СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтение как вид речевой деятельности на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение представляет собой сложный психолингвистический процесс восприятия текста, результатом которого является его понимание.

Как известно, в процессе порождения речи мысль, возникающая сначала в каком-то интегральном неязыковом коде (коде смысла), оформляется средствами языка, происходит процесс кодирования. При чтении,т. е. при восприятии речи, имеет место обратный процесс. Текст представляет собой линейную последовательность графических знаков языка, и задача читающего — расшифровать эти знаки, перевести их в код смысла. Таким образом, то, что для говорящего является исходным (смысл), для читающего становится конечной целью.

Очевидно чтобы найти оптимальные пути обучения чтению, необходимо уяснить, как осуществляется этот процесс при сформированных речевых механизмах. Вероятностная модель процесса чтения, представленная в схеме, поможет нам в этом.

При зрительном восприятии текста у читающего происходит запуск речевых механизмов, что проявляется прежде всего в его речедвигательной активности. В результате речедвижений из долговременной памяти извлекаются образы слов и грамматических структур (фразовые стереотипы), которые сопоставляются с воспринимаемым материалом, вследствии чего и происходит восприятие языковых знаков. Языковой знак, как известно, имеет две стороны: формальную и содержательную, следовательно, читающий воспринимает его форму, и содержание. На основе воспринятых значений слов и грамматических структур происходит восприятие смысла читаемого текста, что и является конечным звеном процесса чтения.

 

Письменный

текст

Речедвижение:

восприятие языковых

знаков (слов, грам -

матических структур)

Смысл

 

Читая короткое предложение состоящее из 3-4 слов, мы сразу охватываем его взглядом и тут же воспринимаем его смысл. Но чаще всего предложения письменной речи отличаются значительной протяженностью, что связано с их развернутой синтаксической структурой. Восприятие таких структур происходит по синтагмам(Синтагма — линейная единица речи, которая возникает как результат естественного членения потока речи ), т. е. по структурно - смысловым комплексам. Сначала воспринимается первая синтагма. Она удерживается в оперативной памяти, но не на уровне отдельных слов, а в новом, сокращенном и обобщенном коде — коде смысла. Потом воспринимается следующая синтагма. В виде новой кодовой единицы она также остается в оперативной памяти читающего. Так смысловые коды отдельных синтагм удерживаются в памяти до момента восприятия последней синтагмы предложения. После этого происходит синтезирование в оперативной памяти кодов смысла всех синтагм в новый, еще более обобщенный код — код смысла всего предложения. Смысл отдельных предложений синтезируется в смысл абзаца, смыслы абзацев - в смысл главы и т. д. Так по смысловым блокам происходит восприятие содержания всего текста. Но понимание текста не сводится только к осмыслению его слов и грамматических связей между ними. От понимания отдельных фактов текста читающий переходит к его пониманию его логических связей, к домысливанию на основе воспринятой информации, к осознанию того, что может дать воспринятая информация лично ему, т. е. он пропускает ее через свой личностный опыт. Восприятие лишь отдельных фактов и сюжетной линии текста — это восприятие на уровне значения. Более глубокое восприятие, для которого нужен высокий уровень общей культуры, жизненный опыт читающего, осознание цели чтения, называют восприятием на уровне смысла. Именно к такому уровню восприятия и нужно постепенно подводить учащихся.

Первая задача при обучении чтению — это научить воспринимать графические образы слов и связывать их с соответствующими звуковыми образами. Необходимость установления таких связей и их закрепление в памяти учащихся обусловленно важной особенностью чтения. Значение языковых едениц, воспринимаемых учащимися при чтении. Становятся доступными для них лишь в том случае, если графические образы этих едениц( слов, словосочетаний, грамматических структур) переводятся при внешнем либо внутреннем проговариванием в образы речемоторные. Ведь языковой знак существует в памяти как звуко — речемоторный образ,непосредственно связанный с его значением. В том,что это так,можно убедится, понаблюдав, как читают на родном языке люди, плохо владеющие чтением. Они проговаривают текст шепотом, шевелят губами. Значит, они не могут воспринять и понять слова даже родного языка, если их графические образы не переведены в речемоторные. Эту особенность восприятия письменного текста надо обязательно учитывать на начальном этапе обучения чтению на иностранном языке. Чтобы прочно связать в памяти образы графические с образами звуковыми и речемоторными, учащиеся должны овладеть техникой чтения, а для этого нужно выполнить большое количество упражнений в чтении вслух слов,словосочетаний, предложений, построенных по стереотипным синтаксическим схемам, а также текстов.

 

 

учитель английского языка

Талах Любовь Сергеевна

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!