СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биологический марафон "У истоков эволюции"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение мотивации к изучению биологии в старших классах

Просмотр содержимого документа
«Биологический марафон "У истоков эволюции"»

БИОЛОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН НА ТЕМУ «У ИСТОКОВ ЭВОЛЮЦИИ…»


Составитель: Калиновская Мария Фроловна, учитель химии и биологии, МКОУ «Высотинская сош» Сухобузимского района Красноярского края.


Организационные моменты

  • Участвуют две команды по 4 человека в каждой;

  • Для подсчета баллов выбираются члены жюри в количестве 2 – 3-х человек;

  • Оставшиеся учащиеся образуют 2 группы поддержки.

Правила игры

Основной этап

  • Каждой команде поочередно задаются вопросы по нарастающей сложности аналогично заданиям ЕГЭ: часть А – 5 вопросов (10 баллов за каждый), часть В – 5 вопросов (20 баллов за каждый), часть С – 3 вопроса (30 баллов за каждый).

  • У каждой команды есть 3 «жизни», которые сгорают при неправильных ответах, и 2 подсказки: помощь группы поддержки и возможность воспользоваться соответствующей учебной литературой.

  • Команда имеет право остановиться на набранной сумме баллов, когда у нее останется последняя «жизнь».

  • После сгорания третьей «жизни» набранные баллы аннулируются, и команда выбывает из игры.

Супер-игра

  • После прохождения основного этапа командам предоставляется право сыграть в супер-игру, где они могут удвоить выставленную на кон сумму баллов, не превышающую количество набранных ими очков.

  • В случае правильного ответа на заданный вопрос выставленные командами баллы удваиваются, в противном случае – сгорают.


Ниже представлены вопросы для обеих команд различной категории сложности А, В и С. Верные ответы вопросов частей выделены подчеркиванием.


ЧАСТЬ А для 1-й команды


  1. Экологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:

    1. похожи друг на друга по внешнему строению;

    2. ведут сходный образ жизни в близких условиях среды;

    3. обитают на общей территории;

    4. схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности.

  2. Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:

    1. стихийным;

    2. дизруптивным;

    3. движущим;

    4. стабилизирующим.

  3. Явление, при котором происходит многократное увеличение хромосом в геноме, называется:

    1. полиплоидия;

    2. полимерия;

    3. поливалентность;

    4. полигамия.

  4. Растения в отличие от животных:

    1. не способны к дыханию;

    2. имеют хлоропласты;

    3. не нуждаются в минеральных веществах;

    4. обладают высокой подвижностью.

  5. Приспособление животных к паразитическому образу жизни связано с упрощением строения тела, что является примером:

    1. ароморфоза;

    2. идиоадаптации;

    3. дегенерации;

    4. биологического регресса.


ЧАСТЬ А для 2-й команды


  1. Географический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:

    1. похожи друг на друга по внешнему строению;

    2. ведут сходный образ жизни в близких условиях среды;

    3. обитают на общей территории;

    4. схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности.

  2. Примером идиоадаптации является:

    1. утрата кишечника ленточными червями;

    2. возникновение многоклеточности;

    3. разнообразие окраски крыльев бабочек;

    4. появление конечности у насекомых.

  3. Примером ароморфоза является:

    1. появление легких у земноводных;

    2. возникновение покровительственной окраски у окуня;

    3. появление длинного клюва у цапли;

    4. редукция органов чувств у паразитических червей.

  4. Взаимодействие человека и бычьего цепня называется:

    1. симбиозом;

    2. хищничеством;

    3. паразитизмом;

    4. протокооперацией.

  5. Критерием появления нового вида является возникновение:

    1. значительных морфологических изменений;

    2. существенного количества мутационных изменений;

    3. географической изоляции;

    4. репродуктивной изоляции.


ЧАСТЬ В для 1-й команды


  1. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам:

    1. редукция киля у пингвинов в связи с утерей способности к полету;

    2. появление полового размножения;

    3. возникновение семян у голосеменных;

    4. приобретение покровительственной окраски у щуки;

    5. возникновение теплокровности;

    6. возникновение длинной шеи у жирафа.

  2. Инбридинг – это:

    1. скрещивание различных видов;

    2. скрещивание близкородственных видов;

    3. скрещивание различных чистых линий;

    4. увеличение числа хромосом у гибридной особи.

  3. Элементарной эволюционной единицей является:

    1. особь;

    2. популяция;

    3. вид;

    4. биоценоз.

  4. Происходящие в популяциях эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов, называются:

    1. микроэволюцией;

    2. макроэволюцией,

    3. межвидовой борьбой;

    4. внутривидовой.

