Конспект урока по предметной области ОДНКНР
«Человек-творец и носитель культуры» 5 класс
Тема урока: «Человек-творец и носитель культуры»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Сформировать у обучающихся представление о сущности и значении нравственных норм в жизни человека, добиться понимания роли человека как творца и носителя культуры.
Задачи урока:
Образовательные::
- добиться усвоения новых понятий: нравственность, этика;
- сформировать представление о значимости духовно-нравственной культуры.
Развивающие:
- развивать психические процессы, мыслительную и исследовательскую деятельность;
- развивать познавательный интерес к изучаемому материалу путём привлечения различных источников информации;
- развивать способность к целеполаганию, анализу, обобщению;
- развивать у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству
Воспитательные:
- расширять представление детей нравственных ценностей в жизни человека, общества, государства
- формировать умения применять полученную информацию в жизни.
Методы обучения: Словесный, наглядный, метод проблемного обучения
Технологии обучения: технология проблемного обучения
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая; работа в парах.
Технические средства и оборудование: компьютер, проектор, учебник раздаточный материал, презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие Создание положительного настроя на урок.
2. Актуализация знаний.
- Какой раздел мы изучаем? (Нравственные ценности российского народа).
- Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? ( Человек - творец и носитель культуры).
- Открываем тетради для проверочных работ, записываем на полях число и отвечаем на вопросы, чтобы проверить, как вы усвоили материал прошлого урока.
1. Что такое культура?
2. Что значит утверждение «Человек- творец культуры»?
3. Что значит утверждение «Человек – носитель культуры»? ( Вопросы дублируются на слайде).
4. Кто важнее: творец или носитель культуры
Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку и оцените работы.. Эталон ответов и критерии оценивания вы видите на слайде.
3. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
На прошлом уроке мы выяснили, что культура бывает… - закончите схему, которую видите на слайде. (Ответы детей: материальная и духовная), а также то, что культура, культурные ценности создаются человеком.
Сейчас давайте объединимся в наши привычные группы и поработаем с рассказом В. А. Сухомлинского « Обыкновенный человек».
Задание:1. Прочитайте рассказ.
2. Определите главную мысль.
3.Сформулируйте, что значит «обыкновенный человек»?
Обсуждение прочитанного и формулирование главной мысли:
Обыкновенный человек-это человек, следующий определенным правилам, обладающий нравственными качествами, такими как доброта, сострадание, сопереживание.
-Какое новое слово мы узнали? (Нравственный). Можете ли вы объяснить значение этого слова? Какое слово будет синонимом нравственности? (мораль).
Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, как связаны нравственность и культура? (Заслушиваются ответы детей)
Значит, каким будет главный вопрос урока?
Как связаны понятия нравственность и культура?
4. Планирование деятельности.
Что должны будем узнать, чтобы ответить на это вопрос?
-
Что такое нравственность?
-
Как стать нравственным человеком?
-
Законы нравственности.
Чем для нас будут эти вопросы? ( Планом урока).
5.Поиск решения проблемы.
Давайте с вами поработаем с понятием нравственность.
1 и 2 группы работаем с учебником с 13-14 (1 и 2 абзацы)- сформулируйте, что такое нравственность.
3 группа - работает со словарем. Найдите определение понятия «нравственность», прочитайте и выделите ключевые слова.
Проверка работы групп. Обсуждение информации, формулирование понятия «нравственность».
Нравственность-это внутренние качества человека, которые определяют его поступки, поведение, отношение к другим. ( Запись понятия в тетрадь).
- выделите ключевые слова.
-Дома вы должны выучить определение наизусть, так как с ним вы будете встречаться в дальнейшем и на уроках обществознания, и литературы, и истории.
- Как думаете, а кто же создает нравственные ценности? (Человек)
- 1 и 2 группы ответьте на вопрос, как называется наука, которая изучает добро и зло, правила поведения? (Этика)
- Как сейчас можем ответить на главный вопрос урока? Как же связаны нравственность и культура? ( Нравственные ценности, также, как и культурные, создаются человеком)
2. (фронтальная работа). Как понимаете, нравственный человек, какой он?
