СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Урок №9-10 М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся будут:

- искать дополнительную информацию по творчеству М.Ю. Лермонтова;

- иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему;

- создавать кластер, опираясь на историческую основу произведения;

- составлять цитатный план стихотворения.

- анализировать содержание аудио и видеоматериала посредством заполнения таблицы;

- анализировать ключевые эпизоды стихотворения;

- характеризовать героев при поддержке учителя 

Просмотр содержимого документа
«5 класс Лермонтов Бородино Тест»

ТЕСТ по стихотворению М.Ю. Лермонтова «БОРОДИНО»

Вариант 1

Задание: выберите правильный ответ.

  1. Лермонтов написал стихотворение «Бородино», потому что…

а) сам был участником сражения;

б) наступила 25-ая годовщина сражения;

в) ненавидел французов.

  1. Бой назван Бородинским…

а) о фамилии композитора Бородина;

б) по названию села, возле которого он был;

в) по названию хлеба.

  1. Расположите события в том порядке, как они описаны в стихотворении.

а) «Тогда считать мы стали раны, товарищей считать»;

б) просьба молодого солдата;

в) «Пора добраться до картечи».

  1. Булат - это...


а) колющее оружие с длинным клинком;

б) оружие из булатной стали – стали особой закалки;

в) старинное оружие крупного калибра с фитильным замком.

  1. Басурманы - это…

а) чужие люди, враги;

б) жители одного населённого пункта;

в) высшее офицерское звание.

  1. Уланы, драгуны - это...


а) солдаты конных полков;

б) офицеры при военном начальнике для выполнения особо важных поручений;

в) военнослужащие при генералах.

  1. Кивер - это…


а) штык, применяемый в рукопашном бою;

б) высокий головной убор из твёрдой кожи;

в) длинный (или до колен) мохнатый плащ из тонкого войлока.

  1. Картечь - это...


а) артиллерийская пушка;

б) огнестрельное оружие;

в) артиллерийский снаряд.

  1. Редут - это...


а) земляное укрепление на поле боя;

б) боевой станок, на котором укрепляется ствол орудия;

в) овраг с пологими склонами.

  1. Какая военная специальность была у солдата-рассказчика?

а) гусар;

б) артиллерист;

в) драгун.





ТЕСТ по стихотворению М.Ю. Лермонтова «БОРОДИНО»

Вариант 2

Задание: выберите правильный ответ.

  1. Бородинское сражение было в…

а) 1941;

б) 1912;

в) 1812.

  1. Кто был во время Бородинского сражения главнокомандующим в русской армии?

а) Александр Суворов;

б) Пётр I;

в) Михаил Илларионович

Кутузов.

  1. Расположите события в том порядке, как они описаны в стихотворении

а) Два лагеря перед боем;

б) «…Ведь не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?»

в) «Ну ж был денёк!»

  1. Как понять выражение “сражён булатом»?

а) убит осколком;

б) сражён пулей в перестрелке;

в) зарублен саблей.

  1. Басурманы - это...

а) группа лиц, объединённых общими интересами;

б) люди родом из деревни;

в) люди иной веры, иноземцы.

  1. Где носили «конские хвосты» драгуны?

а) на плече;

б) на головном уборе;

в) на груди.

  1. Бивак - это...


а) стоянка войск под открытым небом;

б) караульное помещение;

в) изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.

  1. Лафет - это...


а) боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

б) военная форменная одежда;

в) оружие из стали.

  1. Сеча – это…

а) топор;

б) укреплённый воинский лагерь;

в) бой, сражение.

  1. Какую мысль выразил М.Ю. Лермонтов

в стихотворении «Бородино»?

а) передал своё восхищение мужеством воинов;

б) показал свою любовь к родной земле;

в) показал бездарную армию Наполеона.



Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №9-10 Историческая основа произведения»

Дата

ФИО учителя

Класс 5

Урок №9-10

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Тема раздела, подраздела

5.1. Героический эпос

1. 9-10. М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Цели урока

Учащиеся смогут:

5. ПО2. понимание художественного произведения

5. ПО 4. составлять простой план

5. ПО 6. давать краткий и полный ответ на вопрос

5. АИ 2. определять основную мысль произведения при поддержке учителя

5. АИ 5. характеристика героев

Критерии успеха

Учащиеся будут:

- искать дополнительную информацию по творчеству М.Ю. Лермонтова;

- иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему;

- создавать кластер, опираясь на историческую основу произведения;

- составлять цитатный план стихотворения.

