Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»
Методические рекомендации проведения уроков по иностранному языку с использованием техник графических способов информации
Учитель английского языка: Буркова Е.Н.
«Никакие усилия учителей не имеют смысла,
поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребенком»
К. Роджерс
- Принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко).
«Критическое мышление» - это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт. «Критическое мышление» – это отправная точка для творческого мышления.
Задачами обучения техник критического мышления является:
1 научить работать с текстами;
2 научить создавать собственные творческие работы;
3 научить рассматривать новую информацию вдумчиво и критически;
4 представлять новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
В технологии “Развитие критического мышления” выделяют три стадии.
Первая стадия - стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
- пробудить интерес к изучаемой теме;
- пробудить ученика к активной деятельности на уроке (мотивировать)
Графическое изображение кластера
Работа по теме «Teen’s problems» (Проблемы подростков)
Работа по теме «Мой друг» My friend
Работа по тексту «Мой друг»
« Moscow is the capital» (Москва – столица нашей Родины)
My favourite holiday
My hobby
Travelling
Второй этап - «Осмысление». Учитель создает условия для осознания и осмысления материала по теме. Задача ВТОРОГО ЭТАПА – получение новой информации и соотнесение ее с собственными знаниями. Учащиеся читают текст, используя активные методы чтения (маркировка ИНСЕРТ), делают пометки на полях. Работа ведется индивидуально или в парах.
Инсерт:
«v»
«+»
You should put a tick if you knew this fact before.
«-»
(то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете)
New information
«?»
(то, что вы читаете является для вас новым)
Thought differently
(то, что вы читаете противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете)
Don’t understand, have questions
(то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу)
Прием «Дерево предсказаний»:
предположения
предположения
аргумен ты
аргументы
аргумен ты
аргументы
аргументы
аргументы
аргументы
тема
аргументы
предположения
Графическое изображение дерева предсказаний
MY fAMILY
Mother
Grandparents
MY Father
Brother
Sister
Uncle
Aunt
Заключительная стадия – стадия размышления (рефлексии).
Основные задачи деятельности на этой стадии:
соотнесение старых и новых представлений, присвоение и обобщение полученной информации;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу,
выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы (“новый вызов”);
определение направлений для дальнейшего изучения темы.
Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации ведется индивидуально или в группах.
Приём "Пирамидная история" я использую: 1) после работы с текстом для свёртывания изученной информации; 2) для закрепления лексики и грамматики; 3) для развития умения составлять собственные рассказы (развитие творческих способностей).
Вопросы для построения «пирамиды:
О чём. ( What is it about)
Особенности. ( Features, pecularities)
Главные события.(Main events)
Главные герои.(The main characters)
Ваши эмоции. (Your feelings, amotions)
Дополнение к п. 1 (Additions)
Собственное мнение о прочитанном. (Your opinio n)
Графическое изображение пирамиды рассказа
I
I
I
I
I I
I I
I I
I I
I II
I II
I II
I II
Рассказ о семье. « My family» 5 класс
Family
I
I
I
friendly
Hospitable
I
I
I I
I
street
flat
town
II
I II
I II
five
Happy
very
We
Рассказ об Австралии
«Australia»
Графическое изображение ментальной карты
“ Mind-Map” является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема - в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.
Возможности использования “Mind-Map”при :
- систематизации, повторении материала;
- повторении в начале урока;
- оформлении информации по теме или тексту;
- сборе необходимого языкового материала;
- запоминании лексики;
- планировании деятельности;
- подготовки к выступлениям.
«Изобретения» (Inventions)
Healthy life - style
23
Sport
Преимущества техник графических способов представления информации:
- с использованием графических схем можно представить всю проблему целиком;
- графика помогает наглядно и понятно представить структуру проблемы;
- использование схем позволяет сделать свое мышление более гибким, догматическое мышление превратить в критическое.
- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
- умение решать проблемы;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
Спасибо за внимание