"Что слушать: разум или чувства?" Интегрированный урок подготовки к итоговой аттестации

Категория: Литература

Урок подготовки к итоговому сочинению, включающий в себя орфографическую работу, анализ стихотворений, работу с рецензией. В процессе урока повторяются разммеры стихотворений, изобразительно-выразительные средства русского языка. Ведется сравнительно-споставительная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Просмотр содержимого документа
«"Что слушать: разум или чувства?" Интегрированный урок подготовки к итоговой аттестации»

Рабочая карта урока __________________________________



  1. Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы. К какому тематическому направлению относятся данные словосочетания?

Нежные чу..ства, душевные (не)взгоды, р..мантический л..рический герой, вд..хновенье, т..мленья грусти бе(з,с)надежной, внутрен..яя свобода и г..рмония, сер..це бьется в упоен..е, х..лодное вн..манье, ра..судок.





Оценивание: все правильно – 3 б, 1-2ошибки – 2б, 3-4 ошибки – 1 б, более 4 ошибок – 0 б





  1. Дополните понятия своими ассоциациями. Можно использовать слова для справок

Дневное светило
Природа 

Ночное светило

Природа









Чувства

Чувства





Человек

Человек











Слова для справок: солнце, луна, прохлада, уверенность, день, свет, ночь, тьма, тепло, душевная гармония, сомнения, способен понять противоречия мира, разочарован в мире и в себе, печаль, полон чувств и энергии, борьба чувств в душе.



Оценивание: все правильно – 3 б, 1-2ошибки – 2б, 3-4 ошибки – 1 б, более 4 ошибок – 0 б









  1. Сопоставьте наименования размеров стиха с их характеристикой.


Хорей

трехсложная стопа с ударением на третьем слоге

Ямб

трехсложная стопа с ударением на втором слоге

Дактиль

двусложная стопа с ударением на первом слоге

Амфибрахий

трехсложная стопа с ударением на первом слоге

Анапест

двусложная стопа с ударением на втором слоге





Оценивание: все правильно – 3 б, 1-2ошибки – 2б, 3-4 ошибки – 1 б, более 4 ошибок – 0 б



  1. Добавьте в рецензию наименования изобразительно-выразительных средств из списка, следуя их характеристике и примерам. Выберите одну из предложенных рецензий.

Вариант 1. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Признание»

Повествование ведётся от первого лица. Это стихотворение является лирическим. Оно написано с очень искренними и трогательными чувствами. Жанр его – любовное послание. Это подтверждают ___________________(«Алина», «Мой ангел»). Уже в первой строке А.С.Пушкин раскрывает перед возлюбленной свои истинные чувства, используя прием_______________________________: Я вас люблю, - хоть я бешусь… Кажется, столь противоречивые слова, но это связано с тем, что поэт не может добиться взаимности. Невозможность находиться вдали от возлюбленной Пушкин подчеркивает при помощи синтаксического приема_______________________________: Без вас мне скучно,- я зеваю; При вас мне грустно, - я терплю; Вы улыбнётесь – мне отрада;Вы отвернётесь – мне тоска;… А.С.Пушкин использует множество _______________________, чтобы подчеркнуть эмоциональность и чувственность данного стихотворения: «люблю», «бешусь», «признаюсь», «терплю», «слышу», «теряю», «улыбнётесь», «отвернётесь»… В конце стихотворения использует много ____________________________________, которые подчёркивают все эмоции поэта, помогают нам увидеть, как голос сердца одерживает верх над разумом: Но притворитесь! Этот взгляд Всё может выразить так чудно! Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!

Список изобразительно-выразительных средств:

  1. Обращение

  2. Синтаксический параллелизм

  3. Глаголы

  4. Метафора

  5. Риторические восклицания

  6. Антитеза

  7. монолог

  8. Вариант 2. Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова.

  9. Основная тема произведения — размышления о времени и о себе, своем поколении и об отношении к жизни. Оно построено в виде лирического ____________________, напоминающего нам элегию. Герой — реалист, беспощадно анализирующий состояние собственной души, это фигура, отлича­ющаяся скептическим взглядом на мир и на человека в целом. В первой строфе герой говорит о своем одиночестве. Автор использует ________________________________________________

  10. (Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят — все лучшие годы!), показывая ход рассуждений героя.

  11. Затем он размышляет о любви и понимает обреченность ее: «вечно любить невозможно». Описывая жизнь, автор использует______________: жизнь оказывается «пустой и глупой шуткой». Совмещение бытового плана и философских раздумий достигается в произведении использованием и _________________, и __________________ лексики: «И некому руку подать», «что пользы…», «там прошлого нет и следа»; «В минуту душевной невзгоды», «сладкий недуг».Чтобы подчеркнуть, что исчезает и забывается всё, автор использует ________________________________________________________(«И радость, и муки, и все там ничтож­но…»). Не случайно критик В. Г. Белинский назвал это стихотворение «похоронной песней всей жизни».

  12. Список изобразительно-выразительных средств:

  1. Обращение

  2. Ряд однородных членов

  3. Глаголы

  4. Метафора

  5. Риторические восклицания и вопросы

  6. Разговорная и высокая лексика

  7. монолог

  1. Оценивание: все правильно – 3 б, 1-2ошибки – 2б, 3-4 ошибки – 1 б, более 4 ошибок – 0 б

  1. Придумайте стихотворение-синквейн:

    1. Чувство

    1. Разум

  1. Оценивание: 3б за составленный синквейн.______________________

  1. Подведите итоги. Посчитайте количество баллов, полученное за каждое задание. Оцените себя.

  1. 15-12б – «5» Я все усвоил!

  2. 11-8б - «4» Я усвоил материал, но нужно повторить.

  3. 7-4б - «3» Еще надо поработать дома.

  4. 3-0б - «2» Учиться, учиться, учиться!


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас