Дети и подростки в социально неблагополучных условиях: проблемы психического здоровья и социализации.
Н. И. Сопова
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 города Щигры Курской области».
В современном мире кризисы становятся скорее правилом, чем исключением. Каждый день люди узнают о войнах, конфликтах, убийствах и террористических актах. Столкновение с травматическими ситуациями вызывает у человека мощнейший психологический кризис, последствия которого могут тянуться многие годы. Все это особенно актуально и в отношении детей.
В ситуации, когда семья ребенка и социальная среда вокруг него неблагополучны, когда существует риск потери здоровья, жизни, нормальных условий для полноценного развития, ребенок также сталкивается с кризисами, вызванными травмами, утратами, разлуками. Находясь зачастую в нестабильном состоянии возрастного кризиса, ребенок особенно тяжело переживает последствия травматических ситуаций насилия, брошенности, отвержения [ 1. с. 6 ].
Дети и подростки, воспитывающиеся в социально неблагополучных условиях, - это как правило, дети впоследствии с антисоциальным, девиантным поведением, дезадаптацией как в социальной среде, так и в школе.
По утверждению большинства психологов, все проблемы идут из детства. В данном случае они начинаются уже в начальной школе и проявляются в виде дезадаптации, низкой мотивации к обучению, низкой познавательной активности. Как правило, эти дети занимают в классе статус изолированного из – за проблем в отношении с одноклассниками, так как эмоциональный фон таких детей очень слабый и в большей степени проявляется в виде агрессии по отношению к окружающим. Таким образом, ребенок в качестве проекции переносит отношения к себе на окружающих.
И в такой ситуации психологу важно оказать необходимую помощь и поддержку нуждающимся в этом детям. Необходимо наблюдение за детьми в течение всего учебного года и в дальнейший период обучения. Очень важно вовремя провести индивидуальные беседы, групповые беседы в классе с одноклассниками. В таких случаях важна совместная работа психолога и учителя. Нужно говорить детям о необходимости проявления к одноклассникам таких качества как «лояльность» и «толерантность». Ведь только с помощью положительных качеств и эмоций в человеке можно развить положительные черты характера, помочь определить для себя жизненные ценности.
Психологу, работающему с ребенком или подростком, оказавшимся в кризисном периоде развития, важно знать особенности и типичные конфликты, характерные для того или иного возрастного кризиса. Неопределенные кризисы развития в сочетании с травматизацией могут превращаться в запущенные или выливаться в невротические, непоследовательные или агрессивные действия: побеги, убегание, вандализм, убийство или суицид.[ с.12-13]
Так и при несвоевременно оказанной помощи проблема психического здоровья и социализации может оказаться не только личной проблемой ребенка, но и социальной. Дети становятся подростками и самостоятельно пытаются найти выход из тех условий, в которых они воспитывались все это время. Они находят себе компании, в которых уже занимают статус лидера, к сожалению, не по положительным качествам, а наоборот. Как правило, такие подростки склонны к употреблению алкоголя, наркотиков, к проявлению антисоциальных поступков, табакокурению.
Некоторые исследователи акцентируют механизм подражания курящим родителям и другим взрослым. Возрастает вероятность курения подростками, если курят их отцы и старшие братья. Пример взрослых постоянно у них перед глазами. Подражание взрослым и одобрение сверстников способствуют приобщению подростков к курению. Кроме того, некоторые подростки начинают курить из – за давления сверстников, несмотря на то, что их семьи являются противниками табакокурения. Дети, выросшие в неблагополучных условиях, начинают курить раньше, чем дети из обычных семей, главным образом для того, чтобы приобрести больший вес в глазах сверстников [2. с. 401].
Главной задачей психолога является, как можно раньше увидеть и распознать причину проблемы ребенка и оказать своевременную помощь. Для профилактики проблем психического здоровья и социализации детей и подростков в нашей школе проводятся следующие мероприятия:
Психологические обходы классов с целью выявления психологического климата два раза в год.
Занятия с учащимися по профилактике психологического здоровья.
Мероприятия, посвященные здоровому образу жизни.
Акции «Мы за жизнь без наркотиков».
Неделя школьной психологии.
Индивидуальные и групповые занятия с учащимися на развитие познавательной активности.
Акции «Поменяй сигарету на конфету».
Оформление стендовой информации.
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности психологической службы сопровождения в системе образования.
Литература.
Новикова, М. В. Психологическая помощь ребенку в кризисной ситуации /М. В. Новикова // Психологическая помощь ребенку в кризисной ситуации. – М., 2006. – С. 6 – 13.
Реана, А. А. Психология подростка. /А. А. Реана // Психология подростка. «Трудный возраст от 11 до 18 лет». – СПБ., 2007. – С.401.
Заявка
на участие во Всероссийской научно – практической конференции
«Психолого – педагогическое сопровождение детей
в кризисных ситуациях»
Фамилия, имя, отчество автора (соавторов) | Сопова Наталья Ивановна |
Название статьи | Дети и подростки в социально неблагополучных условиях: проблемы психического здоровья и социализации» |
Номер и название секции | Секция № 2 Социально – педагогическое сопровождение детей и подростков в образовательном процессе. |
Количество страниц | 3 |
Место работы | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Щигры Курской области» |
Должность | Педагог - психолог |
Ученая степень, ученое звание | нет |
Контактные телефоны | Раб. 4 – 44 – 13, моб. 89207080218 |
E-mail | [email protected] |
Количество дополнительных экземпляров сборника | 1 |
Нужен ли сертификат участника конференции (да, нет) | Да. |