СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буктрейлер как средство повышения читательской активности обучающихся

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буктрейлер как средство повышения читательской активности обучающихся»


Буктрейлер – новое рождение любимой книги

Введение

В современном мире изменилось не только отношение к книге, но и способы общения с ней: она стала звучать в наушниках, приобрела электронный формат. Книга перестает функционировать в той форме, в какой она привычна, соответственно, и способы привлечения к чтению, тоже меняются.

Одним из новых и привлекающих внимание видов стал буктрейлер – мини-экранизация книги, – пришедший в Россию из США в 2011 году.

Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги. Сейчас активно поддерживает направление создания буктрейлеров и издательство «Эксмо».  На сайте издательства есть специальный раздел, где пользователь может найти ролики к книгам-новинкам.

С целью популяризации книги и чтения в России также проводятся ежегодные конкурсы буктрейлеров. Летом 2012 г. прошел первый конкурс буктрейлеров Videobooks, который устраивал московский книжный магазин DodoSpace. В ноябре 2012 г. стартовал первый Всероссийский конкурс-парад буктрейлеров, который стал традиционным и проводится ежегодно.

Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.

Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга является тем инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Одним из средств развития интереса к чтению и является буктрейлер.

Цель исследования: выяснить, влияет ли буктрейлер на повышение читательской активности обучающихся 5-б класса.

Задачи:

  • познакомиться с понятием буктрейлер, историей появления;

  • рассмотреть виды буктрейлеров;

  • изучить читательскую активность обучающихся 5-б класса МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №3»;

  • создать собственный буктрейлер;

  • экспериментально проверить степень влияния буктрейлера на повышение читательской активности.

Объект исследования – визуализация книги в форме буктрейлера.

Предмет исследования – влияние буктрейлера на интерес к книге.

Методы исследования: изучение и обобщение литературных источников и материалов сети Интернет, анкетирование, эксперимент, анализ и обобщение.

Гипотеза: использование буктрейлеров станет причиной повышения читательской активности младших школьников.

Практическая значимость: данные материале можно использовать на уроках литературного и внеклассного чтения, во время библиотечных уроков, а также на уроках информатики при знакомстве обучающихся с возможностями программы «Киностудия WindowsLive».

1. Понятие буктрейлер, история появления

Понятие «буктрейлер» применяют не только к специально срежиссированной игровой постановке по сюжету книги, но и к инсталляции с музыкальным сопровождением, и к набору слайдов в формате простой видеопрезентации. Вот как описывает это разнообразие Лев Оборин, едва ли пока не единственный отечественный аналитик буктрейлеров: «Вы можете увидеть анимацию, постановку по мотивам романа, набор иллюстраций, рассказ автора о своей работе, сценку, в которой писатель разговаривает по телефону с книгопродавцем, или подробное объяснение, почему без этой книги вы не сможете прожить ни дня».

Буктрейлер - это ролик-миниатюра, составленный по мотивам прочитанной и полюбившейся книги, он может приоткрыть сюжет, показать его самые яркие фрагменты, познакомить с героями произведения, передать настроение и неповторимый авторский стиль. С помощью созданного ролика можно поделиться своими читательскими предпочтениями и раскрыть свои творческие способности. В ролике информация о книге должна быть подана интересно и красочно, чтобы сразу захотелось её взять и прочитать.

Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.

Главная задача буктрейлера – заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения.

Буктрейлер – самобытный жанр объединяющий литературу, визуальное искусство и интернет-технологии. Ролик может быть создан в формате презентации, постановочного видео или с использованием современных спецэффектов и анимации.

Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса «Тёмная симфония» в 1986 году.

2. Виды буктрейлеров

По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:

  • игровые (мини-фильм по книге);

  • неигровые (когда при создании буктрейлера могут использоваться иллюстрации, фотографии, развороты изданий, текстовые материалы, фотографии, диаграммы, звуковое оформление, видеофрагменты);

  • анимационные (мультфильм по книге).

Видеоматериалы можно классифицировать и по содержанию:

  • повествовательные (ролики, презентующие основу сюжета произведения);

  • атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции);

  • концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

В ролике длиной около трех минут информацию о книге надо подать так, чтобы сразу захотелось её прочитать. В целом это должно быть похоже на видеоаннотацию к изданию. Известно, что экранизация книги легко может вывести её в бестселлеры — примеров этому за последние годы было немало, когда после появления на телевидении фильма или сериала по какому-либо произведению, люди сметают его с библиотечных полок. Но буктрейлер не является экранизацией книги. Буктрейлер делает книгу объемной, она перестает быть плоской. Это новый жанр, требующий переосмысления всех вещей, это цельная миниатюра, имеющая свою интригу и сюжет.

Сегодня буктрейлеры активно входят в повседневную жизнь библиотек. Буктрейлеры могут быть посвящены какому - либо автору, серии книг или даже какой-нибудь теме, дате, например, краеведению, юбилею писателя. Также возможно создание буктрейлеров о книжных выставках библиотеки или о самой библиотеке. Соединение смысловой нагрузки с простотой восприятия визуальной информации особенно эффективно в пропаганде книги и чтения.

