СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что нужно знать о специальной оценке условий труда?(в помощь председателю профсоюзной организации)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что нужно знать о специальной оценке условий труда?(в помощь председателю профсоюзной организации)»


Отдел охраны труда и здоровья

Общероссийского Профсоюза образования





Что нужно знать о специальной оценке условий труда?
Как правильно подготовиться и провести спецоценку?
Какие предпринять меры, чтобы уберечься от административного штрафа в случае ее непроведения?
Возврат части страховых взносов на охрану труда

В помощь председателю профсоюзной организации

МОСКВА 2015


Что нужно знать о специальной оценке условий труда? Как правильно подготовиться и провести спецоценку? Какие предпринять меры, чтобы уберечься от административного штрафа в случае ее непроведения?



Основные сведения о специальной оценке условий труда

С 1 января 2014 года, как известно, вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон), а Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесены изменения в законодательные акты по охране труда РФ.

Специальная оценка условий труда (далее – спецоценка или СОУТ) заменяет прежние процедуры – аттестацию рабочих мест по условиям труда и государственную экспертизу условий труда. Она предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, к учету фактического воздействия на организм работника данных факторов производственной среды и трудового процесса.

Результаты СУОТ учитываются при:

а) предоставлении гарантий и компенсаций работникам, занятым на вредных и опасных работах;

б) уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ,

а также иных процедурах в сфере охраны труда, таких как организация и проведение медицинских осмотров,обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.

Если результаты спецоценки свидетельствуют, что условия труда не наносят существенного вреда здоровью работника, то статус "вредника" с него снимается, а это значит – не предоставляются гарантии и компенсации в виде повышенной оплаты труда, дополнительного отпуска, сокращенного рабочего дня, права на досрочную пенсию.

Или наоборот. Если на рабочих местах по результатам СОУТ установлены вредные производственные факторы, то работодатель обязан предоставить работникам, занятым во вредных условиях труда, соответствующие компенсации и при этом выплачивать дополнительные страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, либо - привести состояние рабочих мест в соответствие с государственными требованиями охраны труда.

Таким образом, закон направлен на экономическое стимулирование работодателей к улучшению условий и охраны труда.

Следует отметить, что по данным технической инспекции труда Общероссийского Профсоюза образования аттестация рабочих мест проведена только в 57 % образовательных организаций. Основная причина сложившейся ситуации – отсутствие необходимого финансирования.

Спецоценка, как и аттестация рабочих мест, проводится не реже одного раза в 5 лет. Поэтому результаты аттестации, проведенной в образовательной организации до 1 января 2014 года, действительны в течение пятилетнего срока, а работникам, занятым во вредных условиях труда в этих организациях, сохраняются гарантии и компенсации при условии, что им за этот период не улучшены условия труда. И только после завершения срока аттестации придется проводить спецоценку.

В образовательных организациях, в которых не была проведена аттестация рабочих мест, должна быть проведена СОУТ в соответствии с Федеральным законом 426-ФЗ, который, в свою очередь, определяет права и обязанности работодателя, работника и организации, осуществляющей данную процедуру, а также этапы проведения спецоценки.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. СОУТ проводится работодателем и организацией, привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора, в соответствии с Методикой ее проведения, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".

Работник имеет право присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте, а в случае необходимости обжаловать результаты проведения СОУТ. Кроме того, он обязан ознакомиться с результатами проведеннойспецоценки.

Этапы проведения СОУТ

Условно проведение СУОТ можно разделить на 3 этапа:

а) подготовительный этап;

б) этап исследований и измеренийвредных производственные факторов:

в) этап оформления результатов проведеннойспецоценки.


I. Подготовительный этап

На подготовительном этапе руководитель образовательной организации формирует необходимый пакет документов:

- приказ о проведении специальной оценки условий труда;

- приказ о создании комиссии по проведению СОУТ, предусматривающий состав и порядок деятельности комиссии.

Комиссию возглавляет работодатель или его представитель, в состав входят специалист по охране труда, представитель первичной профсоюзной организации. Число членов комиссии должно быть нечетным. Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке, с указанием аналогичных рабочих мест.

