О грамоте и больной ноге
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею: - Будь другом, напиши письмо, а то я не умею… - Нет, не могу. Нога болит, - ответил хмуро тот. – Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет. - Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил. - Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил. Почерк у меня такой, трудись хоть целый год, Но без меня мое письмо никто не разберет.
В. Гончаров
Когда в суффиксах существительных - ек - и - ик -
пишется буква е , а когда – и ?
Определяем проблему урока
Найдите и выпишите существительные с ласкательным значением.
Поешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Дружоч ек , лещ ик , кусоч ек .
Дружочек, лещик, кусочек
Выделите в них суффикс.
Какое противоречие вы заметили?
Сформулируйте основной вопрос урока.
Проверьте себя
БУКВЫ Е , И В СУФФИКСАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ –ЕК, –ИК.
Решаем проблему, открываем новые знания
Обсудите в парах.
Какую закономерность можно наблюдать в выборе буквы в суффиксах - ек , - ик ?
замочек – замочка ключик - ключика
клубочек – клубочка зайчик - зайчика
носочек – носочка бантик - бантика
замоч е к – замочка ключ и к - ключ и ка
клубоч е к – клубочка зайч и к - зайч и ка
носоч е к – носочка бант и к - бант и ка
Проверьте себя
Решаем проблему, открываем новые знания
Сделайте вывод.
В каких случаях пишется буква е , а в каких буква и в суффиксах - ек -, - ик -?
Сравните свои выводы с размышлениями Вити Перестукина . 13.22
Если при склонении существительного гласный звук суффикса выпадает, то пишется суффикс -ек ; если гласный суффикса сохраняется, то пишется суффикс -ик .
Проверьте себя
Стр. 156
Разработайте алгоритм: «Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы - ек и - ик в именах существительных».
Проверьте себя
1. Измени слово по падежам (просклоняй).
2. Посмотри, выпадает ли буква гласного в суффиксе.
3. Если выпадает, пиши – ек .
4. Если сохраняется, пиши – ик .
Алгоритм определения гласной в суффиксах –ЕК-,-ИК-
Измени форму слова
Если гласная выпадает, то пишется суффикс
Если гласная не выпадает, то пишется суффикс
-ЕК-.
– ИК-.
«И» и «Е» в суффиксах существительных
Если гласная сбежала,
Это «Е» была сначала:
Нет ЗАМОЧКА, есть ЗАМОЧЕК-
Пишем «Е» без проволочек.
Если гласная осталась,
То, конечно, оказалась,-
Это «И», а суффикс - -ИК-,
Это понял ученик!
Жили братики родные,
Человечки небольшие.
Мама их не знала горя:
-Ек и -Ик учились в школе.
-Ик – прилежный ученик,
-Ек – лентяй и озорник.
-Ек всё время убегал,
Пропадал, вновь возникал.
-Ик всегда стоит на месте.
Он серьёзен и известен тем,
Что, как ты ни склоняй, -
-Ик всё в слове –
Так и знай!
На ик – приседаем
На ек - подпрыгиваем
Рефлексия
Вставьте пропущенную букву, найдите «лишнее» слово.
- Мешоч…к, билет…к, лист…к.
1. Мешочек , билет ик , лист ик .
2. Двор…к, горош…к, куст…к.
3. Словар…к, клубоч…к, сыноч…к.
- Двор ик , горошек , куст ик .
3. Словарик , клубоч ек , сыноч ек .
Проверьте себя
Рефлексия
Самопроверка
Упражнение 937
Упражнение 938
Горшочек, клубочек,
дубочек, телёночек.
Тонкий шнурочек, робкий росточек, маленький замочек, прекрасный уголочек, золотой ключик, расписной столик.
1
2
3
ЛУЧ…К
4
5
6
7
10
9
8
- - - - - - - - - - - -
Взаимопроверка
1
2
и
3
е
4
е
5
и
6
и
7
е
8
е
9
е
10
е
и
Критерии оценивания:
Нет ошибок – 5
1-2 ошибки – 4
3-4 ошибки – 3
5 и более ошибок – не справился с работой
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ 1. Что нужно было сделать? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3. Справился полностью правильно или с ошибкой (какой, в чём)? 4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? 5. Как ты работал в паре, группе? 6. Оцени свою работу на уроке.
2. Упр. 299.
3. Составить графический рисунок к изученной орфограмме.