Конспект коррекционно-развивающего занятие № 9 Что такое «запретные чувства?»
Класс:
Педагог-психолог: Ташкентбаева Е.А.
Дата:
Оборудование: листы для рисования подводных камней
Методы: словесные (рассказ, объяснение), сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения, концентрация (сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
Задачи:
Универсальные учебные действия:
Личностные:
Умение применять правила поведения в разных социальных ситуациях.
Умение воспринимать инструкцию к предложенному заданию.
Умение взаимодействовать со взрослым в разных социальных ситуациях
Коммуникативные:
Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик)
обращаться за помощью и принимать помощь.
Регулятивные:.
Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Умение принимать оценку деятельности, самостоятельно ее контролировать, в случае необходимости корректировать.
Познавательные:
Делать простые выводы, обобщать, сравнивать
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание).
Планируемые результаты:
-расширение спектра проявляемых переживаний, чувств, эмоций.
- установление доброжелательных отношений
Ход занятия.
1. Приветствие. Вводное слово педагога.
- Почему люди иногда скрывают свои чувства? (высказывания) Оказывается, что в культуре существует запрет на выражение некоторых эмоций: «настоящие мужчины не плачут», «хорошие девочки не дерутся», «сор из избы не выносят» и т.д.
2. Основная часть. Учащимся предлагается провести эксперимент и выполнить несколько практических упражнений.
Упражнение «Экспресс-эксперимент». Что бывает, когда человек сдерживает свои чувства? Человек, которому символически (с помощью косынок, лент) блокируют (завязывают) все каналы выхода эмоций наружу: (выбирается помощник)
Рот – чтобы не ругался и не кричал;
Глаза – чтобы не выражали ненависти и злости, не плакали;
Уши – чтобы не слышали лишнего;
Руки – чтобы не дрались;
Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании, не убегали;
Душу – чтобы не страдала.
Что может такой человек?
В ходе обсуждения выясняется, что зажатые внутри эмоции снижают наши возможности:
- выражать свою мысль? – рот скован.
- наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать.
- творить прекрасное, обнимать, выражая радость? – руки связаны.
- идти по жизни? – страх, скованность движений.
- сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована.
Зажатые эмоции рождают чувство страха и разрушают душу.
В качестве иллюстрации можно привести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да еще и носик закупорить, он в конце концов взорвется, причинив вред тем, кого ошпарил, и самому себе.
Так и человек: копит, копит в себе эмоции, а потом «взрывается» и вредит тем самым и окружающим и себе.
Упражнение «Подвиг искренности».
Учащийся и психолог по очереди заканчивают фразу
Например: «Как-то раз я сильно испугался, когда…»
Упражнение «Айсберг».
В рабочем листе есть картинка с изображением айсберга.
Нужно в его надводной части написать те эмоции, которые люди без проблем показывают окружающим, а в подводной – те, которые они предпочитают скрывать от других людей.
По завершении упражнения выясняется вопрос:
«Каких чувств больше подводных или надводных, и чем чувства из разных групп отличаются друг от друга?»
Оказывается, есть такие чувства (правда их не очень много), проявление которых не нравится другим людям – родителям, друзьям, учителям.
Упражнение «Копилка ситуаций».
Обсуждается вопрос: «В каких ситуациях возникает рассогласование надводных и подводных чувств? Что бывает, когда их показывают?» (записываем)
Ответы записываются в рабочих листах.
Затем идет обсуждение, почему эти чувства принято скрывать, что бывает, когда их показывают.
3. Заключительная часть. Подведение итогов.
Брошюра «КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ».
Полностью избавляться от эмоций неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, «все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся».
Джонатан Свифт сказал: «Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого». Возьми эти слова девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.
Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: «Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы».
Не пытайся просто подавить в себе эмоции. Подавленные чувства все равно вырвутся наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше «отыграй» эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.
Если у тебя возникло раздражение или разозленность, не борись с ними, а попытайся «отделить» их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.
В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.
Рефлексия. Пожелания друг дугу.
Домашнее задание. Вспомнить ситуацию, в которой я показывал окружающим не те чувства, которые испытывал на самом деле.