Читательская грамотность на уроках английского языка: ориентир – PISA.
Интеллектуальные умения, как важный компонент коммуникативной компетенции учащихся 21-го века, могут быть сформированы на уроках английского языка. Одним из условий является применение интеллектуально нагруженных заданий. Особое значение принадлежит функциональному чтению, направленному на развитие у школьников интеллектуальных умений эвристики (сообразительности), критического (доказательного) мышления и логически обоснованной последовательности идей с неслучайными умозаключениями. В решении этой задачи большую роль играют современные учебно-методические комплекты.
Учебные задания на интеллектуально нагруженном уроке включают работу с множественными источниками информации в разных форматах (текст, таблица, диаграмма, график, фотография, видеофильм). Школьники учатся искать и находить глубокие и далёкие связи между элементами, которые логично соединяются в поиске ответа на вопрос. В ходе учебной работы, формируются умения интерпретировать доступную информацию в контексте общего кругозора учащихся. Дети привыкают решать задачу, разрабатывая собственные алгоритмы решения проблемы без заданного плана ответа. Они генерируют новую информацию на основании собственных логических умозаключений. Наконец, на интеллектуально нагруженном уроке, школьники выполняют задания в постоянно обновляющемся формате, что требует от них ориентировки в новых условиях задачи. Будем называть такие задания интеллектуально нагруженными (rich tasks). В таких заданиях отсутствует готовое основание для ответа. Учащиеся должны создать его сами, анализируя информацию, соединяя идеи, добавляя знания.
Содержательно-языковая интеграция и интеллектуальные умения.
Содержательно-языковая интеграция в обучении иностранным языкам (content and language integrated learning – CLIL) является необходимым условиям организации интеллектуально нагруженной деятельности школьников. На уроке используется информация из разных областей человеческого знания, включая естественные и точные науки, живопись, литературу, культуру и искусство, экономику, социологию и психологию. Современные учебники интегрируют языковое и предметное содержание обучения, что создаёт условия для формирования у школьников интеллектуальных умений.
Интеллектуальные умения функционального чтения
Организация экономического сотрудничества и развития — ОЭСР (Organisation for Economic Cooperation and Development — OECD) опубликовала образцы заданий для исследования интеллектуальных умений школьников, включая задания на функциональное чтение – умение обрабатывать, дополнять и применять прочитанную информацию для решения возникшей задачи.
Задания на функциональное чтение градуированы по трудности:
Уровень №1 предполагает, что учащиеся могут использовать нужные для ответа фрагменты информации, доступные «на поверхности текста».
Уровень №2 требует, чтобы школьники интерпретировали для ответа фрагменты информации, извлекая из них скрытый смысл.
Уровень №3 означает, что участники должны уметь найти в тексте несколько значимых идей, соединяя их общим смыслом.
Уровень №4 включает тексты с информацией «между строк», которую кандидаты извлекают на поверхность и применяют для ответа.
Уровень №5 содержит тексты и графику, из которых требуется извлечь нужные для ответа знания, обращая внимание на общий смысл и детали.
Уровень №6 построен на текстах и графике, где содержится нужная для ответа информация.
Вместе с повышением уровня сложности заданий, возрастает роль эвристики – способности «замыкать» нужные связи для решения задачи, логики – умения соединять идеи для неслучайных выводов и продуктивности – готовности создавать собственную информацию средствами эвристики, логики и творческого мышления.
Большие возможности для развития интеллектуальных умений школьников содержат материалы электронного портала http://citystars.prosv.ru и учебника «City Stars» для углублённого изучения английского языка во 2-11 классах школы. Этот учебник доступен и полезен учащимся всех российских регионов (вход в портал бесплатный).
Приведём в качестве примера фрагмент задания из материала на электронном портале «City Stars», взятого из раздела «My Moscow Extra», модуль 1. Ссылка для доступа: http://citystars.prosv.ru/content/children/10/2/
My Moscow Extra 1 Exercise 3 (fragment).
Read the text and choose correct answers to questions 1-7.
В рассмотренном задании учащимся необходимо не только понять содержание текстов, но и преобразовать данные, соединить основную информацию с мелкими деталями и сделать логическое умозаключение для правильного ответа. Иными словами, школьники должны сами создать основание для правильного ответа, которого нет в тексте в готовом виде.