СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Быт и нравы "тёмного царства". Молодое поколение в пьесе А. Н. островского "Гроза".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 10 классе по творчеству А. Н. Островского. Пьеса "Гроза".

Просмотр содержимого документа
«Быт и нравы "тёмного царства". Молодое поколение в пьесе А. Н. островского "Гроза".»

БЫТ И НРАВЫ «ТёМНОГО ЦАРСТВА». МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ В ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА».

БЫТ И НРАВЫ «ТёМНОГО ЦАРСТВА». МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ В ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА».

Цели:  помочь осмыслить созданные автором образы Дикого и Кабановой, их мораль, утверждающую право сильного, право тиранить и «топтать» тех, кто слабее и беспомощнее, кто думает и живёт по-другому; показать неизбежность крушения «тёмного царства»; отметить характерные черты представителей молодого поколения в пьесе Островского.

Цели: помочь осмыслить созданные автором образы Дикого и Кабановой, их мораль, утверждающую право сильного, право тиранить и «топтать» тех, кто слабее и беспомощнее, кто думает и живёт по-другому; показать неизбежность крушения «тёмного царства»; отметить характерные черты представителей молодого поколения в пьесе Островского.

 Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом тёмном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права… И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье. Н. Добролюбов

Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом тёмном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права… И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье.

Н. Добролюбов

Быт и нравы «тёмного царства» Критик Н. А. Добролюбов назвал мир, изображенный драматургом, «тёмным царством». Дикой и Кабаниха – типичные представители «тёмного царства». Это люди-хищники.

Быт и нравы «тёмного царства»

Критик Н. А. Добролюбов назвал мир, изображенный драматургом, «тёмным царством».

Дикой и Кабаниха – типичные представители «тёмного царства». Это люди-хищники.

Чтение и обсуждение продолжения пьесы «Гроза» («Что стало с жителями Калинова после самоубийства Катерины?»)

Чтение и обсуждение продолжения пьесы «Гроза» («Что стало с жителями Калинова после самоубийства Катерины?»)

Беседа с учащимися по вопросам : 1. Что подразумевал Добролюбов под «тёмным царством»? Каковы его основные черты? 2. Что значит слово «самодур»? 3. Как Дикой понимает выражение «выйти в люди»? 4. Что является причиной необузданного произвола Дикого? 5. Как он относится к Кабанихе, Борису, Кулигину? 6. Марфа Игнатьевна Кабанова. Каково её отношение к «новым порядкам»? 7. Как относится она к Катерине, Тихону, Варваре? 8. Уверены ли самодуры в безграничности своей власти? 9. В чём сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи? 10. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого и Кабановой. Приведите примеры.

Беседа с учащимися по вопросам :

1. Что подразумевал Добролюбов под «тёмным царством»? Каковы его основные черты?

2. Что значит слово «самодур»?

3. Как Дикой понимает выражение «выйти в люди»?

4. Что является причиной необузданного произвола Дикого?

5. Как он относится к Кабанихе, Борису, Кулигину?

6. Марфа Игнатьевна Кабанова. Каково её отношение к «новым порядкам»?

7. Как относится она к Катерине, Тихону, Варваре?

8. Уверены ли самодуры в безграничности своей власти?

9. В чём сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи?

10. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого и Кабановой. Приведите примеры.

Дикой  Савёл Прокофьич  – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек . Власть денег – основа самодурства. Цель жизни Дикого – обогащение, а способы обогащения всякие: обсчёт работников, ограбление ближних, невыплата денег по наследству. Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого, более того, это и содержание его жизни, это и оборона от всего непонятного и враждебного. Кудряш про Дикого: «Как с цепи сорвался!» Страсть к ругательству ещё сильнее, если у него просят денег.

Дикой Савёл Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек .

Власть денег – основа самодурства. Цель жизни Дикого – обогащение, а способы обогащения всякие: обсчёт работников, ограбление ближних, невыплата денег по наследству.

Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого, более того, это и содержание его жизни, это и оборона от всего непонятного и враждебного. Кудряш про Дикого: «Как с цепи сорвался!» Страсть к ругательству ещё сильнее, если у него просят денег.

Кабанова  Марфа Игнатьевна  – воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Кулигин о ней: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Постоянно и изощрённо точит она своих домочадцев. Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям, к снохе Катерине. Чувства вытравлены бездушием, произволом и притворством. Кабаниха – «блюстительница» и защитница обычаев и порядков патриархальной старины.

Кабанова Марфа Игнатьевна – воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Кулигин о ней: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Постоянно и изощрённо точит она своих домочадцев. Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям, к снохе Катерине. Чувства вытравлены бездушием, произволом и притворством. Кабаниха – «блюстительница» и защитница обычаев и порядков патриархальной старины.

