – большая семья!
Вперед всей планеты идущий,
Нам все по колено моря.
Все знания мира берущий,
Мы знаем каноны добра,
Любовь свою всем отдающий,
Опора, поддержка твоя!
К победе, к успеху бегущий,
Живем мы, задор не тая,
С улыбкою в школу встающий,
Возьмем с собой знаний сполна.
Весну в сердце юном несущий,
И дарящий много тепла,
Мы класс, словно розы цветущий,
А классная - наша весна.
Финал
Слайд Урюпинск В преддверии 400-летнего юбилея города Урюпинска мы с ребятами решили подготовить особенный подарок. Мы написали песню о нашем любимом городе. Прежде, чем приступить к её сочинению, мы ещё раз вспомнили об истории города и начали обучение игре на гитаре.
Проект по созданию песни в честь Урюпинска в очередной раз не только сплотил, объединил ребят и родителей класса, ведь родители тоже наблюдали и живо интересовались процессом сочинения, проект стал хорошим результатом системной работы по всем направлениям воспитательной программы «Лестница успеха». В подарок жюри мы приготовили диски с видео и нотами нашей песни.
Сегодня я с гордостью представляю вам творческий результат нашего проекта!
Слова учащихся 10 класса средней школы №3, музыка моя.
Песня называется «Моя малая родина». Слайд Видео
Слайд «Будущее города создаём сегодня»