- анализировать содержание аудио и видеоматериала посредством заполнения таблицы;

- анализировать ключевые эпизоды стихотворения;

- характеризовать героев при поддержке учителя

Предварительные знания


Обучение производится на базе знаний и ресурсов, полученных в процессе изучения произведений русской литературы в предыдущие годы обучения, в частности, мифов, легенд, сказок. На уроке учащиеся будут продолжать совершенствовать навыки чтения и анализа текста.

ПЛАН

Планируемое время и этапы

Запланированная деятельность

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Вызов





  1. Приветствие. Создание коллаборативной среды.

  2. Определение темы и цели урока

- Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

- А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?

В списке писателей золотого века русской литературы вслед за Пушкиным стоит имя М.Ю.Лермонтова, прожившего очень короткую жизнь, но успевшего написать такие произведения, которые являются предметом гордости русского человека. Одним из них является стихотворение "Бородино", с исторической основой которого мы познакомимся на этом уроке.

На уроке вы узнаете о великом русском поэте М.Ю.Лермонтове, получите исторические знания о войне 1812 года, обогатите свой словарный запас, будете учиться выразительному чтению стихотворного текста.


  1. Работа с таблицей «Знаю, узнал, хочу узнать» (заполнение 1 столбика)

- Ребята, что вы знаете о войне 1812 года?


Приветствуют учителя, отвечают на вопросы учителя, записывают тему урока и эпиграф:

«Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего»

Котарбиньский Т. (польский философ)

Формулируют цели урока.




Заполняют 1 столбик таблицы: индивидуально – в паре – в группе.


  1. Осмысление


  1. Чтение статьи о М.Ю. Лермонтове в учебнике.

- Что вы узнали о Лермонтове?

- Почему у Лермонтова возник интерес к Бородинской битве?





  1. Экскурс в историю. Историческая справка о войне 1812 года. Заполнение таблицы-синтез «Кто? Что? Где? Когда? Почему?»




  1. Прослушивание стихотворения «Бородино» в художественном исполнении c демонстрацией слайдов к каждой строфе.

-Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?



  1. Работа с таблицей «Знаю, узнал, хочу узнать» (заполнение 2 столбика).


  1. Работа в группах

  1. Восстанавливаем события - подбираем цитаты (Приложение 1).

- Выясним, как отразились исторические факты в стихотворении. Задание следующее: соотнесите исторические данные с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова, выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты.

Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.


  1. Составляем план.

- Озаглавьте эпизоды баллады словами из текста. Составьте цитатный план к стихотворению.


  1. Готовим рассказ о главном герое - участнике сражения (Приложение 2).

- Выясните, является ли рассказчик исторической личностью или это вымышленный герой. Заполнить таблицу «характеристика рассказчика» (учащиеся получают таблицы с заполненным левым столбцом)

Кто он?

Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий

Возраст

45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад

Внешний облик

Седые волосы, усы, может, шрамы

Манера держаться

Спокойно, с достоинством, гордится прошлым

Особенности речи

Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит "я” и "мы”

Характер

Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей


Вывод: Главный герой стихотворения, рассказчик – старый солдат, остается безымянным. Это простой солдат – для того, чтобы сделать рассказ достоверным. Он там был, он это видел, он это пережил. Рассказчик дважды говорит "Я”, а в остальных случаях он не отделяет себя от других участников битвы и говорит "мы”. Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа.


  1. Размышляем над прочитанным (Приложение 3).

- Какие качества русского солдата вы можете назвать? Давайте снова обратимся к тексту стихотворения. Подтвердите строчками стихотворения.


Качества солдата:

а) решительность



б) патриотизм



в) воинское братство, гордость:



г) готовность сложить голову за Родину на поле брани:

в) мужество, смелость:


Идея стихотворения:



«Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?» (3 строфа);

«Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);

«Умрём же под Москвой…

Как наши братья умирали…» (9 строфа)

«И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой»

«Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);

Да, были люди в наше время.

Не то, что нынешнее племя.

Богатыри – не вы!


Просматривают видеоряд, читают материал учебника, записывают самые интересные моменты (не менее 5 или 7 в зависимости от способностей учащихся).


Слушают рассказ учителя, сопровождающийся презентацией, заполняют таблицу- синтез в группе.


Слушают выразительное чтение стихотворения, делятся первыми впечатлениями об услышанном.


