МБОУ «Ворминская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ Коновалова Т.В. Протокол № 1 от ____________2019г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР __________________Бизюкова М.И.. _______________________________ | «Утверждаю» Директор школы _______________ Шведова Н.Е. Приказ № ___ от __________________2019г. |
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Чтение и развитие речи»
5 класс
2019– 2020 учебный год
( индивидуальное обучение детей с умственной отсталостью ,надомное обучение)
Программу составила Байда Ж.В.
Воспитатель в группе продленного дня
Пояснительная записка.
1.1 Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1. М., «Владос», 2011) и учебником чтения для 5 класса СКОУ VIII вида автора-составителя З.Ф. Малышевой (М., «Просвещение», 2012
Программа предназначена для обучения на дому ученицы 5 класса Лосевой Алины (интелектуальное нарушение (вариант-1) на основании Положения об индивидуальном обучении на дому больных детей, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать МБОУ « Ворминская СОШ» , приказа МБОУ « Ворминская СОШ» №_______ от 2 сентября 2019г.»,рекоменаций
ПМПК
Необходимость составления данной рабочей программы обусловлена индивидуальным учебным планом МБОУ «Ворминская средняя общеобразовательная школа» обучающегося, находящегося на домашнем обучении. При составлении программы было допущено варьирование учебного материала в плане изменения количества часов на изучение определённых разделов.
Согласно учебному плану на изучение предмета в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 4 ч в неделю (140ч за год). В учебном плане надомного обучения программа для надомного обучения предусматривает 2 час в неделю (70 часов в год).).
Реализация программы достигается за счет уплотнения содержания материала, что находит свое отражение в данном календарно-тематическом планировании, а также за счёт тщательно отобранных форм, методов, приемов обучения.
Данное распределение часов соответствует основным требованиям уровня подготовки обучающихся в 5 классе.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
1. Закона РФ “Об образовании» от 10.07.1992г.
2.Постановления Правительства РФ от 18.07.1996г. № 861 (с изменениями на 1 февраля 2005 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей- инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
3. Конституция РФ.
4.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ "Об образовании в РФ".
5. Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
8.Письма Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. «03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
9.Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
10.Приказа Министерства образования и науки от 24.12.2010г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
11. Рекомендаций ПМПК
12. Устав МБОУ «Ворминская СОШ»
13. Учебный план МБОУ «Ворминская СОШ» на 2019-2020 уч. год для детей с умственной отсталостью.
14. Программы В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1. М., «Владос», 2011
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Учебно-методический комплект:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.
З.Ф. Малышева. Чтение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: М., «Просвещение», 2012
Программа рассчитана на 70 ч в год, 2 ч – в неделю.
В том числе: развитие речи – 10 ч, внеклассное чтение – 3 ч
РАЗДЕЛ 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
• Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
• Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
• Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
• Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья».
• Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
• Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо).
• Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар, строитель, швея, плотник.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
• осознанное и правильное чтение текста вслух и про себя целыми словами;
• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
• использовать знако-символические средства с помощью учителя;
• участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
• пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
Достаточный уровень:
• чтение текста вслух целыми словами с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
• чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
• определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
• чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
• пересказ текста полностью и выборочно;
• выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью реализуется в начальных (1-4) и старших (5-9) классах. Она конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в
обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Регулятивные УД:
• Входить и выходить из учебного помещения со звонком.
• Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).
• Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
• Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место самостоятельно.
• Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.
Познавательные УД:
• Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов самостоятельно.
• Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски самостоятельно.
• Уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.
Коммуникативные УД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные УД:
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4 Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения дома, в школе, на улице и на транспорте В конце учебного года учащиеся должны уметь:
- правильно и осознанно читать вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения;
- обучится навыками беглого и выразительного чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям);
- выделять с помощью учителя главную мысль художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц;
- находить в тексте непонятные слова и выражения, пользоваться словарем;
- делить текст на части с помощью учителя, озаглавливать каждую часть и составлять с помощью учителя плана;
- пересказывать по плану, используя слова и обороты из текста;
- самостоятельно читать несложные рассказы с выполнением различных заданий учителя;
- различать тему и идею произведения;
- заучивать наизусть стихотворения.
Раздел 2.Содержание тем учебного курса
Тематика произведений
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях и жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении о жизни животных.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения; темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя; найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков.
Изучаемые произведения. Устное народное творчество
Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.
Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».
Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».
Картины родной природы
Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».
Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».
О друзьях – товарищах
Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася», Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести), В. Медведев «Фосфорический мальчик», Л. Воронкова «Дорогой подарок», Я. Аким «Твой друг».
Спешите делать добрые дела
Н. Хмелик «Будущий олимпиец», О. Бондарчук «Слепой домик», В. Осеева «Бабка», А. Платонов «Сухой Хлеб», В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд», Р. Рождественский «Огромное небо».
О животных
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»), А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты), К. Паустовский «Кот Ворюга», Б. Житков «Про обезьянку», Э. Асадов «Дачники», Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны», С. Михалков «Будь человеком».
Из прошлого нашего народа
О. Тихомиров «На поле Куликовом», С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года», Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»), А. Куприн «Белый пудель» (отрывки), Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…», Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».
Из произведений зарубежных писателей
В. Гюго «Гаврош» (отрывки), М. Твен «Приключения Тома Сойера»(отрывок), С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки), Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).
Произведения для внеклассного чтения
П. Бажов «Серебряное копытце», Б. Житков «На льдине», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К. Паустовский «Заячьи лапы» (сборник рассказов), А. Куприн «Белый пудель (последняя глава), Б. Полевой «Сын полка», В. Осеева «Волшебное слово», А. Гайдар Чук и Гек».
Произведения для заучивания наизусть
И. Сурков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Березка», К. Бальмонт «Осень», И.Бунин «Первый снег», Ф. Тютчев «Зима», С. Есенин «Берёза», А. Пушкин «Зимняя дорога», Е. Серова «Подснежник».
Раздел 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тематика | Кол-во часов | Заучивание наизусть | Внеклассное чтение |
I. | Устное народное творчество | 3 | | |
| Считалки, заклички, потешки, загадки, пословицы | 3 | | |
II. | Сказки | 8 | | |
1. | Народные сказки | 5 | | |
2. | Авторские сказки | 3 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (отрывок) | |
III. | Картины родной природы | 11 | | |
1. | Лето | 5 | И.Суриков «Ярко солнце светит». А.Прокофьев «Берёзка» | П.П.Бажов «Серебряное копытце» |
2. | Осень | 6 | И.Бунин «Первый снег» | |
IV. | О друзьях товарищах | 6 | | |
V. | Басни И.А. Крылова | 2 | | |
VI. | Спешите делать добро | 7 | | |
VII. | Картины родной природы | 9 | | |
1. | Зима | 4 | Ф.Тютчев «Зима». К.Бальмонт «К зиме». С.Есенин «Берёза». | |
2. | Весна | 5 | А.Толстой «Вот уж снег…» | |
VIII. | О животных | 8 | | К. Паустовский. Рассказы о животных из сборника «Заячьи лапы» |
IХ. | Из прошлого нашего народа | 8 | | В.Катаев «Сын полка» (отдельные главы) |
Х. | Из произведений зарубежных писателей | 5 | | |
11 | Повторение.Итоговый тест | 2 | | |
| Итого | 70 | 8 стихотворений | 3 урока |
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков чтения и развития речи в 5 классе (68 ч)
№№ п/п | | Тема | Количество часов |
Устное народное творчество - 3 ч |
| Устное народное творчество. Считалки. Заклички. Потешки | 1 |
| Р.р. Отгадай мою загадку | 1 |
| Пословицы и поговорки о Родине, матери, труде, учении | 1 |
Сказки - 8 ч |
| Сказки. «Никита Кожемяка» (Борьба добра и зла) | 1 |
| «Как наказали медведя» (тофаларская сказка) | 1 |
| «Золотые руки» (башкирская сказка) (секреты жанра) | 1 |
| «Морозко». (Русская сказка). Построение сказки | 1 |
| Поучительный смысл сказок «Два Мороза», «Три дочери» | 1 |
| А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Красота и характер царицы и царевны | 1 |
| По Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка». Птицы готовятся в далекий путь (одиночество серой шейки) | 1 |
| Р.р. Рассказ о Серой Шейке по плану |
Картины родной природы - 11 ч |
Лето - 4 ч |
| Г. Скребицкий «Июнь» Главные приметы лета | 1 |
