СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Человек, земля, война в поэзии о Великой Отечественной войне" (разработка урока литературы)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: раскрыть значение литературы в годы войны. Разработку можно использовать на уроках в основной и в средней школе. На уроке учащиеся знакомятся с поэзией  и прозой о Великой Отечественной войне.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Человек, земля, война в поэзии о Великой Отечественной войне" (разработка урока литературы)»

Тема урока: Человек, земля, война в поэзии о Великой Отечественной

войне.


Цель урока: Раскрыть роль литературы в воспитании человека.

Воспитание патриотизма, т.е.любви к Родине, своей земле; воспитание чувства товарищества, гуманизма; воспитание ненависти к врагу.


Познакомить учащихся с поэзией о Великой Отечественной войне, показать роль женщины на войне.


В словарь: Глумиться – издевается.

«Лейка» - фотоаппарат.

Гуманизм – чувство любви к человеку.

Публицистика – краткое литературное произведение, отражающее происходящее в данный момент в жизни. Это статьи, очерки.

Блиндаж – прочное укрытие от огня противника.


Эпиграф: От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы не скитались мы в пыли.

С «лейкой» иль блокнотом,

А то и с пулеметом,

Сквозь огонь и стужу мы прошли.

К. Симонов.


  1. Вопросы к учащимся


  1. Сколько было писателей до войны. Какова их судьба?

  2. В чем состояла главная задача этого периода?

  3. Какие литературные жанры использовались на войне?

  4. Какова основная тема литературы этого периода? Кто главный герой?


  1. Изложение темы по вопросам.


  1. Жанр поэзии? Что он значил во время войны?

  2. Поэзия первого дня войны.

  3. Что выражает песня «Священная война».

  4. Женщина и война.

  5. Ю. Друнина. «Зинка».

  6. О. Бергольц.

  7. К. Симонов. «Жди меня».

  8. Другие стихотворения о войне.

Закрепление по вопросам: I – 2, 3, 4. II – имена поэтов войны.


Дома: Повторение изученного.

Подготовка к экзаменам.



Всякий раз, приступая к этой теме, я испытываю волнение. Великая Отечественная война… Как много литературных имен связанно с ней – А. Твардовский, Н. Тихонов, А. Сурков, К. Симонов, Ю. Друнина и много, много других. Все они свидетели величайшего подвига советского народа в Великой Отечественной войне.


Писатели начали бороться с врагом с первого дня войны. Они пришли на фронт. Кто по призыву, кто добровольцем.

Вопрос I. Сколько было в Советском Союзе писателей до войны?

2786 – в 1941 А. Гайдар, М. Джалиль

941 – ушли Е. Петров, П. Коган

417 – не вернулись Ю. Крымов, Н. Майоров.


С первых дней войны перед писателями встала главная задача.


Вопрос II. В чем состояла главная задача литературы этого периода?


Ответ: Главная задача литературы во время войны состояла в следующем.

  1. Литература своими произведениями должна воспитывать в людях мужество, героизм, любовь к Родине, народу, своей земле.

  2. Воспитывать ненависть к вражеским захватчикам, стремление разить и уничтожить врага.

  3. Вдохновлять бойцов, вселять надежду в сердца людей в непременную победу нашего народа.


И с этой задачей советские писатели справились. В это трудное время слово писателя стало оружием. Оно звучало и в тылу, и на фронте, призывало к беспощадной борьбе с врагом.

Но для этого писателю надо было быстро реагировать на происходящее на фронте и рассказывать в своих произведениях. Поэтому во время войны использовались все литературные жанры.



Вопрос III. Какие литературные жанры использовались на войне?


Ответ: Прежде всего звучала в печати:

  1. Публицистика. Это статьи, очерки. Они кратко и быстро отражали происходящее на фронте.

К. Симонов, Б. Полевой, А. Соболев, Л. Леонов, А. Толстой, М. Шолохов.

  1. Продолжали существовать

а) рассказ:

М. Шолохов – «Наука ненависти»

А. Толстой – «Русский характер»

Л. Соболев – «Морская душа»

б) повести:

Б. Горбатов – «Непокоренные»

Э. Казакевич – «Звезда»

в) романы:

А. Фадеев – «Молодая гвардия»

К. Симонов – «Дни и ночи»

г) драмы:

Л. Леонов – «Нашествие»

К. Симонов – «Русские люди»


Но наиболее кратким, и емким, наиболее интересным являлся жанр поэзии. Поэзия была особенно близка и понятна советскому народу.

