СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Буквы е-и в суффиксах имён существительных ек-ик"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Буквы е-и в суффиксах имён существительных ек-ик"»

О грамоте и больной ноге Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:  - Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…  - Нет, не могу. Нога болит, - ответил хмуро тот. – Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет.  - Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.  - Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.  Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,  Но без меня мое письмо никто не разберет.  В. Гончаров

О грамоте и больной ноге

Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею: - Будь другом, напиши письмо, а то я не умею… - Нет, не могу. Нога болит, - ответил хмуро тот. – Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет. - Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил. - Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил. Почерк у меня такой, трудись хоть целый год, Но без меня мое письмо никто не разберет.

В. Гончаров

Когда в суффиксах существительных - ек - и - ик - пишется буква  е , а когда –  и ? Определяем проблему урока Найдите и выпишите существительные с ласкательным значением. Поешь же, миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!  Дружоч ек , лещ ик ,  кусоч ек .  Дружочек, лещик, кусочек Выделите в них суффикс. Какое противоречие вы заметили? Сформулируйте основной вопрос урока. Проверьте себя

Когда в суффиксах существительных - ек - и - ик -

пишется буква е , а когда – и ?

Определяем проблему урока

Найдите и выпишите существительные с ласкательным значением.

Поешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Дружоч ек , лещ ик , кусоч ек .

Дружочек, лещик, кусочек

Выделите в них суффикс.

Какое противоречие вы заметили?

Сформулируйте основной вопрос урока.

Проверьте себя

БУКВЫ Е , И В СУФФИКСАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ –ЕК, –ИК.

БУКВЫ Е , И В СУФФИКСАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ –ЕК, –ИК.

Решаем проблему,  открываем новые знания Обсудите в парах. Какую закономерность можно наблюдать в выборе буквы в суффиксах - ек , - ик ? замочек – замочка ключик - ключика  клубочек – клубочка зайчик - зайчика  носочек – носочка бантик - бантика замоч е к – замочка ключ и к - ключ и ка  клубоч е к – клубочка зайч и к - зайч и ка  носоч е к – носочка бант и к - бант и ка Проверьте себя

Решаем проблему, открываем новые знания

Обсудите в парах.

Какую закономерность можно наблюдать в выборе буквы в суффиксах - ек , - ик ?

замочек – замочка ключик - ключика

клубочек – клубочка зайчик - зайчика

носочек – носочка бантик - бантика

замоч е к – замочка ключ и к - ключ и ка

клубоч е к – клубочка зайч и к - зайч и ка

носоч е к – носочка бант и к - бант и ка

Проверьте себя

Решаем проблему,  открываем новые знания Сделайте вывод. В каких случаях пишется буква е , а в каких  буква и в суффиксах - ек -, - ик -? Сравните свои выводы с размышлениями Вити Перестукина . 13.22 Если при склонении существительного гласный звук суффикса выпадает, то пишется суффикс -ек ; если гласный суффикса сохраняется, то пишется суффикс -ик . Проверьте себя

Решаем проблему, открываем новые знания

Сделайте вывод.

В каких случаях пишется буква е , а в каких буква и в суффиксах - ек -, - ик -?

Сравните свои выводы с размышлениями Вити Перестукина . 13.22

Если при склонении существительного гласный звук суффикса выпадает, то пишется суффикс -ек ; если гласный суффикса сохраняется, то пишется суффикс -ик .

Проверьте себя

Стр. 156

Стр. 156

Разработайте алгоритм: «Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы - ек и - ик в именах существительных». Проверьте себя 1. Измени слово по падежам (просклоняй). 2. Посмотри, выпадает ли буква гласного в суффиксе. 3. Если выпадает, пиши – ек . 4. Если сохраняется, пиши – ик .

Разработайте алгоритм: «Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы - ек и - ик в именах существительных».

Проверьте себя

1. Измени слово по падежам (просклоняй).

2. Посмотри, выпадает ли буква гласного в суффиксе.

3. Если выпадает, пиши – ек .

4. Если сохраняется, пиши – ик .

Алгоритм определения гласной в суффиксах –ЕК-,-ИК-   Измени форму слова Если гласная выпадает, то пишется суффикс Если гласная не выпадает, то пишется суффикс  -ЕК-. – ИК-.