3. Читательская активность обучающихся 5-б класса МБОУ «БСОШ №3»

«Человека всегда можно узнать по тем книгам, которые он читает», - это высказывание английского писателя Самюэля Смайлса поможет нам разобраться, что же читают ученики нашей школы.

Я сделала предположение, что буктрейлеры способны повысить интерес к чтению.

Пятиклассникам было предложено из перечня выбрать жанры произведений, которым они отдают предпочтение, назвать своих любимых поэтов и писателей, а также любимых литературных героев. Результаты распределились следующим образом:

Что любят читать

Количество человек

Сказки

10

Стихотворения

6

Рассказы о животных

5

Приключенческие произведения

3

Фантастика

4

Детективы

2







Любимые писатели и поэты

Количество человек

А.С.Пушкин

12

Д.Роулинг

7

А.Экзюпери

6

А.Волков

5



Любимый литературный герой

Количество человек

Королевич Елисей

11

Гарри Потер

7

Маленький принц

6

Элли

6

4. Создание собственного буктрейлера

I. Выбор книги.

Для создания буктрейлера я решила выбрать сказку А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

II. Подбор материала для ролика.

  • Фото- и видеоматериалы, иллюстрации. Это могут быть картинки, отсканированные иллюстрации книги, видео, снятое самостоятельно или найденное в Интернете. Работая над видеороликом, можно использовать gif – анимацию («живая картинка») и футажи (видеофайл, содержащий какое-либо анимированное или просто снятое изображение).

  • Запись текста, подбор музыки. Необходимо решить, как в ролике будет представлен текст – появлением на слайдах, субтитрами или же аудиозаписью.

III. Создание сценария.

Необходимо придумать сюжет, написать закадровый текст или текст, который будет накладываться на картинки. Видеоролик должен быть коротким, поэтому при написании сценария стоит взвешивать не просто каждое предложение, а каждое слово.

  1. Маша и Саша:

Одну простую сказку

А может, и не сказку,

А может, не простую

Хотим мы рассказать.

Её мы помним с детства,

А может, и не с детства,

А может, и не помним,

Но будем вспоминать. (вместе).

  1. Матвей

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» была написана осенью 1833 года в Болдино, напечатана впервые в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения». В основу положена русская сказка, записанная в селе Михайловском со слов Арины Родионовны «Волшебное зеркальце» (или «Мёртвая царевна»).

  1. Вероника, Ваня, Вика, Люба, Дима.

(читают по «цепочке»)
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Братец мой,
Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной.
На сторо́же я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала». — «Как обидно!» —
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее». — «Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».

  1. Настя, Ксюша

Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним.
Говоря: «Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее».
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

  1. Аида, Женя (заключительные слова)

Идею этой сказки,

А может, и не сказки,

Поймёт не только взрослый,

Но даже карапуз:

Читайте сказки Пушкина

Или вот так смотрите,

Но только не забудьте

Наматывать на ус.

  1. Лера (вывод по сказке)

Внутренняя красота намного важнее красоты внешней.

  1. Все исполняют песню «Пушкинская страна»

(на мотив «Маленькая страна»)

Есть за горами, за лесами

Пушкинская страна-

Может, средь книг в читальном зале

Встретится вам она

Там чудо- озеро клубится,

Там зла и горя нет,

Сказок чудесные страницы

Дарят вам добрый свет.

Припев. Пушкинская страна, пушкинская страна,

Это страна волшебных сказок,

Тайн и чудес полна,

Пушкинская страна, пушкинская страна,

Там, где светло и ясно,

Где круглый год весна.

IV. Выбор программы для работы с видео.

Самыми популярными среди начинающих являются несколько программ.

  • Киностудия WindowsLive - это продолжение программы WindowsMovieMaker. Интерфейс настолько прост, то вам, скорее всего, не понадобятся справочные материалы, чтобы начать создавать свое видео. Здесь можно использовать переходы, визуальные эффекты и текст.

  • SonyVegasPro является более профессиональной программой для видеомонтажа. Благодаря специальным инструментам она позволяет редактировать различные параметры видео – и аудиофайлов. Большое количество эффектов, поддержка огромного количества форматов. Можно соединять две звуковые дорожки (накладывать музыку и голос), отделять звук от видео, если необходимо.

  • PinnacleStudioHDUltimate – расширенная версия программы PinnacleVideoSpin, СorelVideoStudio – программа профессионального уровня, AdobePremierePro – профессиональная программа нелинейного видеомонтажа.

  • Многие операции по работе с фото и видео можно выполнить и в онлайновых редакторах [6].

Общие принципы создания буктрейлера:

1.Средний интервал ролика – 1 - 3 минуты.

2. Желательно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда.

3. Ролик должен интриговать. Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты. Не стоит пересказывать смысл произведения.

Если есть сложности с написанием сценарных фраз, можно использовать, например, яркие диалоги с обрисовкой конфликта и дальнейшим представлением главных героев.

4. Акцент на качество и простоту. Аудиотрек должен быть качественным, без шумовых эффектов и с одним уровнем громкости. Иллюстрации – четкими и без чужеродных элементов.

