Цели:
-уточнить представления детей о понятиях: «дружба», «друг»;
- воспитывать желание быть другом;
- развивать внимание, мышление, ориентацию в пространстве, воображение, зрительную память, речь.
Оборудование:
презентация Power Point для демонстрации на экране или интерактивной доске;
детали головоломки (выбирает учитель, учитывая возрастные особенности младших школьников),рабочая тетрадь «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»».
Раздаточный материал:
Детали головоломки.
Пословицы о дружбе.
Картинка-раскраска «Дом дружбы»
Ход занятия:
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Пока вы были на перемене, к нам в класс пришел гость. Он принёс нам конверт с заданием на урок. Но чтобы нам узнать задание, нужно разгадать слово. Оно зашифровано. Каждому числу соответствует номер буквы в алфавите.
4 18 21 8 2 1 (Дружба)
2. Постановка темы и цели занятия.
- Ребята, давайте сегодня поговорим о дружбе и о друзьях. Начнём с того, что сначала уточним представления о понятии «друг».
- Скажите, что вы представляете себе, что вы вспоминаете, когда слышите слово «друг».
Пример: Преданный , не подведёт, мы вместе проводим время, никогда не будет смеяться надо мной, всегда поможет, навещает меня, когда я болею, мы всегда вместе.
- Что такое дружба?
- Назовите тему урока. Цель урока. (Узнать , что такое дружба).
3.Работа по теме.
1. Работа с терминами «друг», «дружба». Словарь В. И. Даля.
- В. И. Даль в своём словаре дал такое определение : «Друг – это близкий человек, приятель, хороший знакомый. « Дружба –взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их».
- Вы согласны с такими определениями?- Кого можно назвать настоящим другом?
2. Работа с пословицами.
- Послушайте пословицы .
-У вас на столе конверт с пословицами.
Попробуйте закончить пословицы нужными словами .
-Нет друга ищи, а нашёл …..БЕРЕГИ
- Друзья познаются…В БЕДЕ
- Старый друг лучше новых…ДВУХ.
- Не имей сто рублей, а имей….СТО ДРУЗЕЙ
- Дружба не гриб, в лесу…НЕ НАЙДЁШЬ
- Человек без друзей, что дерево….БЕЗ КОРНЕЙ
3. Работа с головоломкой «Дом дружбы». Работа в паре.
-О дружбе написано много произведений. Одним из них является книга Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Герои этого произведения: Гена, Чебурашка и девочка Галя. – решили построить дом дружбы, чтобы каждый одинокий человек мог прийти в этот дом и найти в нём себе друга.
- Зачем каждому из нас друзья?
Друзья – это самые близкие люди, которые хорошо тебя знают, понимают и всегда готовы прийти на помощь, если она требуется. Другу можно доверить тайну или поделиться своими сомнениями, мечтами. Крепкая дружба делает людей сильными и уверенными.
- У вас в конверте головоломка. Злой волшебник разрезал дом дружбы. Соберите его. Помогите построить красивый дом.
4.Работа с рассказом С. Прокофьевой «Самый большой друг».
- Ребята, послушайте рассказ.(Чтение рассказа сопровождается показом слайдов).
Жила-была на свете одна девочка.
Были у неё друзья: Слон Длинный Хобот, Собака Короткий Хвост и Божья Коровка.
Божью Коровку звали Четыре Пятнышка, потому что у неё на красной спинке было четыре пятнышка.
А ещё у девочки — только ты не смейся — был друг — Полевой Колокольчик.
Однажды все девочкины друзья собрались на поляне.
Пришёл Слон Длинный Хобот, прибежала Собака Короткий Хвост. Прилетела Божья Коровка Четыре Пятнышка. А Полевому Колокольчику не надо было ни идти, ни бежать, ни лететь. Он и так всегда был на поляне.
— Я самый большой девочкин друг! — расхвастался Слон. — Посмотрите, какой я большой! Я больше всех! Значит, я самый большой друг!
— А я? — спросила Собака Короткий Хвост. — Я так люблю девочку… Я тоже её большой друг.
— Ха-ха-ха! — засмеялся Слон. — Какой же ты большой друг? Ведь ты же совсем маленькая!
— А я? — тихо спросила Четыре Пятнышка.
— Ты?! — захохотал Слон. — Какой же ты друг? Ведь тебя почти не видно. Вот я дуну на тебя, и ты улетишь так далеко, что больше никогда не увидишь свою девочку.
А Полевой Колокольчик ничего не спросил. Он понял, что Слон только посмеётся над ним, и больше ничего.
А в реке, недалеко от девочкиного дома, жил злой Крокодил.
Он часто вылезал из воды и лежал на берегу, притворившись бревном.
Однажды он так хорошо притворился бревном, что обманул девочку.
«Вот уж это бревно никак не может быть Крокодилом!» — подумала девочка и села прямо на Крокодила.
Но тут Крокодил зашевелился. Схватил девочку за юбку своими страшными зубами и потащил её прямо в реку.
Девочка громко закричала и заплакала.
Слон Длинный Хобот выбежал из леса. Он забегал по мокрому песку, оставляя на нём круглые следы, похожие на очень большие сковородки.
Но он побоялся лезть в воду. «Ведь Крокодил может схватить и меня. Прямо за мой замечательный хобот. Я могу погибнуть, и тогда у девочки уже не будет такого большого друга».
И Слон снова убежал в лес.
Полевой Колокольчик тоже увидал всё, что случилось. Он начал раскачиваться и громко звонить: динь-динь-динь!