Заполняют 2 столбик таблицы: индивидуально – в паре – в группе.

Обсуждают полученное задание, выполняют работу в группе, презентуют классу.

ФО: (на протяжении всего урока)

Видеоряд «Биография Лермонтова», учебник.





Презентация «Историческая основа стихотворения»

листы А-4, фломастеры








Раздаточный материал для работы в группе, учебник

  1. Рефлексия

  1. Кроссворд «Бородино».


  1. Работа с таблицей «Знаю, узнал, хочу узнать» (заполнение 3 столбика)


Решают предложенный кроссворд.

Заполняют 3 столбик таблицы: индивидуально – в паре – в группе.


Презентация «Кроссворд»

Домашнее задание.

  1. подготовить выразительное чтение стихотворения «Бородино»;

  2. составить небольшой рассказ об артиллеристе-ветеране;

  3. желающим – сделать иллюстрации к стихотворению, составить собственный кроссворд с ключевым словом «Бородино».

Записывают домашнее задание.


Дополнительная информация

Дифференциация – каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи. Здоровье и безопасность. Связи с ИКТ. Связи с ценностями

Учащиеся индивидуально – в паре – в группе работают над заполнением таблицы ЗХУ в течение всего урока, тем самым дополняя знания друг друга и оказывая поддержку одноклассникам.

ФО:

Межпредметные связи прослеживаются с «Историей».

Способствовать развитию культуры взаимоотношений (уважение, сотрудничество) при работе в группах, парах.

Рефлексия:

Были ли цели обучения достижимыми?


Чему сегодня научились учащиеся?


Какой была атмосфера обучения?


Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися?


Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?


Итоговое оценивание

Назовите 2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Назовите 2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

1

2



8


Просмотр содержимого документа
«РМ - приложения»

Приложение 1.

Цитаты из исторической справки

Цитаты из стихотворения

После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве

Мы долго молча отступали…

3 сентября (22 августа) армия  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где М.И.Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение.

И вот нашли большое поле…

 Бой 24 августа (5 сентября) за Шевардинский редут позволил М.И. Кутузову разгадать замысел противника и перед сражением усилить армию П.И.Багратиона.

Два дня мы были в перестрелке…

В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению.

Прилег вздремнуть я у лафета…

Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь.

Ну ж был денек!..

Армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек.

Вам не видать таких сражений…

Развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции.

Изведал враг в тот день немало…

"Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны»

Вот затрещали барабаны…

Французский император признал, что из 50 сражений, им данных, "в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми."

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!



Приложение 2.

Кто он?

Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий

Возраст

45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад

Внешний облик

Седые волосы, усы, может, шрамы

Манера держаться

Спокойно, с достоинством, гордится прошлым

Особенности речи

Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит "я” и "мы”

Характер

Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей







Приложение 3.



Качества солдата:

а) решительность



б) патриотизм



в) воинское братство, гордость:

г) готовность сложить голову за Родину на поле брани:


в) мужество, смелость:

Идея стихотворения:



«Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?» (3 строфа);

«Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);

«Умрём же под Москвой…

Как наши братья умирали…» (9 строфа)

«И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой»

«Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);

Да, были люди в наше время.

Не то, что нынешнее племя.

Богатыри – не вы!



Просмотр содержимого документа
«Формативное оценивание»

Формативное оценивание. М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Цель обучения

5 ПО 6. Давать краткий и полный ответ на вопрос.


Критерий оценивания

Обучающийся

  • Дает краткий/ развёрнутый ответ на вопросы по содержанию художественного произведения.


Уровень мыслительных навыков

Применение


Задание


Ответьте на вопросы по содержанию стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».


  1. Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

  2. От чьего лица ведется повествование?

  3. Кого объединяет слово «наш» в строчках:


«Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!
.»?


  1. Четвертая строфа начинается со слов: “И вот нашли большое поле...”

Где находится это поле? 

  1. Как вы понимаете выражение «…у наших ушки на макушке»?

  2. Какое чувство объединяло всех участников сражения и воодушевляло их на подвиги?


Дескрипторы

Обучающийся

  • отвечает на вопросы по содержанию произведения;

  • доказывает ответ, приводя в качестве примеров эпизоды, цитаты из произведения.

