Далее необходимо определиться с выбором организации, проводящей спецоценку условий труда. Данная организация должна соответствовать следующим требованиям:

1) указание в уставных документах в качестве основного вида деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта;

3) наличие в качестве структурного подразделения аккредитованной испытательной лаборатории;

4) внесение в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

Организации, аккредитованные на проведение аттестации рабочих мест, имеют право проводить СОУТ до окончания сроков действия аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), имеющихся на день вступления в силу Федерального закона, но не позднее, чем до 31 декабря 2018 года включительно.

В качестве эксперта организации, проводящей спецоценку, допускаются лица:

- прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда;

- имеющие сертификат эксперта;

- занесенные в реестр экспертов.

Завершается подготовительный этап подписаниемдоговора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда.

Особенностью СОУТ на данном этапе ее проведения является включениетаких важных составляющих процедур, впервые введенныхФедеральным законом, как:

- идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов

- декларированиесоответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов это сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с аналогичными факторами, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным соответствующим приказом Минтруда России.

Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Перечень рабочих мест с указанием источников вредных и опасных факторов утверждается комиссией по проведению СОУТ.

Важным аспектом данного этапа является идентификация напряженности труда педагогических работников. Согласно приложению №21 Методики проведения специальной оценки условий труда напряженным признается труд, при котором суммарное количество часов, наговариваемое в неделю, составляет более 20 часов.

Далее проведение специальной оценки условий труда будет зависеть от результатов идентификации, а именно:

а) в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, т.е. отсутствуют, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией по проведению СОУТ допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

Работодатель переходит к процедуре декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Декларация подается работодателем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Госинспекция труда), по месту своего нахождения. Данный орган обеспечивает формирование и ведение реестра деклараций.

Форма и порядок подачи декларации установлены соответствующим приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 года № 80н.

Срок действия декларации – 5 лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Действие декларации прекращается и проводится внеплановая СОУТ, если на «задекларированном» рабочем месте с работником произошел несчастный случай на производстве или у него выявлено профессиональное заболевание. В остальных случаях срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

б) в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, т.е. выявлены, комиссия по проведению СОУТ принимает решение о проведении исследований и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов.


II.Этап исследованийи измерений вредных и (или) опасных производственные факторы на рабочих местах

Итак, после принятия решения о проведении исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, комиссия по проведению СОУТ формирует Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, исходя из:

- государственных нормативных требований охраны труда;

- характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов;

- результатов ранее проводившихся исследований и измерений вредных и опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией в установленном порядке, но не ранее чем за 6 месяцев до проведения спецоценки. Решение о возможности использования указанных результатов принимается комиссией по представлению эксперта.

- предложений работников.

Исследования и измерения осуществляются испытательной лабораторией, экспертами и иными работниками организации, проводящей спецоценку. В ходе исследований должны применяться утвержденные и аттестованные методы исследований соответствующими средствами измерений, прошедшими поверку.

Результаты проведенных исследований и измерений вредных и опасных производственных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих факторов.

По результатам проведения исследований и измерений экспертом осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к классам (подклассам) условий труда. Условия труда, так же как при аттестации рабочих мест, подразделяются на 4 класса: оптимальные - I класс, допустимые – II класс, вредные – III класс и опасные – IV класс. В свою очередь вредные условия подразделены на четыре подкласса.

Итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте устанавливают по наиболее высокому классу (подклассу) вредности и опасности одного из имеющихся на рабочем месте вредных и опасных факторов.

При проведении исследований члены комиссии по проведению СОУТ должны обращать внимание на оценку напряженности труда педагогических работников, в частности на расчет часов нагрузки на голосовой аппарат, используя методхронометражных наблюдений или экспертным путем, посредством опроса работников и их непосредственных руководителей.


III. Этап оформления результатов проведения СОУТ

а) составление отчетао проведении спецоценки

Форма отчета и инструкция по его заполнению утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

В содержании отчета о проведении спецоценки условий труда должны быть отражены:

- сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда;

- перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных факторов;

- карты специальной оценки условий труда;

- протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

- протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

- протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (при наличии таких рабочих мест);

- сводная ведомость специальной оценки условий труда;

- перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;

- заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

б) передача результатов проведения спецоценки

До 1 января 2016 года данные сведения передаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Начиная с января 2016 года, результаты проведения специальной оценки условий труда (см. ст.18 ФЗ №426-ФЗ), в том числе условия труда на которых декларируются, передаются в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда, организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета.