В парах обсудите, пожалуйста, как стать нравственным человеком? (заслушиваются ответы детей).
-На слайде вы видите притчу «Два волка». Давайте прочитаем, и ответим на вопрос, о чем она? (Притча учит тому, как стать нравственным человеком. Только человек решает, каким он будет: хорошим или плохим, добрым или злым, как он будет относиться к другим людям)
- Молодцы. Совершенно верно. Чтобы стать нравственным человеком нужно проводить большую работу над собой, своими желаниями.
- Таким образом, подведите итог, нравственный человек - какой он? (Человек, который следует нравственным нормам и ценностям).
- Работаем в парах. Проанализируйте пословицы и поговорки, представленные в учебнике на с 15. О каких ценностях в них говорится? (Заслушиваются ответы детей. Ценности: доброта, взаимопомощь, готовность встать на защиту родины, осуждение лжи, обмана, клеветы и т.д.)
- Обратите внимание, кто автор этих пословиц и поговорок? (Народ). Какой вывод можем сделать? (Нравственные ценности создаются людьми и для людей).
6.Физминутка.
3.- Подумайте, где мы можем найти законы нравственности? Через что они передаются? (ответы детей).
- Совершенно верно. Нравственные законы мы можем найти в устном народном творчестве, традициях и обычаях народов, а также в религиозных учениях.
7. Применение новых знаний.
- Итак, работая в группе, еще раз вспомните, о чем мы говорили на уроке, и дайте ответ на главный вопрос урока: Как связаны нравственность и культура? (нравственные ценности, как и культура, создаются человеком. Человек выступает как в роли творца этих ценностей, так и в роли носителя. Ведь в каждой семье, в каждой стране, у каждого народа есть свои ценности, которые передаются из поколения в поколение, и нарушение их осуждается или наказывается).
- Ребята, подумайте, а сейчас, в 21 веке, когда мы живем в эпоху рыночной экономики, когда цифровые технологии играют огромную роль в нашей жизни нужны ли нравственные ценности или от них можно отказаться? Ведь машины, роботы действуют по четко написанным программам и им нравственность ни к чему. (Ответы детей)
- Делаем вывод, что соблюдение нравственных ценностей, их сохранение, а также передача потомкам - является нашей важнейшей задачей и обязанностью. Ведь без них невозможно оставаться человеком, а также под угрозой будет мирное сосуществование народов. Ведь недаром в основе народного творчества, традиций, обычаев, религиозных учений лежат одни и те же ценности: любовь, сострадание, прощение, взаимопонимание и взаимовыручка и другие.
8.Рефлексия
-О чем мы сегодня говорили на уроке?
-Как связаны культура и нравственность?
Закончите предложения:
Человек не только …, но и …
Неотъемлемой частью культуры являются … .
Нравственные правила учат человека быть …
Разобраться, что такое нравственность помогает наука -
- Полезен ли был урок для вас? Почему7
- Что вы сегодня поняли?
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: стр 12-17. На оценку «4» задание под знаком «Домашняя работа»
На оценку «5» Задание «Обсудим вместе»- написать небольшое сочинение-рассуждение.
Раздаточный материал
В. А. Сухомлинский
ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК
В жаркий, сухой степи колодец. Возле колодца изба. В ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди—заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соловой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
- Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? – спросил деда внук.
- И это еще не человек, -ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? – спросил внук.
- Обыкновенный, - ответил дед.
Притча «Два волка»
Когда-то давно старый индеец, когда находился в почтенном возрасте передал своему внуку уникальную жизненную истину.
«Бог соткал каждого человека из двух противоречий и обрек его на бесконечную борьбу, которая удивительно похожа на противостояние двух волков.
Первый волк-темный. Образ этого волка смволизируетсочетание злобы и жадности, зависти и обиды, осуждения и страха.
Второй волк-светлый. В этом образе содержатся доброта и мир, истина и любовь, милосердие и дружелюбие, щедрость и сострадание.
Маленький индеец внимательновыслушал дедушку и спросил:
— А который из волков, в конечном счете, победит?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
— Победит в человеке тот волк, тот волк, которого он кормит».