Уже в первый день войны 22 июня 1941 года зазвучал голос Степана Щипачева.

Цветок в росинках весь к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Садились в танки, закрывали люки.


Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной,

Всего каких-то пять минут осталось.


Но этот день начался не тихой росистой зарей, а грохотом бомб, свистом пуль, скрежетом стали. И это было 22 июня 1941 года. Именно в этот день советский народ узнал, что в 4 часа утра немцы без объявления войны напали на нашу страну. И в этот же день советский поэт В. И. Лебедев – Кумач и композитор А. Александров написали всем известную песню «Священная война».

(звучит запись 1-го куплета песни).


Вопрос IV. Что именно выражает песня на стихи Лебедева – Кумача «Священная война».


Песня «Священная война» призывает весь советский народ на смертный бой за любимую Родину, любимую землю, за весь народ.


Да, эта песня точно определяет народный, священный характер войны, выражает чувство ненависти к врагу, любви к Родине. Ведь защита русской земли от врага – священный долг каждого человека. Поэтому и назвали ее «Священная война».

Писатели сражались на всех фронтах: на суше, на море, в небе. От Белого до Черного моря; от Запада до Востока.

Наравне с мужчинами сражались на фронте и женщины.


Москвичка Юлия Друнина.

В первый год войны ушла добровольцем на фронт, сразу после школы. В боях была ранена, контужена. Но вновь возвращалась в строй. В свои 17 лет выносила раненных с поля боя, подавала снаряды, сама воевала с оружием в руках.

О себе она писала:


Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние раскаты слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.


Я ушла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мат» и «перемат».

Потому что имя, ближе, чем «Россия»

Не могла сыскать!


И таких девушек, как Юля, на войне было много. Одной из них, фронтовой подруге, погибшей при атаке, Юля в 1944 году посвятила стихотворение «Зинка».

(Звучит грустная музыка).


1-я ученица. (Входит в класс. Садится, читает письмо).


2-я ученица. (Входит медленно с горящей свечой в длинной шинели. Останавливается, читает стихотворение).


Хмурым летом,

Бросив книги и карандаш,

Встала девочка с парты этой

И шагнула в сырой блиндаж.


Я только раз видала рукопашный,

Раз – наяву, и тысячи – во сне,

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

(Отходит к иконе, ставит свечу, склоняет голову, садится).


1-я ученица. (Встает, читает отрывок из поэмы Ю. Друниной «Зинка». Кладет руки на плечи Зинке).


Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светать.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.


Зинка, обращаясь к Юльке, укрывшись одной шинелью.


- Знаешь, Юлька, я – против грусти

Но сегодня она – не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живет.


У тебя есть друзья, любимый

У меня – лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом

За порогом бурлит весна.


Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счет.


Юлька, отойдя от Зинки. Зинка села.


Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.


С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.


Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.


Юлька одна.


Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?


Ее тело своей шинелью

Укрывала я зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.


Юлька обращаясь к Зинке.


- Знаешь, Зинка, я – против грусти

Но сегодня она – не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.


У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом

За порогом бурлит весна.


Выходит старушка в цветастом платье, ставит свечу.


И старушка в цветастом платье,

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!


(Музыка умолкает)


Юлька подходит к Зинке. Склоняет голову, став на колено.

(Звучит марш. Грустная музыка).


Эта нота так и будет до конца жизни звучать почти в каждом ее стихотворении.


Тяжело было женщинам на войне, не менее тяжело было и в тылу.


О. Бергольц – ленинградская поэтесса.

Своими стихами сражалась в блокадном Ленинграде, призывая ленинградцев к мужеству, терпению, выносливости. Все три года блокады она воодушевляла ленинградцев, выступая в печати, на радио.

Здесь она создала сборник написанного, назвав его «Ленинградский дневник».


Вопрос V. Какова основная тема литературы периода войны, каковы его основные черты?


Ответ: Великая Отечественная война внесла изменения в содержание литературы.

Если ранее в 30-х годах, основной темой был труд советского народа, то теперь главной темой стало изображение героического подвига советских людей в борьбе с фашистами.


Вопрос VI. Кто стал главным героем литературы?