в) ознакомление работников с результатами спецоценки

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее, чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Рекомендуется выдавать работнику на руки заверенную копию карты специальной оценки условий труда его рабочего места.

г) размещение результатов спецоценки на сайте образовательной организации (при наличии сайта)

Не позднее, чем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки работодатель с учетом требований законодательства РФ о персональных данных организует размещение на официальном сайте образовательной организации сводных данных о результатах проведения СОУТ с обязательным указанием установленных на рабочих местах классов условий труда и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников образовательной организации.

д) хранение работодателем документов о проведении спецоценки

Документы по аттестации рабочих мест по условиям труда и спецоценке в соответствии с п.602 раздела 7.3 приказа Минкультуры России от 25 августа 2010г. № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения" хранятся в образовательной организации 75 лет при наличии вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах, и 45 лет - при отсутствии таковых.

Исчисление сроков хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством.

Об участии профсоюзов в проведении СОУТ

Федеральным законом предусматривается участие профсоюзов в проведении оценки условий труда на всех ее этапах и осуществлении профсоюзного контроля в порядке, установленном трудовым законодательством. В частности, закон предоставляет профсоюзам право внесения мотивированных предложений о проведении внеплановой специальной оценки условий труда. Кроме того, на основании заявлений профессиональных союзов, их объединений осуществляется экспертиза качества специальной оценки условий труда.


Проведениевнеплановой СОУТ

Внеплановая СОУТ проводится в течение шести месяцев (ст. 17 Федерального закона):

- на новых рабочих местах;

- в случае выдачи предписания представителя государственной инспекции труда;

- при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, средств индивидуальной и коллективной защиты;

- при несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании, возникших в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

- при наличии мотивированного предложения выборного органа первичной профсоюзной организации о проведении СОУТ.


Об изменениях в Трудовом кодексе Российской Федерации в части предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда

Федеральным законом от 28.12.2013 года № 421–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" или так называемым «законом-спутником» с 1 января 2014 г. в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, касающиеся гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам специальной оценки условий труда.

Гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 ТК РФ) приведены в таблице:


Установленный класс (подкласс)

условий труда


Гарантии и компенсации


Основание

2

-

ст.219 ТК РФ

3.1

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам - 4% тарифной ставки (оклада)

ст.147 ТК РФ

3.2

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам - 4% тарифной ставки (оклада).

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска - 7 календарных дней.

ст.147 ТК РФ



ст.117 ТК РФ

3.3

3.4

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам - 4% тарифной ставки (оклада).

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска - 7 календарных дней.

Сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

ст.147 ТК РФ



ст.117 ТК РФ



ст.92 ТК РФ


Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов спецоценки условий труда.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.


Об изменениях в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) в части нарушения работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий трудаили ее непроведения

С 1 января 2015 года вступили в силу изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) в части значительного увеличения размеров административных штрафов за нарушениетрудового законодательства, в том числе нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий трудаили ее непроведения.Так, административный штраф на должностных лиц за подобное нарушение составляет в размере от 5,0 тысяч до 10,0 тысяч рублей; на юридических лиц - от 60,0 тысяч до 80,0 тысяч рублей.

В связи с этим в образовательных организациях всех уровней и типов следует необходимо незамедлительно приступить к «мерам оперативного реагирования» и организовать проведение специальной оценки условий труда в тех организациях, в которых еще не проведена СОУТ или уже заканчиваются сроки действия аттестации рабочих мест, в том числе:

- устранить вредные и (или) опасные производственные факторы, и выполнить все мероприятия планов по улучшению условий и охраны труда, разработанных по результатампроведенной ранее аттестации рабочих мест по условиям труда, проверок органами государственного надзора и контроля;

- создать приказом по образовательной организации комиссию по проведению СОУТ, в состав которой включаются работодатель или его представитель, специалист по охране труда, представитель первичной профсоюзной организации;

- утвердить Перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке с указанием аналогичных рабочих мест;

- утвердить график проведения СОУТ.

