СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дети и подростки в социально неблагополучных условиях: проблемы психического здоровья и социализации"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья, в которой говорится о детях и подростках, находящихся в социально неблагополучных условиях.

Просмотр содержимого документа
«"Дети и подростки в социально неблагополучных условиях: проблемы психического здоровья и социализации"»

Дети и подростки в социально неблагополучных условиях: проблемы психического здоровья и социализации.

Н. И. Сопова

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 города Щигры Курской области».


В современном мире кризисы становятся скорее правилом, чем исключением. Каждый день люди узнают о войнах, конфликтах, убийствах и террористических актах. Столкновение с травматическими ситуациями вызывает у человека мощнейший психологический кризис, последствия которого могут тянуться многие годы. Все это особенно актуально и в отношении детей.

В ситуации, когда семья ребенка и социальная среда вокруг него неблагополучны, когда существует риск потери здоровья, жизни, нормальных условий для полноценного развития, ребенок также сталкивается с кризисами, вызванными травмами, утратами, разлуками. Находясь зачастую в нестабильном состоянии возрастного кризиса, ребенок особенно тяжело переживает последствия травматических ситуаций насилия, брошенности, отвержения [ 1. с. 6 ].

Дети и подростки, воспитывающиеся в социально неблагополучных условиях, - это как правило, дети впоследствии с антисоциальным, девиантным поведением, дезадаптацией как в социальной среде, так и в школе.

По утверждению большинства психологов, все проблемы идут из детства. В данном случае они начинаются уже в начальной школе и проявляются в виде дезадаптации, низкой мотивации к обучению, низкой познавательной активности. Как правило, эти дети занимают в классе статус изолированного из – за проблем в отношении с одноклассниками, так как эмоциональный фон таких детей очень слабый и в большей степени проявляется в виде агрессии по отношению к окружающим. Таким образом, ребенок в качестве проекции переносит отношения к себе на окружающих.

И в такой ситуации психологу важно оказать необходимую помощь и поддержку нуждающимся в этом детям. Необходимо наблюдение за детьми в течение всего учебного года и в дальнейший период обучения. Очень важно вовремя провести индивидуальные беседы, групповые беседы в классе с одноклассниками. В таких случаях важна совместная работа психолога и учителя. Нужно говорить детям о необходимости проявления к одноклассникам таких качества как «лояльность» и «толерантность». Ведь только с помощью положительных качеств и эмоций в человеке можно развить положительные черты характера, помочь определить для себя жизненные ценности.

Психологу, работающему с ребенком или подростком, оказавшимся в кризисном периоде развития, важно знать особенности и типичные конфликты, характерные для того или иного возрастного кризиса. Неопределенные кризисы развития в сочетании с травматизацией могут превращаться в запущенные или выливаться в невротические, непоследовательные или агрессивные действия: побеги, убегание, вандализм, убийство или суицид.[ с.12-13]

Так и при несвоевременно оказанной помощи проблема психического здоровья и социализации может оказаться не только личной проблемой ребенка, но и социальной. Дети становятся подростками и самостоятельно пытаются найти выход из тех условий, в которых они воспитывались все это время. Они находят себе компании, в которых уже занимают статус лидера, к сожалению, не по положительным качествам, а наоборот. Как правило, такие подростки склонны к употреблению алкоголя, наркотиков, к проявлению антисоциальных поступков, табакокурению.

Некоторые исследователи акцентируют механизм подражания курящим родителям и другим взрослым. Возрастает вероятность курения подростками, если курят их отцы и старшие братья. Пример взрослых постоянно у них перед глазами. Подражание взрослым и одобрение сверстников способствуют приобщению подростков к курению. Кроме того, некоторые подростки начинают курить из – за давления сверстников, несмотря на то, что их семьи являются противниками табакокурения. Дети, выросшие в неблагополучных условиях, начинают курить раньше, чем дети из обычных семей, главным образом для того, чтобы приобрести больший вес в глазах сверстников [2. с. 401].

Главной задачей психолога является, как можно раньше увидеть и распознать причину проблемы ребенка и оказать своевременную помощь. Для профилактики проблем психического здоровья и социализации детей и подростков в нашей школе проводятся следующие мероприятия:

  • Психологические обходы классов с целью выявления психологического климата два раза в год.

  • Занятия с учащимися по профилактике психологического здоровья.

  • Мероприятия, посвященные здоровому образу жизни.

  • Акции «Мы за жизнь без наркотиков».

  • Неделя школьной психологии.

  • Индивидуальные и групповые занятия с учащимися на развитие познавательной активности.

  • Акции «Поменяй сигарету на конфету».

  • Оформление стендовой информации.

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности психологической службы сопровождения в системе образования.

Литература.

  1. Новикова, М. В. Психологическая помощь ребенку в кризисной ситуации /М. В. Новикова // Психологическая помощь ребенку в кризисной ситуации. – М., 2006. – С. 6 – 13.

  2. Реана, А. А. Психология подростка. /А. А. Реана // Психология подростка. «Трудный возраст от 11 до 18 лет». – СПБ., 2007. – С.401.




Заявка

на участие во Всероссийской научно – практической конференции

«Психолого – педагогическое сопровождение детей

в кризисных ситуациях»

Фамилия, имя, отчество автора (соавторов)

Сопова Наталья Ивановна

Название статьи

Дети и подростки в социально неблагополучных условиях: проблемы психического здоровья и социализации»

Номер и название секции

Секция № 2 Социально – педагогическое сопровождение детей и подростков в образовательном процессе.

Количество страниц

3

Место работы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Щигры Курской области»

Должность

Педагог - психолог

Ученая степень, ученое звание

нет

Контактные телефоны

Раб. 4 – 44 – 13, моб. 89207080218

E-mail

[email protected]

Количество дополнительных экземпляров сборника

1

Нужен ли сертификат участника конференции (да, нет)

Да.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!