Алгоритм определения гласной в суффиксах –ЕК-,-ИК-

Измени форму слова

Если гласная выпадает, то пишется суффикс

Если гласная не выпадает, то пишется суффикс

-ЕК-.

ИК-.

«И» и «Е» в суффиксах существительных Если гласная сбежала, Это «Е» была сначала: Нет ЗАМОЧКА, есть ЗАМОЧЕК- Пишем «Е» без проволочек. Если гласная осталась, То, конечно, оказалась,- Это «И», а суффикс - -ИК-, Это понял ученик!  Жили братики родные, Человечки небольшие. Мама их не знала горя: -Ек и -Ик учились в школе. -Ик – прилежный ученик, -Ек – лентяй и озорник. -Ек всё время убегал,   Пропадал, вновь возникал. -Ик всегда стоит на месте. Он серьёзен и известен тем, Что, как ты ни склоняй, - -Ик всё в слове – Так и знай!

«И» и «Е» в суффиксах существительных

Если гласная сбежала,

Это «Е» была сначала:

Нет ЗАМОЧКА, есть ЗАМОЧЕК-

Пишем «Е» без проволочек.

Если гласная осталась,

То, конечно, оказалась,-

Это «И», а суффикс - -ИК-,

Это понял ученик!

Жили братики родные,

Человечки небольшие.

Мама их не знала горя:

-Ек и -Ик учились в школе.

-Ик – прилежный ученик,

-Ек – лентяй и озорник.

-Ек всё время убегал,

  Пропадал, вновь возникал.

-Ик всегда стоит на месте.

Он серьёзен и известен тем,

Что, как ты ни склоняй, -

-Ик всё в слове –

Так и знай!

На ик – приседаем На ек - подпрыгиваем

На ик – приседаем

На ек - подпрыгиваем

Рефлексия Вставьте пропущенную букву, найдите «лишнее» слово. Мешоч…к, билет…к, лист…к. 1. Мешочек , билет ик , лист ик . 2. Двор…к, горош…к, куст…к. 3. Словар…к, клубоч…к, сыноч…к. Двор ик , горошек , куст ик . 3. Словарик , клубоч ек , сыноч ек . Проверьте себя

Рефлексия

Вставьте пропущенную букву, найдите «лишнее» слово.

  • Мешоч…к, билет…к, лист…к.

1. Мешочек , билет ик , лист ик .

2. Двор…к, горош…к, куст…к.

3. Словар…к, клубоч…к, сыноч…к.

  • Двор ик , горошек , куст ик .

3. Словарик , клубоч ек , сыноч ек .

Проверьте себя

Рефлексия

Рефлексия

Самопроверка Упражнение 937 Упражнение 938 Горшочек, клубочек, дубочек, телёночек. Тонкий шнурочек, робкий росточек, маленький замочек, прекрасный уголочек, золотой ключик, расписной столик.

Самопроверка

Упражнение 937

Упражнение 938

Горшочек, клубочек,

дубочек, телёночек.

Тонкий шнурочек, робкий росточек, маленький замочек, прекрасный уголочек, золотой ключик, расписной столик.

1 2 3 ЛУЧ…К 4 5 6 7 10 9 8 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - - - - - - - - - - - -

1

2

3

ЛУЧ…К

4

5

6

7

10

9

8

  • 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- - - - - - - - - - - -

Взаимопроверка 1 2 и 3 е 4 е 5 и 6 и 7  е 8 е 9 е 10 е и Критерии оценивания: Нет ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3-4 ошибки – 3 5 и более ошибок – не справился с работой

Взаимопроверка

1

2

и

3

е

4

е

5

и

6

и

7

е

8

е

9

е

10

е

и

Критерии оценивания:

Нет ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок – не справился с работой

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ  1. Что нужно было сделать? Какая была цель, что нужно было получить в результате?  2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?  3. Справился полностью правильно или с ошибкой (какой, в чём)?  4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?  5. Как ты работал в паре, группе?  6. Оцени свою работу на уроке.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ 1. Что нужно было сделать? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3. Справился полностью правильно или с ошибкой (какой, в чём)? 4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? 5. Как ты работал в паре, группе? 6. Оцени свою работу на уроке.

Параграф – 53. 2. Упр. 299. 3. Составить графический рисунок к изученной орфограмме.
  • Параграф – 53.

2. Упр. 299.

3. Составить графический рисунок к изученной орфограмме.