Через тернии к звездам

Категория: Русский язык

По учебной программе Ладыженской. Тема Синтаксис и пункитуация

Просмотр содержимого документа
«Через тернии к звездам»

«Синтаксис. Пунктуация».


Урок «Через тернии к звездам».

Цель урока: 1) повторить сведения об основных синтаксических единицах;

2) закрепить умения отличать изученные языковые понятия по теме «Синтаксис. Пунктуация», отличать их друг от друга, давать определения, перечислять признаки;

Задачи: 1) воспитывать интерес к предмету;

2) развивать логическое мышление, речь, память;

3) формировать умение самостоятельно работать с языковым материалом.

Ход урока:

Слово учителя:

Ребята, случилась беда: на далекую и прекрасную планету «Синтаксис» напали злобные пираты. Они стали на ней хозяйничать, и жители этой планеты просят у нас помощи. Наша с вами задача: преодолевая трудности пути, решая сложные задачи, добраться до этой планеты и помочь жителям справиться с пиратами и освободить планету.

(Показывается карта путешествия к планете «Синтаксис». Каждому этапу урока соответствует препятствие, которое должны преодолеть спасатели).

Задание 1. Разделим вас на три условные команды: 1 ряд, 2 ряд и 3 ряд.

Итак, мы с вами отправляемся. Чтобы завелись моторы ваших звездолетов, вам необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Что такое словосочетание?

  • Как связано зависимое слово с главным?

  • Какие виды словосочетаний вы знаете?

Задание 2. Составьте предложение из отдельных слов, изменяя их форму, выпишите из него все словосочетания, определив их вид:

Неярко, светить, в, небо, осенний, солнце.

( Неярко светит в небе осеннее солнце. К доске вызываются 3 ученика, которые выполняют задание).

Неярко светит (нар.+глаг. – глагольное);

светит в небе (глаг.+сущ. – глагольное);

осеннее солнце (прил.+сущ. – именное).

Итак, моторы заведены, вперед!

Задание 3. Впереди метеоритный дождь. Нужно уметь маневрировать. Кто из ваших команд считается лучшим пилотом?

(К доске выходят трое учащихся для выполнения орфографического диктанта).

Багровый лист, исчезать с горизонта, видно издалека, ракета завелась, удивительная картина, оранжевый цвет, аромат цветов, багровый закат, прославлять героев.

Какое сочетание слов не является словосочетанием? Почему? (ракета завелась – это грамматическая основа). Задаем по два вопроса ребятам у доски.

Задание 4. Справились с заданием. Летим дальше. Посмотрите, впереди туманность. Чтобы ее пролететь и не застрять, как в паутине, вы должны ответить на следующие вопросы:

  • Какие члены предложения вы знаете? (Главные и второстепенные).

  • Что такое грамматическая основа предложения? (Это подлежащее и сказуемое).

  • Что такое дополнение? (Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей).

  • Что такое определение? (Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей?).

  • Что такое обстоятельство? (Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?).

(На данном этапе урока проводится физкультминутка).

Задание 5. Смотрите, впереди какая-то странная планетарная система. Все планеты одинаковые, и названия похожи, и подчеркнуты одним членом предложения, и к одному слову, их связывающему все вместе, относятся. Что это за планета, как вы думаете?

(Однородные члены предложения, связанные обобщающим словом. К доске идет один учащийся, записывает предложение, составляет его схему и дает характеристику простого предложения, осложненного однородными членами).

Ракета завелась, набрала скорость и исчезла вдали.

(Схема: . Характеристика: по цели высказывания - это предложение повествовательное, по интонации –это предложение невосклицательное, по количеству грамматических основ – простое, по количеству главных членов предложения – двусоставное, по наличию второстепенных членов – распространенное, осложнено однородными сказуемыми).

Задание 6. Звездолеты, внимание, впереди загадочно улыбающаяся планета. Мимо нее можно пролететь, если вы правильно расставите знаки препинания в следующих предложениях (Предложения записаны на плакате):

Не трещите морозы в заповедном лесу! Ты знаешь правила пользования учебником? Вылезайте муравьи после зимней стужи! Люди берегите нашу чудесную планету! Вы помните о своих клятвенных обещаниях? Получай свою одежду товарищ по несчастью.

  • Итак, какая же это была планета? ( Планета «Обращение»).

Задание 7. Отлично, вот вы и добрались до планеты «Синтаксис».

А вот и пираты, они дают свои советы, и ваша задача определить необходимо следовать этим советам или нет.

(Ребята читают наизусть стихотворения, как не надо поступать)


1 пират:

Получайте, дети, двойки,

Не мечтайте вы про то,

Чтоб учиться хорошо.

Ведь безграмотным чтоб быть,

Уроки проще не учить:

С буквой Я пиши ЧА, ЩА,

С буквой Ы пиши ЖИ, ШИ,

И все знают, что ЧУ, ЩУ

Пишется лишь с буквой Ю.


2 пират:

Чтобы правильно писать,

Книг не надо вам читать.

Надо утром из рогатки

Птичьи гнезда разорять.

Чтобы правильно писать,

Рано вам нельзя вставать:

Ты в постели поваляйся,

Чтобы в школу опоздать.


3 пират:

Чтоб неправильно писать,

Язык не нужно уважать.

Чтобы правильно писать,

Правила не надо знать:

Надо сто ошибок сделать,

Вот тогда вам будет «пять».

Задание 8. Как вы считаете, необходимо следовать этим советам? Видите, ребята, пираты давали жителям планеты вредные советы, но теперь помощь близка, и вы сможете помочь преодолеть зло, если справитесь с заданием: вам необходимо на слух определить тип предложения по количеству грамматических основ. Если это окажется сложное предложение, вы должны определить его тип. (Задание выполняется устно).

Гроза прошла, и ветер белых роз в окно мне дышит ароматом. (ССП)

Зима будет холодной, если белка делает большие запасы. (СПП)

Море утихло и только изредка глухо вздыхало. (Простое предложение, осложненное однородными сказуемыми).

Целый день трудится и поет жаворонок, чтобы люди работали веселей. (СПП)

Задание 9. Чтобы вам вернуться домой, необходимо выполнить следующее задание. Составить предложение, поэтапно выполняя ряд задач:

  1. из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг взять существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребить его в именительном падеже единственного числа (осень);

  2. из предложения Мороз разрумянил щеки взять сказуемое, употребив его без приставки в третьем лице единственного числа настоящего времени (румянит);

  3. из предложения Кисти винограда свисали до земли взять слово, являющееся подлежащим, употребить его как дополнение (кисти);

  4. из предложения Рябины украшают наши леса взять существительное, выступающее в роли подлежащего, сделать его дополнением, употребив в родительном падеже (рябин);

  5. полученное предложение Осень румянит кисти рябин сделать сложным, добавив к нему вторую часть. 1 вариант запишет сложносочиненное предложение; 2 вариант – сложноподчиненное предложение, составьте его схему.

Подведение итогов урока и запись домашнего задания.


































Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас