СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные проблемы организации работы в области здоровьесбережения детей с овз.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы здоровьесбережения детей и подростков актуальны и обусловлены современными демографическими реалиями. Первичная заболеваемость детей в Российской Федерации в возрасте 0-14 лет (на 100 000 населения соответствующего возраста) за последние 5 лет выросла на 9,97% и составила 191 132,6 случаев, а у детей в возрасте 15-17 лет — соответственно 21,44 % и 136 829,8. Таким образом, состояние здоровья ребенка ставит перед обществом ряд вызовов, без адекватного ответа на которые невозможно сохранение здорового поколения.

Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы организации работы в области здоровьесбережения детей с овз.»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Вопросы здоровьесбережения детей и подростков актуальны и обусловлены современными демографическими реалиями. Первичная заболеваемость детей в Российской Федерации в возрасте 0-14 лет (на 100 000 населения соответствующего возраста) за последние 5 лет выросла на 9,97% и составила 191 132,6 случаев, а у детей в возрасте 15-17 лет — соответственно 21,44 % и 136 829,8. Таким образом, состояние здоровья ребенка ставит перед обществом ряд вызовов, без адекватного ответа на которые невозможно сохранение здорового поколения. В то же время образовательная система, как достаточно прогрессивный институт социума, вовремя осознала эту проблему, и внедрение здоровьесберегающих технологий явилось именно тем требуемым адекватным ответом на вышеуказанные вызовы [1].

Н.К. Смирнов рассматривает здоровьесберегающие образовательные технологии как совокупности всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья [2].

Здоровьесберегающие технологии можно разделить на три под группы:

  • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

  • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников [3].

По мнению многих исследователей, современные дидактические методы, реализуемые в образовательных технологиях, не всегда отвечают требованиям здоровьесберегающего педагогического процесса. Зачастую, существующая система образования не только не способствует улучшению здоровья детей, но и содействует его ухудшению. Современные педагогические технологии не учитывают уровень здоровья, а также адаптивные возможности детей. Все это свидетельствует о том, что работа по здоровьесбережению с детьми ОВЗ в школе является достаточно актуальной [4] .

Нами был проведён сравнительный анализ количества детей с ОВЗ, обучающихся в школе в период с 2012 года по 2018 год (рис.1.).

Количество детей с ОВЗ, обучающихся

в школе



Очевидно, что наблюдается тенденция роста числа детей с ОВЗ в ОО. Следует подчеркнуть, что до 2010 г. эта категория детей обучалась в специальных коррекционных учебных заведениях. В настоящее время большая часть родителей отказываются отправлять детей в специализированные учебные заведения, и (по их заявлению) дети обучаются в нашей школе. Таким образом, совместно с нормотипичными детьми в школе обучаются дети с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями.

Такая ситуация требовала проведения большой планомерной работы.

Исходя из анализа ресурсной базы, были определены два ключевых направления деятельности: первое связано с планомерным совершенствованием необходимых материально-технических ресурсов в соответствии с требованиями СанПиНа 2.4.2.3286-15 и второе, не менее важное – совершенствование компетенций педагогов и специалистов для работы с детьми с ОВЗ.

  1. Материально-техническое направление работы.

Наша школа с 2013 года реализует программу развития школы – «Школа – территория здоровья», главная задача которой – формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, совершенствование системы физического воспитания. Здоровый, физически развитый и социально адаптированный выпускник – это главная цель и основное условие эффективной деятельности школы. В рамках реализации программы «Доступная среда» в 2013 – 2015 г. для детей с ОВЗ в школе установлены пандус для входа в здание и распашные двери, обеспечен доступ в кабинеты 1 этажа, оборудован санитарный узел в соответствии с требованиями СанПиН, оборудована комната психологической разгрузки. Следует подчеркнуть, что в школе хорошо представлена медико-профилактическая деятельность, функционирует медицинский кабинет, включающий в себя приёмную и процедурную, и кабинет стоматолога. Деятельность осуществляется медицинским персоналом по договору с ГБУЗ НО «Нефтегорская ЦРБ». Ежегодно все дети проходят плановый медицинский осмотр в школе, что позволяет отследить состояние их здоровья и в случае необходимости оперативно принять меры.

