Анализ результатов ВПР как показатель компетентности педагога в условиях апробации
Проверяемое умение
Давать определение понятиям, подводить под понятие
Формулировка задания по предмету
Дайте определение понятию «……. » в виде любого графического изображения
Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую
Возможные причины ошибок
Представьте в виде схемы «………» на основе прочитанной статьи
Определять тему и главную мысль текста, аргументировать свой ответ
Непонимание структуры понятия
Озаглавьте текст. Аргументируйте и прокомментируйте свой ответ
Выделять признаки по заданным критериям
Неумение строить графическое изображение
Неумение преобразовывать текст в схему:
Исходя из информации, которая представлена в статье, перечислите основные характерные черты понятия «…»
- выделять главное;
Неумение:
- аргументировать точку зрения;
- устанавливать логические связи между словами
Неумение выделять признаки в определении понятий, отличать родовые признаки от видовых, существенные от несущественных
- выводить заключение о намерении автора.
Неразличение умений комментирования и пересказывания
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности
Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде
Объясните фрагмент текста: «….»
Автор статьи утверждает, что … . Доказывается ли это в статье? Если да, то приведи доказательства, предложенные исследователем
Упорядочивать, ранжировать и группировать информацию. Делить тексты на смысловые части
Объясняется фрагмента текста в отрыве от него, что также может быть следствием невнимательного прочтения формулировки задания
Прочитайте последовательность этапов в рассуждении автора текста. 1) … 2) … 3) … 4)
Сопоставлять объекты по заданным критериям
Из-за невнимательного прочтения формулировки задания доказательство приводится в отрыве от текста
На основе информации, предложенной в работе, сопоставьте понятия « … » и « … »
Один из этапов рассуждения исключён. Дайте название этапу рассуждения, который был пропущен
Неумение:
Выделять главное в тексте в соответствии с целью высказывания
В статье подчеркни только то, что является важным для ее понимания
Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста, формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод
Неумение:
- сопоставлять тексты с целью соответствия их содержания;
- выделять и соотносить признаки разных объектов;
В задании представлены мнения различные мнения. С кем ты согласен, а с кем не согласен? Аргументируй свой ответ.
Неумение выделять главную и второстепенную информацию
- видеть структуру текста, выделять в ней смысловые части на основе выделения ключевых слов;
Недостаточный уровень владения теоретической аргументацией;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов
- структурировать признаки объектов (явлений) по заданным основаниям
Недостаточный уровень владения аргументацией, связанной с читательским опытом
Причины в деятельности ученика
Причины в деятельности учителя
- выявление причинно-следственных связей от недостатков несформированности предметных и метапредметных умений у учащихся;
- выявление причинно-следственных связей от недостатков в несформированности предметных и метапредметных умений учащихся к причинам в деятельности учителя;
Умение – причина – проблема – цель – пути решения
Умение находить информацию. Как работать над этим умением?
- Технология смыслового чтения
Для развития этого умения можно использовать следующие задания :
- - Расскажите как можно больше о тексте, не читая его...
- - Прочитав предисловие, "предвосхитите" дальнейшее развитие событий.
- - Прочтите название пункта. О чем идет речь? Что предстоит узнать?
- - Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, по-вашему мнению, пойдет речь в тексте?
Приемы работы с текстом по развитию умения аргументировать
2 . Прием «Суждения »
3. Прием « Перепутанный текст»
4.Обучающая игра «Конкурс аргументов »
5. Прием «перекрестная дискуссия»
6. Прием «Решето»
7. «Ромашка вопросов или ромашка Блума»
Рекомендации по повышению уровня развития предметных и метапредметных умений, на основе выявленных в результате проведения ВПР проблем
Учителю развивать умения:
- - структурировать информацию (выделять элементы, связи, функции);
- - аргументировать позицию;
- - находить и извлекать информацию из текста;
- - интерпретировать и преобразовывать информацию из текста;
- - осмысливать и оценивать информацию.
Рекомендации МО:
- разработать свой механизм или изучить имеющийся опыт в использовании результатов Всероссийских проверочных работ для повышения качества образования;
- особое внимание обратить на развитие логических умений, отработку алгоритма работы с информационными текстами, со структурными частями текста, сопоставлять информацию текста с информацией другого текста, иллюстрацией, репродукцией картины, таблицей, диаграммой и т. п.;
- использовать задания на развитие умений находить, обрабатывать и оценивать информацию, преобразовывать ее, используя структурные схемы, логико-смысловые модели пр.;
- составлять карты понятий для формирования у обучающихся представлений о системности объектов, процессов и явлений.
- создавать ситуации коммуникативного общения для отработки умения выражать свои мысли, аргументировать, делать выводы;
- использовать работу со словарями для овладения умением понимать и самостоятельно определять понятия, устанавливать родовые и видовые признаков понятий;
- помочь обучающемуся научиться выстраивать логичное доказательство собственной позиции;
Пособия и рекомендации:
- Рекомендации по результатам мониторингового исследования сформированности метапредметных умений у обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций Хабаровского края/ авт.-сост. Т.И. Фисенко – Хабаровск: ХК ИРО, 2018.
- Особенности формирования и развития метакомпетенций педагога и школьника. Программно-методические материалы модулей курсов корпоративного обучения с электронным приложением. Серия «Открытый университет кафедры ТиМО ХК ИРО» / Под общ.ред. Г.Н. Паневиной. – Хабаровск: ХК ИРО, 2016. 75 с.
- Способы формирования понятийного аппарата школьников как ключевого компонента познавательной деятельности: Пособие для учителя / Автор - сост. Фисенко Т.И./ – Хабаровск: ХК ИРО, 2016. – 60 с.
- Достижение метапредметных результатов через проектирование, разработку и реализацию междисциплинарных программ. Сборник методических рекомендаций кафедры теории и методики обучения /под общ.ред. Г.Н. Паневиной. / – Хабаровск: ХК ИРО, 2014. – 153 с.
- Стратегии смыслового чтения как междисциплинарный курс. Сборник методических рекомендаций и материалов для проведения корпоративного обучения/ Автор: Фисенко Т.И. – Хабаровск: ХК ИРО, 2015. 77 с.
Сайты для подготовки к ВПР
- https://ru-vpr.ru/
- https://4vpr.ru/
- https://rus4-vpr.sdamgia.ru/
- https://math4-vpr.sdamgia.ru/
- https://nat4-vpr.sdamgia.ru/
- https://skills4u.ru/school/vpr/