Н. А. Добролюбов пишет: «Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами того не зная перед чем и почему. Всё, кажется, по-прежнему всё хорошо: Дикой ругает кого хочет… Кабанова держит по-прежнему в страхе своих детей, заставляет невестку соблюдать все этикеты старины, ест её, как ржа железо, считает себя вполне непогрешимой… А всё как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами» (Из статьи «Луч света в темном царстве» . )

Н. А. Добролюбов пишет: «Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами того не зная перед чем и почему. Всё, кажется, по-прежнему всё хорошо: Дикой ругает кого хочет… Кабанова держит по-прежнему в страхе своих детей, заставляет невестку соблюдать все этикеты старины, ест её, как ржа железо, считает себя вполне непогрешимой… А всё как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами» (Из статьи «Луч света в темном царстве» . )

Жестокость Кабанихи и самодурство Дикого имеют и жизненные конкретно-исторические основания: чем острее они ощущают непрочность своего положения, тем ожесточённее отстаивают они свои устои, подавляют тех, кто думает по-другому, кто внушает хоть какие-нибудь подозрения. Главным «орудием» подчинения, подавления оказывается страх. Как норма жизни – страх, возведённый в закон. Закон в «тёмном царстве» и страх нераздельны, надо бояться , на этом держится порядок.

Жестокость Кабанихи и самодурство Дикого имеют и жизненные конкретно-исторические основания: чем острее они ощущают непрочность своего положения, тем ожесточённее отстаивают они свои устои, подавляют тех, кто думает по-другому, кто внушает хоть какие-нибудь подозрения. Главным «орудием» подчинения, подавления оказывается страх. Как норма жизни – страх, возведённый в закон. Закон в «тёмном царстве» и страх нераздельны, надо бояться , на этом держится порядок.

Молодые герои пьесы. Тихон, Борис, Варвара, Кулигин, Кудряш – «жертвы» «темного царства». Тихон – добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказами Кабанихи, он думает, как бы вырваться из дома. Но во всём покорный матери, Тихон всё же открыто обвинил её (!) в гибели жены. Вот его слова после смерти жены: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить…» Страшно, если живые завидуют мертвым.

Молодые герои пьесы.

Тихон, Борис, Варвара, Кулигин, Кудряш – «жертвы» «темного царства».

Тихон – добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказами Кабанихи, он думает, как бы вырваться из дома. Но во всём покорный матери, Тихон всё же открыто обвинил её (!) в гибели жены. Вот его слова после смерти жены: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить…» Страшно, если живые завидуют мертвым.

Борис  – мягкий, добрый человек. Он действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах; нерешительный, неспособный бороться за своё счастье, Борис выбирает путь смирения.

Борис – мягкий, добрый человек. Он действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах; нерешительный, неспособный бороться за своё счастье, Борис выбирает путь смирения.

Кулигин – талантливый человек из народа. Его фамилия напоминает нижегородского изобретателя Кулибина. В решительную борьбу с самодурами он не вступает, больше уговаривает их, убеждает что-то сделать для общего блага. Образ самоучки Кулигина помогает понять основную идею пьесы: идею неминуемой гибели «тёмного царства».

Кулигин – талантливый человек из народа. Его фамилия напоминает нижегородского изобретателя Кулибина. В решительную борьбу с самодурами он не вступает, больше уговаривает их, убеждает что-то сделать для общего блага. Образ самоучки Кулигина помогает понять основную идею пьесы: идею неминуемой гибели «тёмного царства».

Варвара понимает бессмысленность протеста, она живет по принципу: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». д ля Варвары ложь – норма жизни. Она убежала из дому, но не покорилась.

Варвара понимает бессмысленность протеста, она живет по принципу: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». д ля Варвары ложь – норма жизни. Она убежала из дому, но не покорилась.

Кудряш – отчаянный, хвастливый, но вместе с тем способный на искренние чувства. Он тревожится о Катерине. Своего хозяина не боится. «Я грубиян считаюсь, за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его не боюсь, а пущай же он меня боится».

Кудряш – отчаянный, хвастливый, но вместе с тем способный на искренние чувства. Он тревожится о Катерине. Своего хозяина не боится. «Я грубиян считаюсь, за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его не боюсь, а пущай же он меня боится».

Домашнее задание (по группам): 1-я группа : Рассказ о Катерине. (Чем она отличается от других героев пьесы? Круг её увлечений в девичестве. Взаимоотношения с Тихоном, Борисом, Варварой. Могла ли она найти счастье в семье? При каких условиях? Смерть героини – поражение или победа?) 2-я группа : Оценка образа Катерины Добролюбовым и Писаревым. 3-я группа : Смысл заглавия. Как вы его понимаете?

Домашнее задание (по группам):

1-я группа : Рассказ о Катерине.

(Чем она отличается от других героев пьесы? Круг её увлечений в девичестве. Взаимоотношения с Тихоном, Борисом, Варварой. Могла ли она найти счастье в семье? При каких условиях? Смерть героини – поражение или победа?)

2-я группа : Оценка образа Катерины Добролюбовым и Писаревым.

3-я группа : Смысл заглавия. Как вы его понимаете?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!