В первую очередь рекомендуется провести спецоценку рабочих местработников, профессии, должности, специальности которых включены в Списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Обращаем внимание, что СОУТ проводится аккредитованными организациями, внесенными в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. №599.


Отдел охраны труда и здоровья Общероссийского профсоюза образования

Возврат части сумм страховых взносов на охрану труда

(на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний)


Заведующий отделом охраны труда и здоровья ЦС Профсоюза, главный технический инспектор труда ЦС ПрофсоюзаЮ.Г.Щемелев ответил на вопросы корреспондента газеты «Мой Профсоюз»

- Сейчас, когда норматив финансирования мероприятий по охране труда для бюджетных организаций не установлен, а бюджетные ассигнования в целом на охрану труда выделяются не отдельной строкой, а по остаточному принципу, настало время рассмотреть все существующие источники финансирования, начиная от тех, которые установлены статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации*, а также другие дополнительные источники финансирования.


*Статья 226 Трудового кодекса РФ

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). (Извлечение, в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).

- А какие именно Вы имеете в виду?

- В первую очередь - финансирование мероприятий на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Дело в том, что каждый работодатель в Российской Федерации прямо или косвенно отчисляет деньги в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Размер выплат или размер тарифа по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний зависит от класса профессионального риска вида экономической деятельности учреждения (организации, предприятия).

- Сколько всего видов экономической деятельности существует и к какому классу профессионального риска относится такой вид экономической деятельности как образование?

На сегодняшний день существует 32 класса по профессиональным рискам в соответствии Классификацией видов экономической деятельности (КВЭД), утвержденной приказом Минтруда от 25.12.2012г. № 625.

Образование, как вид экономической деятельности, относится кI классу профессионального риска. Поэтому страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для образовательных учреждений минимальный и составляет 0,2% к начисленной оплате труда (доходу) застрахованных.

Если говорить проще, то на сегодняшний день тариф взносов «по травме» для организаций образования установлен в размере 0,2 % от фонда оплаты труда.

Таким образом, при фонде заработной платы образовательного учреждения в 30,0 млн. рублей страховой тариф составит 60,0 тыс. рублей

- Какую часть финансирования можно получить из этих денег, которые перечисляются в Фонд социального страхования и на какие мероприятия они могут быть потрачены?

- При определенных условиях можно вернуть до 20 % сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев.

Следовательно, если фонд заработной платы образовательного учреждения составляет 30,0 млн. рублей, то страховой тариф составит 60 тысяч рублей,а 20% соответственно 12,0 тысяч рублей. Этой суммы будет достаточно для приобретения спецодежды работникам школы.

Примеры.

В Томской области МОУ Парабельская гимназия, имея фонд заработной платы около 13,5 миллионов рублей, смогла возвратить и использовать на мероприятия по охране труда 5390 рублей.

Детский сад № 24 г. Томска, с фондом заработной платы в 4 миллиона рублей, вернул 1607 рублей, которые использовал на приобретение средств индивидуальной защиты.

Центр развития ребенка-детский сад № 40 возвратил 1803 рубля, которые также использовал на приобретение средств индивидуальной защиты.

В Томском политехническом университете (ТПУ) в 2010 году возвратили 465,0 тыс. рублей, которые израсходовали на профилактическое санаторно-курортное лечение работников, занятых во вредных и опасных условиях труда (включая преподавателей, чья суммарная голосовая нагрузка в неделю составила более 20 часов).

В Томском государственном университете (ТГУ) было возвращено 264,2 тыс. рублей, В Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) - 156.5тыс.рублей, за счет которых провели оздоровление сотрудников, занятых во вредных и опасных условиях труда.


Ежегодно Минтруд России определяет список мероприятий, на которые могут быть потрачены возвращаемые 20% средств из ФСС РФ. Как правило, это - специальная оценка условий труда; обучение по охране труда, в том числе руководителейобразовательныхорганизаций и специалистов по охране труда, членов комитетов по охране труда, уполномоченных по охране труда Профсоюза; проведение обязательных медицинских осмотров работников образования; приобретение спецодежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты; санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

- Теперь о самом главном. На основании каких нормативных документов и с помощью каких инструментов можно возвратить часть суммы страховых взносов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний?