Просмотр содержимого презентации
«5 класс Кроссворд по стихотворению М.Ю.Лермонтова»

Автор идеи, кроссворда и презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ КРОССВОРД по стихотворению   М.Ю.Лермонтова

Автор идеи, кроссворда и презентации: Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ

КРОССВОРД

по стихотворению

М.Ю.Лермонтова

КРОССВОРД Предположите ключевое слово кроссворда Б   О Р О Д И Н О

КРОССВОРД

Предположите ключевое слово кроссворда

Б

 

О

Р

О

Д

И

Н

О

КРОССВОРД «И затрещали … –  И отступили басурманы,  Тогда считать мы стали раны,  Товарищей считать». Б А Р Н Ы А А Б О Р О Д   И Н О

КРОССВОРД

«И затрещали … –

И отступили басурманы,

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать».

Б

А

Р

Н

Ы

А

А

Б

О

Р

О

Д

 

И

Н

О

КРОССВОРД Главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года Б А Р А Б А О Н Р Ы О Д   И Н О К У Т З В У

КРОССВОРД

Главнокомандующий русской армией во время

Отечественной войны 1812 года

Б

А

Р

А

Б

А

О

Н

Р

Ы

О

Д

 

И

Н

О

К

У

Т

З

В

У

КРОССВОРД Каким словом Лермонтов в стихотворении называет врагов-французов? К Б А У Т Р А У З Б А О В Р Н Ы О   Д И Н О У С М А У Н Ы Б

КРОССВОРД

Каким словом Лермонтов в стихотворении

называет врагов-французов?

К

Б

А

У

Т

Р

А

У

З

Б

А

О

В

Р

Н

Ы

О

 

Д

И

Н

О

У

С

М

А

У

Н

Ы

Б

КРОССВОРД «… рождён был хватом: Слуга царю, отец солдатам, Да жаль его: сражён булатом, Он спит в земле сырой». К Б А У Т Р Б А У У З Б С А У О В Р Н О Ы М   А Д Н И Ы Н О В Н О И К К Л П

КРОССВОРД

«… рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам,

Да жаль его: сражён булатом,

Он спит в земле сырой».

К

Б

А

У

Т

Р

Б

А

У

У

З

Б

С

А

У

О

В

Р

Н

О

Ы

М

 

А

Д

Н

И

Ы

Н

О

В

Н

О

И

К

К

Л

П

КРОССВОРД «И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили…». К Б А У Т Б Р У А У З Б С О А У П В Р Н М Ы О Л Д А   И К Н О Н Ы В О Н И К Р Е У Т

КРОССВОРД

«И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили…».

К

Б

А

У

Т

Б

Р

У

А

У

З

Б

С

О

А

У

П

В

Р

Н

М

Ы

О

Л

Д

А

 

И

К

Н

О

Н

Ы

В

О

Н

И

К

Р

Е

У

Т

КРОССВОРД «Но тих был наш бивак открытый: Кто … чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус». К Б А У Т Р Б А У У З С Б О У А В П Р Р Н Ы Е О М Л   Д А У И Н К О Н Ы Т В О Н И К К Е В Р

КРОССВОРД

«Но тих был наш бивак открытый:

Кто … чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус».

К

Б

А

У

Т

Р

Б

А

У

У

З

С

Б

О

У

А

В

П

Р

Р

Н

Ы

Е

О

М

Л

 

Д

А

У

И

Н

К

О

Н

Ы

Т

В

О

Н

И

К

К

Е

В

Р

КРОССВОРД «Уланы с пёстрыми значками, … с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут». К Б А У Т Б Р У У А З С Б У А О П В Н Р Р Е Ы М О Л К Д А   У И К Н О В Т Ы Н Е В О Н Р И К У А Ы Р Г Д

КРОССВОРД

«Уланы с пёстрыми значками,

… с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут».

К

Б

А

У

Т

Б

Р

У

У

А

З

С

Б

У

А

О

П

В

Н

Р

Р

Е

Ы

М

О

Л

К

Д

А

 

У

И

К

Н

О

В

Т

Ы

Н

Е

В

О

Н

Р

И

К

У

А

Ы

Р

Г

Д

КРОССВОРД Главнокомандующий французской армией во время Отечественной войны 1812 года К Б У А Т Р Б У У А З С Б Д О А У В П Р Н Р Р Е А Ы О М Л К   Г А Д У И У К Н В О Т Н Ы Ы В Е О Р Н И К Н П О А Е Л Н

КРОССВОРД

Главнокомандующий французской армией во время

Отечественной войны 1812 года

К

Б

У

А

Т

Р

Б

У

У

А

З

С

Б

Д

О

А

У

В

П

Р

Н

Р

Р

Е

А

Ы

О

М

Л

К

 

Г

А

Д

У

И

У

К

Н

В

О

Т

Н

Ы

Ы

В

Е

О

Р

Н

И

К

Н

П

О

А

Е

Л

Н

Молодцы!

