Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
городского округа «Город Калининград»
«Детская школа искусств им.Ф.Шопена»
Статья на тему:
«Дистанционный формат обучения
как новая социокультурная действительность при обучении
детей
на хореографическом отделении ДШИ»
Выполнила преподаватель, концертмейстер
Ракитина Елена Анатольевна
Калининград
2021
Дистанционное обучение детей в 2020 году явилось серьезным вызовом для преподавателей хореографических дисциплин на всех уровнях и этапах образования. Организовать работу учащихся хореографического отделения ДШИ им.Ф.Шопена оказалось делом не простым, ведь специфика обучения детей хореографии требует обязательного контакта с преподавателем.
Для дистанционного обучения по дисциплинам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Гимнастика» и «Танец» в качестве информационных платформ преподаватели выбрали Вайбер и ZOOM. Занятия проходили как в режиме он-лайн, так и оф-лайн. Вся информация о занятиях, полезные ссылки на видеоматериалы по предметам, была размещена в специально созданных для этого чатах дистанционного обучения. Контроль за выполнением заданий осуществлялся посредством фото и видеоотчетов в данных чатах.
Программа дистанционного обучения, разработанная преподавателями хореографического отделения, построена таким образом, чтобы у каждого ученика была возможность самостоятельно заниматься дома, а задания на освоение технически сложных и травмоопасных элементов (в том числе упражнения и комбинации на пуантах), которые необходимо проучивать под контролем преподавателя, в ней отсутствуют.
Наибольший акцент в задаваемом материале для детей 1-3 классов был сделан на балетной гимнастике. Данные упражнения имеют своей целью сохранить уже имеющуюся форму, а при большом желании достичь новых вершин в растяжке, гибкости, формировании подъема, укреплении мышц спины.
Учащиеся получали задания не только для практического выполнения, но и для общего кругозора в области хореографического искусства в целом. Например, очень полезным, по мнению преподавателей отделения, являются просмотры балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица»; знакомство с выдающимися хореографическими коллективами, солистами, завоевавшими мировую известность. Просмотр такого материала, а затем и написание отзыва об увиденном, обогащает учащихся знаниями об искусстве, о творчестве композиторов разных эпох, об особенностях музыкальных жанров, формирует у детей эмоциональную отзывчивость, содействует формированию творческой личности.
Нужно отметить, что дети очень ответственно подходят к выполнению дистанционных заданий, тем более, что одно из требований к занятиям – это соответствующий внешний вид учащихся: балетная форма, аккуратная гулька и соответствующая обувь (балетки, туфли для народного танца). Такой подход к домашним занятиям создает своего рода рабочую атмосферу, способствующую более продуктивной деятельности.
Конечно, дети хорошо справляются с программой дистанционного обучения, очень стараются, усердно трудятся, но нельзя забывать, что конечный результат проделанной работы в классе, репетиционной работы — это концертное выступление. Ведь свет рампы, аплодисменты и признание зрителей, восхищенные глаза родителей— вот ради чего дети так стараются на занятиях.
Именно публичные выступления на концертах, конкурсах, фестивалях являются мощнейшими мотиваторами, ради которых дети обучаются в музыкальных школах, школах искусств. Участие в публичных выступлениях закаляет волю, способствует развитию творческих резервов, помогает проявить артистизм, музыкальность. Кроме того, в концертных выступлениях — важнейший педагогический смысл, доминанта всего учебно-воспитательного процесса.
Несомненно, для детей, танцующих в образцовом хореографическом коллективе «Грация» (создан на базе хореографического отделения ДШИ им. Ф.Шопена г.Калининград), отсутствие выступлений — это определенный стресс, творческий голод. Ведь коллектив, созданный более 30 лет назад, является лауреатом многочисленных Областных, Всероссийских (в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Грозном, Казани) и Международных (Германия, Болгария, Польша, Литва, Латвия, Словакия) конкурсов. Дети из ансамбля «Грация» постоянно принимают участие в интересных городских, областных культурных проектах, выступая на концертных площадках Калининграда и Калининградской области. Каждый год дети выезжают за пределы области на международные или всероссийские конкурсы.
Безусловно, дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы, и при отсутствии возможности заниматься хореографией в традиционном формате, интерактивное обучение с использованием современных средств Интернет-технологий способно временно заменить очный формат уроков, поддержать связь «учитель-ученик» в этот сложный для дополнительного образования период.
Литература:
1.Демешко, Ю. Н. Значение концертной деятельности в творческой жизни детского хореографического коллектива / Ю. Н. Демешко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6933/
2.Фатхуллина, А. Г. Межкультурный диалог молодёжи в любительском музыкальном коллективе / А. Г. Фатхуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 890-892. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11204/
3. Макарова Е. А. Методическое пособие для студентов специальности «Культурология прикладная»/ Е. А. Макарова [Электронный ресурс]. URL // http://lib.podelise.ru/docs
4.Дистанционные уроки по хореографии: плюсы и минусы // Современные исследования в социально-гуманитарной сфере : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 сентября 2020г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 72-74. URL: https://apni.ru/article/1207-distantsionnie-uroki-po-khoreografii-plyusihttps://apni.ru/article/1207-distantsionnie-uroki-po-khoreografii-plyusi