  5. Наиболее напряженной формой борьбы за существование является:

    1. борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды;

    2. борьба с антропогенными факторами;

    3. межвидовая борьба;

    4. внутривидовая борьба.


ЧАСТЬ В для 2-й команды


  1. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию:

    1. отсутствие легких у рыб;

    2. отсутствие зрения у животных, живущих под землей;

    3. редукция органов чувств у паразитических червей;

    4. отсутствие хвоста у лягушки;

    5. превращение корней растения повилики в присоски;

    6. утрата кишечника ленточными червями.

  2. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра является примером:

    1. биологического регресса;

    2. дегенерации;

    3. идиоадаптации;

    4. ароморфоза.

  3. Порода собак представляет собой:

    1. род;

    2. вид;

    3. природную популяцию;

    4. искусственную популяцию.

  4. К сохранению уже выработанных приспособлений приводит:

    1. дивергенция;

    2. стабилизирующий отбор;

    3. идиоадаптация;

    4. движущий отбор.

  5. Выберите три признака, относящиеся к движущим силам эволюции:

    1. индивидуальная изменчивость;

    2. естественный отбор;

    3. модификационная изменчивость;

    4. искусственный отбор;

    5. географическое распространение;

    6. наследственность.

ЧАСТЬ С для 1-й команды


Первый вопрос.

Выберите неверные утверждения:

  1. белки – это биологические полимеры;

  2. мономерами белков являются аминокислоты;

  3. в состав белков входят 30 разных аминокислот;

  4. все аминокислоты могут синтезироваться в организме человека и животных;

  5. аминокислоты соединяются в молекуле белка пептидными связями.

Второй вопрос.

Если мышь поместить под стеклянный колпак, закрытый герметично, то она вскоре погибнет. Если вместе с мышью под колпак поместить зеленое растение и оставить колпак на свету, то мышь останется жива длительное время. Объясните эти явления.

Ответ: в процессе фотосинтеза растение выделяет кислород, которым длительное время может дышать мышь.

Третий вопрос.

Установите соответствие между свойством и экологической системой:

Свойства

Экосистемы

1) единственный источник энергии – Солнце.

А) природная экосистема.

2) значительная часть веществ изымается человеком.

Б) агроэкосистема.

3) значительное разнообразие видов

 

4) ведущая роль искусственного отбора.

 

5) дополнительные источники энергии, привносимые человеком.

 

Ответ: А) – 1, 3; В) – 2, 4, 5.


ЧАСТЬ С для 2-й команды


Первый вопрос.

Выберите неверные утверждения:

  1. отдельные элементы среды обитания, воздействующие на организм, называются экологическими факторами;

  2. экологические факторы могут быть биотическими и абиотическими;

  3. биотические факторы – это взаимодействие между живыми организмами;

  4. абиотические факторы не оказывают воздействия на живые организмы;

  5. биотические факторы всегда благоприятно воздействуют на живые организмы.

Второй вопрос.

Орнитологи обратили внимание на то, что, как правило, в гнездах разных птиц все яйца расположены тупым концом к наружной стенке гнезда. Объясните это явление.

Ответ: на тупом конце находится воздушная камера.

Третий вопрос.

Установите соответствие между типом размножения и его характерными чертами:

Характерные черты

Тип размножения

1) потомки идентичны родителям.

А) бесполое

2) одна родительская особь.

Б) половое

3) основной клеточный механизм – митоз.

 

4) основной клеточный механизм – мейоз.

 

5) потомки генетически уникальны.

 

Ответ: А) – 1, 2, 3; В) – 4, 5.


СУПЕР – ИГРА


Выберите эволюционное приобретение млекопитающих:

  1. возникновение реакций матричного синтеза;

  2. теплокровность;

  3. прикрепленность к месту обитания;

  4. плацента.


Подведение итогов и награждение команд

По окончании мероприятия жюри объявляет победителя. Участникам победившей команды по отметке «отлично» в журнал по биологии.


Данный материал для большей наглядности рекомендуется оформить в виде презентации MS Power Point.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Деркачева, Н.И. ЕГЭ 2006. Биология. Типовые тестовые задания/ Н.И. Деркачева, А.Г. Соловьев. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 112 с. (Серия «ЕГЭ 2006. Типовые тестовые задания»)

  2. Каменский, А.А. Билогия. ЕГЭ: Практикум. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

  3. Ленгер, Г.Н. ЕГЭ. Биология. Тренировочные задания. – М.: Просвещение. «ЭКСМО», 2005.

  4. Хрипкова, А.Г. ЕГЭ. Биология. Тестовые задания/ А.Г. Хрипкова, В.В. Резникова. – М.: Просвещение, 2002.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!