Молодцы!

КРОССВОРД Попробуйте составить свой кроссворд По стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино» Б О Р О Д И Н О

КРОССВОРД

Попробуйте составить свой кроссворд

По стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Б

О

Р

О

Д

И

Н

О

Просмотр содержимого презентации
«5 класс Лермонов Бородино»

Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».  5 класс.

Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

5 класс.

Цели и задачи урока:

Цели и задачи урока:

  • Заинтересовать учащихся творчеством и личностью поэта.
  • Рассказать о безмерной любви к Отечеству, о самоотдаче, о желании простых солдат защитить родную землю от захватчиков.
  • Развивать чувства патриотизма, чувство собственного достоинства , гордости за своих предков
  • Развивать навыки чтения стихотворного текста
Заглянем в прошлое… . Отечественная война 1812 г. – одна  из кровопролитнейших в истории России.  Война была развязана в 1804 г французским императором  Наполеоном Бонапартом , уроженцем Корсики .

Заглянем в прошлое…

.

Отечественная война 1812 г. – одна

из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г французским императором Наполеоном Бонапартом , уроженцем Корсики .

Наполеон ( 1769-1821гг.) Это был решительный, строгий военачальник, вел победоносные захватнические войны.  В результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию французской республики, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Армия Наполеона составляла 610тысяч человек. (Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек)

Наполеон ( 1769-1821гг.)

Это был решительный, строгий военачальник, вел победоносные захватнические войны. В результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию французской республики, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы.

Армия Наполеона составляла 610тысяч человек.

(Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек)

К 1812 году император Франции Наполеон I покорил и подчинил своему влиянию почти все страны Европы и решил покорить Россию.

К 1812 году император Франции Наполеон I покорил и подчинил своему влиянию почти все страны Европы

и решил покорить Россию.

Ночью   24 июня   1812 года  по четырём наведённым  мостам началась переправа французских войск через реку   Неман .

Ночью   24 июня   1812 года  по четырём наведённым  мостам

началась переправа французских войск через реку   Неман .

Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги ; если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову ; если я возьму Москву, я поражу Россию в самое сердце .

Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги ;

если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову ; если я возьму Москву, я поражу Россию в самое сердце .

Сражение Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у деревни Бородино.  Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой.

Сражение

Состоялось

26 августа

(7 сентября) 1812 года

у деревни Бородино.

Обе армии несли огромные потери,

но победить

не удавалось ни одной,

ни другой.

Русской армией командовал Михаил Илларионович Кутузов .

Русской армией командовал Михаил Илларионович Кутузов .

В деревне Фили у Кутузова состоялось совещание, где обсуждался дальнейший план действий. Большинство генералов высказалось за новое сражение. Кутузов прервал заседание и приказал отступать.

В деревне Фили у Кутузова состоялось совещание,

где обсуждался дальнейший план действий.

Большинство генералов высказалось за новое сражение.

Кутузов прервал заседание и приказал отступать.

  Жители Москвы покинули город, оставив его пустым.

  Жители Москвы покинули город, оставив его пустым.

Французы вошли в Москву, но не чувствовали себя победителями.

Французы вошли

в Москву, но не чувствовали себя победителями.

Уже ночью Москва была охвачена пожаром.  

Уже ночью Москва

была охвачена пожаром.  

Около 400 москвичей были расстреляны французским военно-полевым судом по подозрению в поджогах. Художник В.В. Верещагин   ( 1898 )

Около 400 москвичей были расстреляны французским военно-полевым судом

по подозрению в поджогах.

Художник В.В. Верещагин   ( 1898 )

Французским солдатам не хватало продовольствия.        Не дождавшись предложений о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России.

Французским солдатам не хватало продовольствия.       Не дождавшись предложений о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву.

Началось отступление его армии из России.

Отступление французской армии. Сильные морозы истребляли ослабленных голодом французов.

Отступление французской армии.

Сильные морозы истребляли ослабленных голодом французов.

Русские преследовали отступавших французов.

Русские преследовали отступавших французов.

Русские преследовали отступавших французов.

