СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое запретные чувства?

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с подростками. Развитие эмоционально-волевой сферы

Просмотр содержимого документа
«Что такое запретные чувства?»

Конспект коррекционно-развивающего занятие № 9 Что такое «запретные чувства?»

Класс:

Педагог-психолог: Ташкентбаева Е.А.

Дата:

Оборудование: листы для рисования подводных камней

  • Методы: словесные (рассказ, объяснение), сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения, концентрация (сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

  • Цель: : Создать условия для углубленного исследования учащимся своей эмоциональной жизни; для снятия запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме; 

Задачи:

  • Создать предпосылки для определения основных причин, по которым люди скрывают свои чувства. 

Универсальные учебные действия:

Личностные:

Умение применять правила поведения в разных социальных ситуациях.

Умение воспринимать инструкцию к предложенному заданию.

Умение взаимодействовать со взрослым в разных социальных ситуациях

Коммуникативные:

Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик)

обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные:.

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Умение принимать оценку деятельности, самостоятельно ее контролировать, в случае необходимости корректировать.

Познавательные:

Делать простые выводы, обобщать, сравнивать

Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание).

Планируемые результаты:

-расширение спектра проявляемых переживаний, чувств, эмоций.

- установление доброжелательных отношений

Ход занятия.

1. Приветствие. Вводное слово педагога.

- Почему люди иногда скрывают свои чувства? (высказывания) Оказывается, что в культуре существует запрет на выражение некоторых эмоций: «настоящие мужчины не плачут», «хорошие девочки не дерутся», «сор из избы не выносят» и т.д.

2. Основная часть. Учащимся предлагается провести эксперимент и выполнить несколько практических упражнений.

Упражнение «Экспресс-эксперимент». Что бывает, когда человек сдерживает свои чувства? Человек, которому символически (с помощью косынок, лент) блокируют (завязывают) все каналы выхода эмоций наружу: (выбирается помощник)

Рот – чтобы не ругался и не кричал;

Глаза – чтобы не выражали ненависти и злости, не плакали;

Уши – чтобы не слышали лишнего;

Руки – чтобы не дрались;

Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании, не убегали;

Душу – чтобы не страдала.

Что может такой человек?

В ходе обсуждения выясняется, что зажатые внутри эмоции снижают наши возможности:

- выражать свою мысль? – рот скован.

- наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать.

- творить прекрасное, обнимать, выражая радость? – руки связаны.

- идти по жизни? – страх, скованность движений.

- сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована.

Зажатые эмоции рождают чувство страха и разрушают душу.

В качестве иллюстрации можно привести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да еще и носик закупорить, он в конце концов взорвется, причинив вред тем, кого ошпарил, и самому себе.

Так и человек: копит, копит в себе эмоции, а потом «взрывается» и вредит тем самым и окружающим и себе.

Упражнение «Подвиг искренности».

Учащийся и психолог по очереди заканчивают фразу

Например: «Как-то раз я сильно испугался, когда…»

Упражнение «Айсберг».

В рабочем листе есть картинка с изображением айсберга.

Нужно в его надводной части написать те эмоции, которые люди без проблем показывают окружающим, а в подводной – те, которые они предпочитают скрывать от других людей.

По завершении упражнения выясняется вопрос:

«Каких чувств больше подводных или надводных, и чем чувства из разных групп отличаются друг от друга?»

Оказывается, есть такие чувства (правда их не очень много), проявление которых не нравится другим людям – родителям, друзьям, учителям.

Упражнение «Копилка ситуаций».

Обсуждается вопрос: «В каких ситуациях возникает рассогласование надводных и подводных чувств? Что бывает, когда их показывают?» (записываем)

Ответы записываются в рабочих листах.

Затем идет обсуждение, почему эти чувства принято скрывать, что бывает, когда их показывают.

3. Заключительная часть. Подведение итогов.

Брошюра «КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ».

  1. Полностью избавляться от эмоций неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, «все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся».

  2. Джонатан Свифт сказал: «Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого». Возьми эти слова девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.

  3. Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: «Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы».

  4. Не пытайся просто подавить в себе эмоции. Подавленные чувства все равно вырвутся наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше «отыграй» эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.

  5. Если у тебя возникло раздражение или разозленность, не борись с ними, а попытайся «отделить» их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.

  6. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.



Рефлексия. Пожелания друг дугу.

Домашнее задание.  Вспомнить ситуацию, в которой я показывал окружающим не те чувства, которые испытывал на самом деле.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!