Четыре Пятнышка услыхала этот звон и поняла, что с девочкой случилась какая-то беда. Она расправила свои крылышки — а на каждом крылышке было по два пятнышка — и полетела к Собаке Короткий Хвост.
А Собака Короткий Хвост сейчас же побежала к реке.
Она смело бросилась в воду и начала кусать Крокодила. Она так громко при этом лаяла и рычала, что Крокодил решил: наверное, на него напал какой-то большой и страшный зверь.
Он выпустил девочку и нырнул на дно.
А Собака Короткий Хвост схватила девочку за рукав и вытащила на берег.
— Откуда ты узнала, что со мной случилась эта ужасная беда? — спросила девочка у Собаки.
— Мне сказала об этом Четыре Пятнышка.
— А ты, Четыре Пятнышка, откуда узнала? — спросила девочка.
— А мне сказал Полевой Колокольчик.
Тут из леса выбежал Слон Длинный Хобот.
— Девочка, девочка! — закричал он. — Как я рад, что тебя не съел этот злой Крокодил. Я больше всех рад этому! Потому что я твой самый большой друг!
— Нет, — сказала девочка. — Вот Собака Короткий Хвост мой большой друг. И Четыре Пятнышка — совсем маленькая, но всё равно мой большой друг. И Полевой Колокольчик мой большой друг. А ты — нет!
И вдруг случилось вот что. Ты только подумай…
Собака Короткий Хвост стала большая-большая, как лошадка. Четыре Пятнышка стала большая, как утка. А Полевой Колокольчик стал высокий, как дерево.
А Слон Длинный Хобот вдруг стал маленький-маленький. Как котёнок. Ему стало очень стыдно. И он убежал в лес.
С тех пор его никто больше не видел. Я, например, его никогда не видел. И ты, наверное, тоже его никогда не видел. Это всё потому, что ему стыдно и он всегда прячется в кустах.
- Ответьте на вопросы.
Почему девочка маленьких щенка и бабочку назвала самыми большими друзьями? ( Они в трудную минуту не бросили в беде девочку.)
Кто является положительными персонажами? (Девочка, Щенок, Бабочка).
Кто отрицательные персонажи? (Крокодил, Слон)
О ком можно сказать так: «хвастливый, трусливый»? (Слон).
_Ребята, с кем можно дружить? Игра «А с кем вы дружите?»
- Я называю предмет, а вы мне говорите да или нет.
( Животные, грязнули, родители, одноклассники, хулиганы, деревья, солнце, книга, работа, лень, вежливость, руки).
Знакомство с законами дружбы.
- Что нужно знать, чтобы правильно уметь дружить? (Законы, правила).
Прочитайте высказывания. Можно ли их назвать правилами дружбы?
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять
легко. Старый друг лучше новых двух.
-Могут ли руки помочь подружиться?
6. Разминка для рук.
- Потрогайте руки друг друга.
- Что можно о них сказать?
- Пожмите дружески руки друг другу.
-Что вы чувствуете?
7. Раскрась Дом Дружбы. Самостоятельная работа.
4.Рефлексия деятельности
Продолжи высказывания:
Я сегодня узнал….
Я сегодня запомнил…
Я сегодня удивился…
Я сегодня научился…
МОУ «Чернослободская ош»
Конспект внеурочного занятия в 1а классе
По курсу «Уроки нравственности, или
«Что такое хорошо и что такое плохо» .
Подготовила и провела
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Сухорукова Галина Алексеевна
Приложение к уроку.
Пословицы о дружбе.
-Нет друга ищи, а нашёл …..БЕРЕГИ
- Друзья познаются…В БЕДЕ
- Старый друг лучше новых…ДВУХ.
- Не имей сто рублей, а имей….СТО ДРУЗЕЙ
- Дружба не гриб, в лесу…НЕ НАЙДЁШЬ
- Человек без друзей, что дерево….БЕЗ КОРНЕЙ
«Дом дружбы». Головоломка.
Рисунок –раскраска «Дом Дружбы»
Основные законы дружбы.
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять
легко. Старый друг лучше новых двух.
Законы дружбы
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять
легко. Старый друг лучше новых двух.
Законы дружбы
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять
легко. Старый друг лучше новых двух.
Законы дружбы
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять
легко. Старый друг лучше новых двух.
Законы дружбы
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять
легко. Старый друг лучше новых двух.
-Нет друга ищи, а нашёл …. НЕ НАЙДЁШЬ
- Друзья познаются… ДВУХ
- Старый друг лучше новых… В БЕДЕ.
- Не имей сто рублей, а имей…. БЕЗ КОРНЕЙ
- Дружба не гриб, в лесу… БЕРЕГИ
- Человек без друзей, что дерево…. СТО ДРУЗЕЙ
-Нет друга ищи, а нашёл …. НЕ НАЙДЁШЬ
- Друзья познаются… ДВУХ
- Старый друг лучше новых… В БЕДЕ.
- Не имей сто рублей, а имей…. БЕЗ КОРНЕЙ
- Дружба не гриб, в лесу… БЕРЕГИ
- Человек без друзей, что дерево…. СТО ДРУЗЕЙ
-Нет друга ищи, а нашёл …. НЕ НАЙДЁШЬ
- Друзья познаются… ДВУХ
- Старый друг лучше новых… В БЕДЕ.
- Не имей сто рублей, а имей…. БЕЗ КОРНЕЙ
- Дружба не гриб, в лесу… БЕРЕГИ
- Человек без друзей, что дерево…. СТО ДРУЗЕЙ