Русские преследовали отступавших французов.

Отечественная война 1812 года завершилась бегством и практически полным уничтожением вторгнувшейся Великой Армии Наполеона.

Отечественная война 1812 года завершилась бегством и практически полным уничтожением вторгнувшейся Великой Армии Наполеона.

Михаил  Юрьевич  Лермонтов   1814-1841 к 25-летию Бородинской битвы  в  1837 году поэтом написано стихотворение «Бородино»

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814-1841

к 25-летию

Бородинской битвы

в 1837 году

поэтом написано

стихотворение

«Бородино»

Худ. А. Аверьянов. Ветеран. О великой битве рассказывает простой русский солдат. С восторгом вспоминает он, как в день Бородина русская армия поклялась постоять за родину, сломить натиск врага, преградить ему путь и как сдержала в бою «клятву верности». В лице старого солдата Лермонтов изобразил главного героя войны – русский народ.

Худ. А. Аверьянов. Ветеран.

О великой битве рассказывает простой русский солдат.

С восторгом вспоминает он, как в день Бородина русская армия поклялась

постоять за родину,

сломить натиск врага, преградить ему путь

и как сдержала в бою «клятву верности».

В лице старого солдата Лермонтов изобразил главного героя войны – русский народ.

Прослушайте внимательно стихотворение и приготовьтесь ответить на вопросы: Подумайте, почему поэт назвал свое стихотворение «Бородино»?. Кто начинает диалог о событиях 1812 года.? Каким вы увидели солдата-рассказчика? Почему рассказывать должен именно бывалый солдат? Опишите картины, поразившие вас. Сформулируйте главную мысль стиха-рассказа. Дезарно «Кавалерия» Залихман  «Казаки» Шепелюк «Кутузов»

Прослушайте внимательно стихотворение и приготовьтесь ответить на вопросы:

  • Подумайте, почему поэт назвал свое стихотворение «Бородино»?.
  • Кто начинает диалог о событиях 1812 года.?
  • Каким вы увидели солдата-рассказчика?
  • Почему рассказывать должен именно бывалый солдат?
  • Опишите картины, поразившие вас.
  • Сформулируйте главную мысль стиха-рассказа.

Дезарно «Кавалерия»

Залихман «Казаки»

Шепелюк «Кутузов»

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые,  Да, говорят, ещё какие!  Недаром помнит вся Россия про день Бородина!

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром,

французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят,

ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

про день Бородина!

Да, были люди
  • Да, были люди

в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,  Не отдали б Москвы !

Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы !

Мы долго молча отступали,  Досадно было, боя ждали,  ворчали  старики…

Мы долго молча отступали, Досадно было,

боя ждали, ворчали старики…

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут . У наших ушки на макушке!

И вот нашли

большое

поле:

Есть разгуляться

где на воле!

Построили

редут .

У наших ушки

на макушке!

Чуть утро осветило пушки  И леса синие верхушки –  Французы тут как тут.

Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут.

Забил снаряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!  Постой-ка, брат, мусью !

Забил снаряд я

в пушку туго

И думал:

угощу я друга!

Постой-ка,

брат, мусью !

Уж мы пойдем ломить стеною,  Уж постоим мы головою  За родину свою!

Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке,  Что толку в этакой безделке?   Мы ждали третий день.

Два дня мы были в перестрелке, Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:  «Пора добраться до картечи!»  И вот на поле грозной сечи  Ночная пала тень.

Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться

до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная

пала тень.

Прилёг вздремнуть я у лафета , И слышно было до рассвета, Как ликовал француз.

Прилёг вздремнуть я

у лафета ,

И слышно было

до рассвета,

Как ликовал

француз.

Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил, весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.

Но тих был

наш бивак открытый:

Кто кивер чистил, весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось, Всё шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй.

И только небо

засветилось,

Всё шумно

вдруг

зашевелилось,

Сверкнул

за строем

строй.

Полковник наш рожден был хватом :  Слуга царю, отец солдатам.

Полковник наш рожден был хватом : Слуга царю, отец солдатам.

И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами?  Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!»

И молвил он,

сверкнув

очами:

«Ребята!

Не Москва ль

за нами?

Умрёмте ж

под Москвой,

Как наши

братья

умирали!»

И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

И умереть мы

обещали,

И клятву

верности

сдержали

Мы

в Бородинский

бой.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут.

Ну ж был

денёк!