В соответствии с Законом об образовании всем детям с ОВЗ предоставляется бесплатное 2-х разовое горячее питание.

  1. Совершенствование компетенций педагогов и специалистов для работы с детьми с ОВЗ.

В школе работает высококвалифицированный коллектив педагогов-единомышленников: 83 % имеет высшее профессиональное образование; 24% - высшую квалификационную категорию, все педагоги своевременно проходят курсы повышения квалификации. В соответствии с планом курсовой подготовки 23% (15 чел.) педагогов прошли в 2018 году квалификационные курсы на базе НИРО и 42% (28 чел.) педагогов завершили дистанционное обучение на курсах повышения квалификации по вопросам реализации ФГОС ОВЗ.

С сентября 2016 года в районе работает проблемная группа районного методического объединения по вопросам введения ФГОС ОВЗ. Начиналась работа с изучения нормативных документов по вопросам введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ, рассматривались варианты программ для «особых» детей. Обговаривались вопросы организации образовательной, воспитательной и просветительской работы. На круглых столах обсуждалось использование современных образовательных технологиях, направленных на индивидуально-ориентированный подход в обучении детей с ОВЗ. Также проводились практико-ориентированные семинары с дошкольными учреждениями по вопросам преемственности детей с ОВЗ на разных ступенях образования.

Помимо учебной деятельности дети вовлекаются и во внеурочную деятельность. Они активно посещают кружки в школе и в системе дополнительного образования. Организовано активное сотрудничество с ДДТ, ЦРБ и Социальной защитой населения.

Школа внедряет в практику здоровьесберегающие образовательные технологии и такую организацию образовательного процесса на всех ее уровнях, при которой качественное обучение, развития и воспитания детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствует его укреплению.

В силу особенности здоровья этих детей, к ним не применимы требования, предъявляемые к здоровым детям. Учебный процесс гибкий, так как учащиеся быстро утомляются. Педагог не препятствует тому, чтобы они самостоятельно прерывали занятие, могли выйти из класса. При нежелании выполнять задание учеником, педагог также не настаивает на этом. Такие учащиеся, как правило, с неадекватной самооценкой, низким уровнем знаний, не имеют развитых учебных навыков, не способны самостоятельно развивать и реализовывать имеющиеся у них способности. Особую значимость приобретает интенсивная воспитательная работа с ними, построенная на включении посильных видов деятельности по интересам (предметных, социально – адаптационных, театрализованных и спортивных).

Несмотря на огромную работу, проделанную в данном направлении, не все проблемы еще решены. Школе необходимы специальные помещения для занятий, оборудованные в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ: кабинеты для инклюзивного образования, комната СБО и мастерские для формирования трудовых и профессиональных навыков для детей с интеллектуальными нарушениями. Отмечается слабое методическое обеспечение учебного процесса, недостаточно специального дидактического материала для проведения занятий.

Остро стоит кадровый вопрос. В штате школы отсутствуют учитель-дефектолог, психолог, тьютер. 5 ставки психолога тоже недостаточно.

Решение этих проблем позволит учреждению динамично и стабильно развиваться, повышать качество педагогической деятельности, получить более высокий образовательный результат.



Литература

  1. Яковлева М.А. Физическое развитие детей и подростков в системе здоровьесберегающей деятельности образовательной организации: учебно-методическое пособие/ Яковлева; науч. ред. О.С. Гладышева Е.А. Калюжный.- Н. Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2018. – 165 с.

  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002.

  3. Богаткова Р.И. Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. //Эффективность здоровьесберегающих технологий в образовательной среде: Материалы III региональной научно-практической конференции. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. C.233-235.

  4. Овсяникова Н. В Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии в логопедической работе.//Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы III областной научно-практической конференции 21 апреля 2009 года. – Ярославль. 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!