| Стихи русских поэтов о природе (И. Суриков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату») | 1 |
| А. Платонов. «Июльская гроза». Чтение и обсуждение рассказа | 2 |
| Р.р. Рассказ о девочке Наташе .Тестирование. |
| По Г. Скребицкому «Сентябрь». Народный календарь | 1 |
| По И. Соколову-Микитову «Золотая Осень». Картины золотой осени» | 1 |
| К. Бальмонт «Осень» Природа красива в любое время года | 1 |
| По Г. Скребицкому «Добро пожаловать». Лес ранним утром | 1 |
| По В. Астафьеву «Осенние грусти». Осенняя радость и осенняя грусть | 1 |
| И. Бунин «Первый снег» | 1 |
| Урок внеклассного чтения. П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 1 |
О друзьях-товарищах - 6 ч |
| Ю. Яковлев. «Колючка». Соотнесение характера героя и названия рассказа | 1 |
| Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» | 1 |
| Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома» | 1 |
| В. Медведев «Фосфорический мальчик». Первое впечатление о героях. | 1 |
| Л. Воронкова. «Дорогой подарок». Картины школьной жизни | 1. |
| Я. Аким «Твой друг». Учитель в твоей жизни | 1 |
Басни И.А. Крылова - 2 ч |
| И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Квартет» | 1 |
| Р.р. Чтение басен по ролям | 1 |
Спешите делать добро - 7 ч |
| Н. Хмелик. «Будущий олимпиец» | 1. |
| О. Бондарчук. «Слепой домик». Вокруг нас люди, нуждающиеся в нашей помощи .Контрольная работа (20мин) | 1 |
| В. Осеева «Бабка». «Старость – не радость» | 1 |
| А. Платонов. «Сухой хлеб». Детская душа перед вечными вопросами | 1 |
| В. Распутин. «Люся». Способность искусства приблизить к нам далекие события | 1 |
| В. Брюсов «Труд» | 1 |
| Р. Рождественский «Огромное небо» | 1 |
Картины родной природы - 9 ч |
Зима - 4 ч |
| Русские поэты о зиме. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», К. Бальмонт «К зиме», С. Есенин «Поёт зима…», «Береза», А. Пушкин «Зимняя дорога») | 1 |
| Г. Скребицкий «Декабрь». Чтение и обсуждение рассказа | 1 |
| Г. Скребицкий «Всяк по - своему». Чтение и обсуждение рассказа. Смысл названия | 1 |
| Р.р. Сочинение «Зима» по плану | 1 |
Весна - 5 ч |
| Г. Скребицкий. Чтение и обсуждение рассказов «Март», «От первых проталин до первой грозы», «Весна – красна», «Грачи прилетели», «Заветный кораблик», «В весеннем лесу» | 1 |
| А. Толстой «Весенние ручьи» | 1 |
| Русские поэты о весне. А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», А. Блок «Ворона», Е. Серов «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом…», С. Есенин «Черёмуха», Я. Аким «Весна, весною, о весне» | 1 |
| И. Соколов – Микитов «Весна». Чтение и обсуждение рассказа | 2 |
| Составление устного рассказа о весне по плану |
О животных - 8 ч |
| М. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» | 1 |
| А. Толстой «Желтухин». Состояние Желтухина | 1 |
| К. Паустовский «Кот Ворюга». Веселая история, рассказанная серьёзным тоном | 1 |
| К. Паустовский. Рассказы о животных из сборника «Заячьи лапы».Тест. | 1 |
| Б. Житков «Про обезьянку» | 1 |
| Э. Асадов «Дачники» Отношение к природе | 1 |
| Ф. Абрамов. Из рассказов Олены Даниловны. Урок любви к живой природе. | 1 |
| С. Михалков «Будь человеком». Природа - наш дом | 1 |
Из прошлого нашего народа - 8 ч |
| По О. Тихомирову. Куликовская битва | 1 |
| Рассказы о войне 1812 года. По С. Алексееву «Бородино». «Ключи». «Конец похода» | 2 |
| Р.р. Краткий пересказ по плану |
| Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок) | 1 |
| А. Куприн «Белый Пудель». Впечатление о героях | 1 |
| А. Куприн «Белый Пудель». Смена чувств и настроений героев | 1 |
| По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью». | 1 |
| Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата» | 1 |
| Урок внеклассного чтения. В. Катаев «Сын полка» (отдельные главы) | 1 |
Из произведений зарубежных писателей - 5 ч |
| В. Гюго «Гаврош». Знакомство с героем | 1 |
| Р.р. Характеристика литературного героя по плану | 1 |
| М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 |
| С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 1 |
68 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 1 |
69-70 | Итоговое тестирование. Повторение. | 2 |