Сквозь дым

летучий

Французы

двинулись,

как тучи,

И всё на наш

редут.

Уланы  с пестрыми значками, Драгуны  с конскими хвостами,  Все промелькнули перед нами, Все побывали тут.

Уланы

с пестрыми

значками,

Драгуны

с конскими

хвостами,

Все

промелькнули

перед нами,

Все побывали

тут.

Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел…

Вам не видать

таких

сражений!..

Носились

знамена,

как тени,

В дыму огонь

блестел…

Звучал булат , картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

Звучал булат ,

картечь

визжала,

Рука бойцов

колоть устала,

И ядрам

пролетать

мешала

Гора кровавых

тел.

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!..

Изведал враг

в тот день

немало,

Что значит

русский бой

удалый,

Наш

рукопашный

бой!..

Земля тряслась – как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…

Земля тряслась –

как наши груди,

Смешались

в кучу кони, люди,

И залпы тысячи

орудий

Слились

в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять…

Вот смерклось.

Были все

готовы

Заутра бой

затеять новый

И до конца

стоять…

Вот затрещали барабаны -  И отступили басурманы.  Тогда считать мы стали раны,  Товарищей считать.

Вот затрещали барабаны - И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.

Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля…

Да, были

люди в наше

время,

Могучее,

лихое племя:

Богатыри –

не вы.

Плохая им

досталась

доля:

Немногие

вернулись

с поля…

Когда б на то не божья воля,  Не отдали б Москвы!

Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!

Фрагменты панорамы «Бородинская битва»

Фрагменты панорамы «Бородинская битва»

РЕДУТ –  полевое  военное  укрепление.    В старых армиях: сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом и земляной насыпью.

РЕДУТ –

полевое военное укрепление.

В старых армиях: сомкнутое прямоугольное, многоугольное

или круглое

полевое укрепление

с наружным рвом

и земляной насыпью.

КАРТЕЧЬ  –   начинённый круглыми пулями артиллерийский снаряд для массового поражения живых целей на близком расстоянии. При выстреле картечь вылетала из ствола орудия с резким звуком, похожим на свист или визг.

КАРТЕЧЬ начинённый круглыми пулями артиллерийский снаряд

для массового поражения живых целей на близком расстоянии.

При выстреле картечь вылетала

из ствола орудия

с резким звуком, похожим на свист или визг.

Но тих был наш бивак открытый:  Кто кивер чистил весь избитый,  Кто штык точил, ворча сердито,  Кусая длинный ус.

Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.

ЛАФЕТ – тележка для пушки. Станок (опора), на котором укрепляется ствол пушки.  « Прилёг вздремнуть я у лафета».

ЛАФЕТ

тележка

для пушки.

Станок (опора),

на котором укрепляется

ствол пушки.

« Прилёг вздремнуть я у лафета».

БИВАК -   стоянка  войска под  открытым  небом. КИВЕР- головной  убор.

БИВАК - стоянка войска под открытым небом.

КИВЕР-

головной

убор.

«Хват» - молодец, удалец, бойкий, ловкий, расторопный. п о л к о в н и к  н а ш  р о ж д ё н  б ы л   х в а т о м

«Хват» - молодец, удалец, бойкий, ловкий, расторопный.

п

о

л

к

о

в

н

и

к

н

а

ш

р

о

ж

д

ё

н

б

ы

л

х

в

а

т

о

м

БУЛАТ –  оружие булатной стали, сабля.  « …сражён булатом, Он спит в земле сырой».

БУЛАТ – оружие булатной стали, сабля.

« …сражён булатом,

Он спит в земле сырой».

Уланы и  драгуны -  французские  солдаты 1812 г.

Уланы и драгуны - французские солдаты 1812 г.

’’ Драгуны  с конскими  хвостами  ’’  –  солдаты  конной  части.

’’ Драгуны с конскими хвостами ’’

солдаты

конной

части.

Носились знамена, как тени,  В дыму огонь блестел,  Звучал булат, картечь визжала…

Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала…

Домашнее задание 1. подготовить выразительное чтение стихотворения «Бородино»; 2. составить небольшой рассказ о солдате-ветеране. 3. подготовить иллюстрации (по желанию) . Благодарю за внимание.

Домашнее задание

1. подготовить

выразительное чтение

стихотворения «Бородино»;

2. составить небольшой рассказ

о солдате-ветеране.

3. подготовить иллюстрации

(по желанию) .

Благодарю за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!