Ответ: Главным героем литературы стал советский воин, защитник мира и свободы народов, освободитель человечества от фашистских варваров.


Такого героя еще не было в советской литературе. Существует мнение, что когда грохочут пушки Музы молчат. Но нет, во время войны Музы не молчали. Уже в первые дни войны, появилось стихотворение К. Симонова «Жди меня», написанное его жене В. Серовой.


Жди меня и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть,

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут

Позабыв вчера.


Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест,

Всем, кто вместе ждет.


Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло,

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло,

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.


Как я выжил, будем знать,

Только мы с тобой.

Просто, ты умела ждать,

Как никто другой.


Эти стихи распространились по всем фронтам. Они помогали солдатам, вдохновляли их, вселяли в них надежду, веру в победу и решение одолеть врага.

Сам Симонов писал: «Из всех стихов наибольшую пользу, по-моему, принес стих «Жди меня». Если бы не я их написал, то их написал бы кто-то другой.


В газетах ежедневно появлялись статьи, очерки о происходящем на фронтах.

Так Маргарита Алигер прочитала в газете статью «Таня». О девушке партизанке, погибшей при выполнении задания в Петрищеве. М. Алигер стала искать, о ком написана эта статья. И узнала, что это была московская школьница, родившаяся на Тамбовщине, Зоя Космодемьянская.

И в 1942 году появилась поэма Маргариты Алигер «Зоя», в которой рассказывается о подвиге Зои, назвавшей себя Таней, схваченной немцами при поджоге немецких конюшен.



Стала ты под пытками Татьяной

Онемела, замерла до слез.

Босиком, в одной рубашке рваной,

Зою выгоняли на мороз.


И своей летящею походкой

Шла она под окриком врага.

Тень ее, очерченная четко,

Падала на лунные снега.


Снегом запорошенные прядки

Коротко остриженных волос.

- Это я,

Не бойтесь,

Все в порядке.

Я молчала.

Кончился допрос.

Только б не упасть ценой любою.


Окрик: - Рус!

И ты идешь назад.

И опять глумится над тобою

Гитлеровской армии солдат


Вот оно!

Морозно, снежно, мглисто…

Розовые дымы! Блеск зари…

Родина!...


Тупой сапог фашиста

Выбивает ящик из под ног


Русский воин! Юноша одетый!

В справедливую шинель бойца.

Ты обязан помнить все приметы

Этого звериного лица.

Ты его преследовать обязан,

Как бы он не отступал назад

Чтоб твоей рукою был наказан

Гитлеровский армии солдат.


И русский воин мстил за Зою. На танках, шедших в бой было написано «За Зою». Вот такова сила поэзии

А сколько можно бы было рассказать о других поэтах, сражающимися с врагом своими стихами. Тот же К. Симонов, прошедший всю войну на всех фронтах.

В стихотворении «Убей его!» К. Симонов пишет:


«Если ты фашисту с ружьем,

Не желаешь навеки отдать

Дом, где жил ты, жену и мать,

Все, что Родиной мы зовем. –


Знай: никто ее не спасет,

Если ты ее не спасешь;

Знай, никто его не убьет,

Если ты его не убьешь.


Это стихотворение звучит как клятва, как призыв к уничтожению врага.

А кто из вас не знает песни «В землянке».


(Звучит музыка. Песня «В землянке».)


Вопрос: Какова история этой песни.


В каждой строке щемящая душу тоска, грусть бойца, желание быстрее уничтожить врага, вернуться к семье, к любимой жене.

Много можно рассказывать о роли поэзии в годы войны. Можно говорить и о П. Антокольском – поэма «Сын». П. Когане, А. Твардовском, М. Джалиле и др. но нет у нас времени для этого. Читайте стихи о войне. Вы найдете их прекрасными.

Вы увидите, что люди погибали, прекрасно понимая, что они отдают свои жизни во имя счастья, во имя свободы народа, во имя чистого неба и ясного солнца, во имя свободной земли, Родины, во имя будущих счастливых поколений, и нашего в том числе.


Работа в группах


    1. Как отреагировали писатели на начало войны?

    2. Что явилось главной задачей писателей?

    3. Какие литературные жанры появились во время войны?

    4. Кто стал главным героем произведений?

    5. Имена каких поэтов и писателей вы запомнили?


Дома: Письменный анализ стихотворения










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!