  1. - В соответствии с приказом Минтруда России от 10.12.2012 г. № 580н"Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами", размер средств, направляемых страхователем на финансирование предупредительных мер, не может превышать 20 процентов % сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год.


Важно!

В соответствии со ст. 7 Федерального Закона от 01.12.2014 г.№ 386-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» страхователи (организации) с численностью работающих до 100 человек, имеют право аккумулировать объем средств на финансовое обеспечение предупредительных мер за три последовательных календарных года,предшествующие текущему финансовому году.

Механизм возврата 20 % сумм страховых взносов

Страхователю (образовательной организации) необходимо до 1 августа текущего календарного года (из практики - лучше это сделать как можно раньше) обратиться в исполнительный орган Фонда социального страхования по месту своей регистрации и представить следующие документы:

1. Заявление о финансировании предупредительных мер в срок текущего календарного года.

К заявлению прилагаются следующие документы:

- план финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма работников;

- план мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

-перечень профессий и должностей работников, нуждающихся в обеспечении средствами индивидуальной защиты;

- справка, подтверждающая необходимые расходы на проведение специальной оценки условий труда.



К сведению.

Приводим ответ Департамента страхования профессиональных рисков Фонда Социального Страхованияна запрос Отдела охраны труда ЦС Профсоюза о технологии обмена информацией и предоставления материалов по возврату 20 % сумм страховых взносов.

Уважаемый Сергей Петрович!

Департамент страхования профессиональных рисков рассмотрел Ваше обращение от 18.11.2014 № 35.

В соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 580н (далее - Правила), региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) при работе со страхователями практически реализуется предложенная Вами схема подготовки и представления организациями - плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы) документов для получения разрешения на финансовое обеспечение предупредительных мер.

Как правило, региональные отделения Фонда в начале текущего календарного года предварительно оповещают страхователей об объеме средств, который страхователь может направить на финансовое обеспечение предупредительных мер в календарном году. При этом страхователь может самостоятельно рассчитать сумму финансового обеспечения предупредительных мер на следующий год, руководствуясь пунктом 2 Правил, либо обратиться в региональное отделение Фонда по телефонным или электронным каналам связи и получить соответствующую информацию.

Пунктом 4 Правил определен перечень документов, предоставляемых страхователем для обоснования необходимости финансового обеспечения предупредительных мер. При этом требование предоставления иныхдокументов, помимо документов, указанных в пункте 4 Правил, с учетом исключений, предусмотренных пунктом 5 Правил, не допускается.

Также Правилами установлено, что заявление и пакет документов предоставляется страхователем либо лицом, предоставляющим его интересы, т.е. представителем. Представитель вправе представлять интересы как одной организации, так и нескольких. Соответственно, при обращении в региональное отделение Фонда представителя страхователя необходимо наличие у него документов, удостоверяющих личность и полномочия.

Одновременно сообщаем, что процедура подачи страхователем в региональное отделение Фонда заявления и пакета документов на финансовое обеспечение предупредительных мер, а также процедура принятия решения и направления его страхователю лично, почтой либо в электронном виде, прописаны в Административном регламенте предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональныхзаболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденном приказом Минтруда России от 02.09.2014 № 598н, который в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России.

Кроме этого, согласно пункту 2 Правил, финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.

После принятия решения о финансовом обеспечении предупредительных мер и проведении запланированных мероприятий страхователь предоставляет в региональное отделение Фонда отчет об использовании средств на финансовое обеспечение предупредительных мер и документы, подтверждающие произведенные им расходы. Расходы, подтвержденные документами о целевом использовании средств, подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов. Указанные документы также могут быть представлены в региональное отделение Фонда представителем страхователя.



Заместитель руководителя

Департамента страхования

профессиональных рисков О.В. Измайлова


Надеемся, что данная информация поможет Вам более эффективно обеспечить реализацию права профсоюзов на контроль задеятельностью администрации за созданием здоровых и безопасных условий труда работающих и обучающихся в ваших учебных заведениях




Отдел охраны труда и здоровья

Общероссийского Профсоюза образования



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!