№ п/п | Этапы урока | Дидактические цели | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1. | Организацион-ный момент | Подготовка учащихся к работе | Проверка посещаемости по журналу. | Проверка готовности рабочих мест. | 0,5 мин. |
2. | Актуализация знаний учащихся. Контроль знаний. | На доске таблица: Прямая речь и знаки препинания при ней. Активизация мыслительной деятельности. Проверка уровня сформирован-ности знаний и умений. | Дома вы готовили материал о знаках препинания при прямой речи. Кто готов отвечать? . Внешний контроль, индивидуальная работа со слабоуспевающи-ми. Оценивание ответов. | Слушают, готовятся к проверке домашнего задания. 1 ученик - монологический ответ о знаках препинания при прямой речи по таблице; 1 ученик- работа с карточкой (оформить предложения с прямой речью, правильно расставив знаки препинания; 1 ученик- карточка (составить предложения: (1- прямая речь стоит вначале; 2 – прямая речь стоит после слов автора; объяснить, как должны быть расставлены знаки препинания. Все слушают, сверяют своё д/з (у. 539) дополняют, задают вопросы. | 0,5 мин. 3 мин. 5 мин. |
3. | Сообщение темы урока | Подготовка к восприятию материала урока | Сегодня на уроке мы продолжим работу по оформлению чужой речи и постановке знаков препинания при ней. Запишите тему урока: Чужая речь и способы её передачи. Несобственно-прямая речь. Цитирование. Какой цели мы должны достигнуть, давайте подумаем вместе. Итак,наша цель: закрепить навык постановки знаков препинания при оформлении чужой речи и цитате. | Записывают тему. Формулируют цель урока. | 0,5 мин. |
4. | Систематизация знаний о чужой речи. | Закрепление навыков пунктуации в предложениях с чужой речью | Запись предложения и его анализ: «Вся наука жизни, вся мудрость жизни заключается в смирении, терпении, мире души», - учил Амвросий Оптинский Рассмотрите предложение, запишите, дайте ему характеристику. | Записывают предложение. 1 ученик у доски чертит схему. 1 ученик-даёт характеристику предложения. | 2 мин. |
5. | Работа над содержательной стороной предложения. | Осмысление содержания предложения. | Ещё раз прочитаем предложение и подумаем, в чём же заключается мудрость жизни. | 1 ученик выразительно читает предложение. 1-2 ученика дают ответ. | 2 мин. |
6. | Выводы. | Подготовка к работе по теме. | Какими способами ещё может передаваться чужая речь? Правильно. А что такое косвенная речь? | Вспоминают материал, дают ответ | 1 мин. |
7. | Творческое задание Перестроить предложение, приведённое выше в предложение с косвенной речью и расставить знаки препинания. | Закрепление умений строить предложения на заданную тему. | Контролирует работу учащихся. Чем отличается предложение с прямой речью от предложения с косвенной речью? Правильно. Это сложноподчинён-ное предложение с придаточным изъяснительным. Работа проверяется взаимопроверкой и оценивается | Парная работа: конструирование предложения с косвенной речью. Взаимопроверка. Рассказ 1-2-х учащихся о предложениях с косвенной речью. | 2 мин. |
8. | Самостоятельная работа с текстом у. 541 (замена прямой речи косвенной) | | Обращается к таблице и предлагает сделать самопроверку. | Записывают предложения в тетради, сверяют по таблице правильность выполнения. | 2 мин. |
9. | Работа с предложением, записанным на доске (запись делается перед уроком) | Закрепление навыков выразительного чтения, анализа предложения. | Учитель спросил, известны ли нам стихи А. Блока посвящённые России. Расставьте недостающие знаки препинания. Верно, в этом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом. А почему в конце предложения отсутствует вопросительный знак? Работа каждого оценивается. | Ответы учащихся: должно быть выделено обособленное определение – причастный оборот. 1 ученик ( готовил вопрос заранее). Вопросительный знак не ставится, потому, что предложение содержит косвенный вопрос. | 2 мин. |
10. | Работа с карточкой (найти ошибки при оформлении чужой речи) | Умение проводить сопоставитель-ный анализ | Контролирует работу учащихся. | Парная работа:оценивают друг друга при взаимопровер-ке. | 2 мин. |
11. | Словарная работа. | Активизация мыслительной деятельности; умение работать со справочной литературой, Интернет- ресурсами. | Что такое несобственно-прямая речь? Пример: Андрею надо было подумать, как быть с местом. Если скоро вернусь, то и думать нечего. А если не скоро? Контролирует работу учащихся. | Работают в группах: 1гр. – справочник школьника; 2 гр. – поиск в Интернете. Ответ каждой группы обсуждается и решается, как определить несобственно-прямую речь. Вывод записывается в тетрадь. Работа оценивается группой в оценочном листе. | 2 мин. |
12. | Работа с упражнением 543 (устно) | Формирование правильного навыка нахождения предложений с несобственно-прямой речью. | | Учащиеся находят и зачитывают предложения с несобственно-прямой речью | 2 мин. |
13. | Систематиза-ция знаний о цитировании. Работа с разноуровневы- ми заданиями. | Обобщение знаний о цитате. Практическое применение усвоенных знаний. Развитие коммуникативных навыков. | Выдаёт консультанту в каждой группе получает задание (тексты разной степени сложности) и оценочный лист. Предложения записываются в тетрадь ученика, разбираются согласно заданию, проверяются, оцениваются, при этом каждый ученик защищает свою работу. | Выполнение работы в группах, защита работ на местах. | 8 мин. |
14. | Рефлексия | Обобщение знаний по теме с опорой на содержательную сторону. | Задание: написать мини-сочинение «Сегодняшний урок помог мне….» | Выполнение работы, подготовка к проверке. | 3 мин. |
15. | Итог урока. Оценки. Молитва. | | Заключительное слово учителя после прослушивания мини-сочинений. Оценки за урок. Домашнее задание: упражнение 547(по группам); инд. задание упр.546 – Анточ Я. . | Если есть вопросы, задают. Комментирование оценок. Записывают д/з. | 2 мин. |