Учитель: Егорова Марина Николаевна, первая квалификационная категория,
Тема В.М.Шукшин «Экзамен» «Человек — сын времени и сын своей страны».
Предмет Литература
Класс 6
Цели: Создать условия для достижения планируемых результатов:
Предметные:
знать, что такое тема, идея произведения , ключевые слова
Метапредметные :
УУД СЧ и РТ.
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
предвосхищать содержание плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт,
сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте выделять не только главную, но и избыточную информацию;
выполнять смысловое свертывание и развертывание при помощи таблицы
Регулятивные:
- планировать собственную деятельность, давать оценку качества и уровня усвоения.
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
Извлекать необходимую информацию из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
логические – анализ объектов с целью выделения признаков
общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
применять полученные знания.
Коммуникативные:
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Личностные :
Учащиеся проявляют эмоционально-ценностное отношение героям рассказа. Осознают связь поколений.
Тип урока : комбинированный.
Необходимое оборудование: рассказ «Экзамен», карточки
Методы и формы обучения : беседа, рассказ, , практическое задание, анализ текста
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, в парах, групповая.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Организационный момент Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация. | Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплыми, добрыми чувствами. С биографией и творчеством известного писателя, актера, кинорежиссера, В.М.Шукшина, мы познакомимся в старших классах, а сегодня обратимся к анализу его рассказа “Экзамен”, который вы прочитали дома. | Приветствие учителя Настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности. | - волевая саморегуляция; - смыслообразование (Я должен посмотреть...) - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Мотивация учебной деятельности Мотивационный компонент. Развитие связанной речи, обогащение знаний, умение передавать чувства словами. Прием анализа и синтеза. | Ребята. У нас сегодня урок, тема которого: “Человек – сын времени и ……”. Что заметили? | Объясняют, высказывают предположения. | -умение высказывать своё предположение, умение оформлять свои -мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
Целеполагание | Перед нами стоит цель .Определить тему урока А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок? | Определяют свои цели урока. , | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
Актуализация знаний | Что поможет нам достичь цели Каков сюжет рассказа? Блиц - разминка на знание текста Ключевые слова. | Знание сюжета, темы и идеи произведения. Внешне прост: студент не знает ответа, профессор ставит “плохо”. (см. приложение) Определяют, записывают в тетрадь: профессор, студент, экзамен , «Слово», плен совесть, история, русский человек, стыдно | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. |
Выявление затруднений и пути построения из затруднений | Организация групп 1 группа Когда и кому из героев рассказа стыдно и за что? Найдите в тексте эти эпизоды, кратко сформулируйте ответ. Составить схему, в которой связующим звеном будет слово “стыдно”. 2 группа. Составить кластер, используя ключевые слова 3группа работает с текстом и отвечает на вопросы | Составляют таблицу (см. приложение) Составляют кластер (см. приложение) (см. приложение) | Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Этап реализации | . Какие выводы (Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. Консультирует, советует, помогает Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности) | Отчёт групп о проделанной работе. Профессор Григорьев чувствует себя частью истории, участником событий времен князя Игоря, представляет его автора, который очень похож на студента Николая. А вот у студента такого ощущения нет. | Предъявляют результаты самостоятельной работы в парах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок. |
| Почему? Давайте начертим подобие ленты времени, отметив даты: создание “Слова…”, XIX, XX, XXI век. Другой вектор соответствует обществу, людям, которые живут в данное время. Сплошная линия, соединяющая два эти векторы, означает понимание, принятие “Слова…”. Оно было близко и понятно современникам, служа страстным призывом объединиться и защитить Русь. Обращаясь к “Слову…” во время военного лихолетья 1812 года, русское общество находило в нем уверенность в могуществе русского народа, веру в славное будущее России. Это обозначено на рисунке сплошной линией. Но в веке двадцатом оно, близкое и понятное профессору Григорьеву (сплошная линия), бесконечно далеко от студента Николая (пунктирная линия). Почему? Какова позиция автора? Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать фрески в давно заброшенных церквях? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? | Не знает, не читал, не может понять.. НО пережил и прочувствовал то, что пережил князь Игорь. Это бесконечно радует профессора – “Это хорошо, что вы меня понимаете. “Слово” надо, конечно, прочитать. И не раз”. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы. Мы умели жить. Помни это”. Человек живее не только во времени, но и в стране Без знаний истории у человека нет будущего. Знать своё прошлое, историю государства необходимо, чтобы стать настоящим гражданином. | умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания |
Рефлексия | Тема нашего урока? Выполнили ли вы ваши задачи на уроке? | Человек — сын времени и сын своей страны Записали тему Высказывание по модели: А) У меня в душе осталось… Б) На уроке я понял(а)… В) На уроке мне удалось… Г) Если бы…, то… | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Приложение.