5. Шрифт должен быть разборчивым и читабельным. Лучше использовать простой и привычный TimesNewRoman, чем красивый и витиеватый шрифт, который не сможет прочесть никто, кроме вас [7].

Для создания буктрейлера решили использовать стандартную программу «Киностудия WindowsLive».

Пошаговая инструкция.

1. Открыть программу Киностудия WindowsLive.

2. Добавить название.

3. Добавить музыку, изображения и видео для буктрейлера.

3. Добавить заголовки.

4. Для заголовков выбрать переход «Современные – Исчезание 1»

5. Обрезать до нужного фрагмента видеофайлы.

6. Сократить до нужного момента аудиофайлы.

7. Далее нажать «Файл – Сохранить фильм – Компьютер».

8. Нажать далее.

9. В строке название продукта написать название вашего буктрейлера, а в строке папка выбрать папку, куда сохранить буктрейлер.

Заключение

Работая над проектом, выяснила, что буктрейлер – это ролик-миниатюра, составленный по мотивам прочитанной и полюбившейся книги. Главной задачей буктрейлера является заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения. Первый буктрейлер был снят к роману Джона Фарриса «Тёмная симфония» в 1986 году.

Буктрейлеры бывают: игровые, неигровые, анимационные; повествовательные, атмосферные, концептуальные

Что касается читательской активности, то в круге чтения пятиклассников присутствует литература всех родов и жанров. Однако среди книг, наиболее часто выбираемых, оказываются сказки, стихи, рассказы о животных и приключенческие произведения.

В целом, ребята моего класса положительно относятся к чтению как форме досуга, проводят с книгой в среднем 2-4 часа в неделю, читают и выбирают книги по своему вкусу.

Большинство школьников осознаёт важность и нужность чтения, роль книги в жизни человека.

В программе «Киностудия WindowsLive» пробую создать собственный буктрейлер к произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Считаю, что цель достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена: создание буктрейлера к произведениям художественной литературы и его просмотр положительно влияют на повышение читательской активности.

Тем не менее, нам ещё очень многое нужно сделать, чтобы вернуть книге её прежнюю роль источника знаний, друга, помогающего познать себя и окружающий мир, делающего человека добрее.

Повышение интереса к хорошей и нужной книге зависит от каждого из нас, и все мы должны прилагать усилия к тому, чтобы чтение снова заняло своё лидирующее место среди форм досуга моих учеников.

Список литературы

  1. Буктрейлер - современный способ продвижения книги в библиотеке : методические рекомендации. Вып. 1 [Текст]/ Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В.Ф. Морозова; [авт.-сост. Т.А. Лисовская] – Петрозаводск : ДЮБ РК, 2014. – 16с.

  2. Буктрейлер как инструмент продвижения книги: методическое пособие[Текст] / Департамент культуры и туризма Вологод. обл., Вологод. обл. универс. науч. б-ка им. И. В. Бабушкина; [сост. О. В. Рыкова ; отв. ред., отв. за вып. Беляева Г. А.]. – Вологда: ВОУНБ, 2016. – 23 с

  3. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст]/ под ред. А. Н. Николюкина. – М.: Интелвак, 2001. – 1600 с.

  4. Ляхов В. Н. Искусство книги [Текст]/ В. Н. Ляхов. – М.: Советский художник, 1978. – 232 с.

  5. Оборин Л. Скоро на полках! [Текст]// OpenSpace: Электронный журнал. 2010. 15 сентября.

  6. Продвижение книги и чтения с использованием программ по созданию видеороликов: методические рекомендации по работе с программой Windows MovieMaker [Текст]/ БУКОО «Библиотека им. М.М. Пришвина»; сост. Г.Н. Петрова. – Орёл, 2015. –14с.

  7. Рябинина Н.З. Технология редакционно-издательского процесса: учеб. пособие [Текст] Н.З.Рябинина. – М.: Логос, 2012. – 255с.

  8. Сипель Н. О. Буктрейлер: как создать? [Текст]/ Н. Сипель// Современная библиотека. – 2014. – №7 (47). – С. 18-23.

Ресурсы сети «Интернет»

  1. Буктрейлер [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Буктрейлер (дата обращения: 18.10.2017).

  2. Буктрейлеры - современный способ продвижения книг в библиотеках [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbiblioteka.blogspot.com/2011/10/blog-post_09.html (дата обращения: 10.11.2017).

  3. Васюкович А. Как сделать буктрейлер? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tvoya1kniga.ru/kak-sdelat-buktreyler (дата обращения: 3.01.2018).

  4. Из всех искусств для нас важнейшим является... БУКТРЕЙЛЕР! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://murmansk-nordika.blogspot.com/2011/11/blog-post_2309.html (дата обращения: 10.01.2018).

  5. Мастер-класс «Как создать буктрейлер» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nb-notabene.blogspot.ru/p/blog-page_61.html (дата обращения: 21.09.2017).

  6. Что такое буктрейлер? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.ru/culture/38268 (дата обращения: 11.12.2017).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!