Блиц-разминка на знание текста.
Вопросы учителя | Предполагаемые ответы учеников |
- Как держит студент билет? | - “билет мелко вздрагивал” |
- Почему профессор называет студентов “черти полосатые”? | - видит, что не готовы, но хотят получить положительную отметку (Шукшин использует простонародную лексику). |
- Кто лучше понимает, что такое плен и что чувствовал князь Игорь? | - студент, так как он сам был в плену |
- Почему меняется отношение профессора к студенту? | -воевал за русскую землю |
- Почему профессор называет учебу нелегким трудом? | - не только отстоять свободу Родины, но и сохранить об этом память для потомков |
- Почему профессор вспоминает про Подол, хотя никогда там не был? | - чувствует связь поколений |
- Почему профессор так серьезно относится к войне (хотя сам не воевал)? | - земля одна – русская |
- Как вы думали, при первом прочтении, что поставил профессор студенту? | - “3” - (пожалея) - “4” - (стал симпатичен) - “5” - (за то, что воевал) |
- Почему профессору был не важен II вопрос билета? | - как для русского человека знания I вопроса вполне достаточно |
- Почему студент боялся открыть зачетку? | - было бы стыдно, даже, если “3” |
- Почему именно “2” поставил профессор? | - избавил от стыда студента |
кластер:
профессор | студент |
экзамен |
«Слово», | «Слово», |
история, | плен |
стыдно русский человек |
,
Когда и кому из героев рассказа стыдно и за что? Найдите в тексте эти эпизоды, кратко сформулируйте ответ. Составим схему, в которой связующим звеном будет слово “стыдно”.
Студент Николай. | слово | Профессор Григорьев |
| стыдно | |
Рассказывал неинтересно, плохо. | | “Ягодки заочного обучения”. |
| стыдно | |
Опустил голову, молчал. | | Человек, русский человек, который не удосужился прочитать величайшее национальное произведение. |
| стыдно | |
Ставьте мне “двойку”. | | Что вовлек себя и парня в эту школьную игру. |
| стыдно | |
Хотел, но не мог понять слов профессора. | | Мне кажется, что я бывал там когда – то… давным – давно… Во времена Игоря. |
| стыдно | |
Не прочитано произведение. | | Надо вернуться к “Слову о полку Игореве”. |
| стыдно | |
Получить “хорошо” и “отлично” за плен, побег, жизнь. | | “Это все… очень русские штучки. А вы еще “Слово…” не хотите читать”. |
Вопросы
- Кто лучше понимает, что такое плен и что чувствовал князь Игорь?
- студент, так как он сам был в плену
- Почему меняется отношение профессора к студенту?
- воевал за русскую землю
- Почему профессор называет учебу нелегким трудом? -
не только отстоять свободу Родины, но и сохранить об этом память для потомков
- Почему профессор вспоминает про Подол, хотя никогда там не был?
- чувствует связь поколений
- Почему профессор так серьезно относится к войне (хотя сам не воевал)?
- земля одна – русская