Дневник педагогических наблюдений»
Пояснительная записка Подростковый возраст – это период, когда происходит бурные физические и психические изменения да еще, если они осложнены трудными жизненными ситуациями по той или иной причине. Что такое подросток, требующий особого контроля?
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. принимает за основу термит «дети в трудной жизненной ситуации», т.е. дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена, дети, которые не могут преодолеть трудности самостоятельно, не может преодолеть их и его семья. Поэтому такие дети и есть дети «риска», дети, нуждающиеся в социально-педагогической поддержке.
Всех детей группы «риска» сегодня мы охватить не можем, мы работаем с детьми с отклонением в поведении, т.е. с признаками дезадаптации, которые, прежде всего, нуждаются в социально-педагогической поддержке.
На таких детей и заводится «Дневник педагогических наблюдений» и регулярно заполняется, а иногда и вместе с учеником. Он поможет лучше узнать ученика, особенно его сильные и слабые стороны.
Цель: организация профилактической, социально-значимой деятельности учащихся и работа по укреплению, развитию и формированию личности.
Ведется «Дневник педагогических наблюдений» регулярно и переходит с учащимся из класса в класс.
СОДЕРЖАНИЕ ДНЕВНИКА
1. Титульный лист (обложка).
2. Содержание:
I раздел «Информационный лист» (информация о владельце);
II раздел «Педагогико – психологическая характеристика на учащегося» (характеристики на учащегося);
III раздел «Учебная деятельность» (творческие работы, направления активности);
IV раздел « Индивидуальная работа с учащимся» (план работы, акты, полезная информация).
Раздел I. Информационный лист.
Данные учащегося.
В этом разделе помещается информация, помогающая социальному педагогу и классному руководителю проанализировать личные данные учащегося.
Раздел II. Педагогико – психологическая характеристика на учащегося.
Характеристика на учащегося.
В этом разделе помещаются характеристики на ученика составленные классным руководителем и психологом школы. Информация, помогающая проанализировать ученика его характер, способности; результаты психологической диагностики.
Раздел III. Учебная деятельность.
Наблюдение за учебной деятельностью.
В данный разделе помещаются результаты наблюдений и учет успеваемости и посещаемости учащегося; а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной активности ученика.
Раздел IV. Индивидуальная работа.
Содержание работы.
В этом разделе помещен план и содержание работы с учащимся и его семьей.
_____________________________________________________________
Фамилия, имя
учащегося ____ класса ____ средней школы № 1
классный руководитель
Содержание | Стр. |
| |
Раздел I. «Информационный лист» | |
| |
Включает в себя личные данные учащегося | |
| |
Состав семьи | |
| |
Данные о родителях | |
| |
Раздел II. «Педагогико – психологическая характеристика на учащегося» | |
| |
Общие сведения об учащемся | |
| |
Направленность личности учащегося | |
| |
Волевые качества учащегося | |
| |
Эмоциональная сторона характера | |
| |
Особенности умственного развития учащегося | |
| |
Характеристика на учащегося составленная учителем | |
| |
Раздел II I. «Учебная деятельность» | |
| |
Учебная деятельность | |
| |
Оказание помощи в учебе со стороны родителей | |
| |
Учет посещаемости и успеваемости | |
| |
Ежедневное наблюдение | |
| |
Ведомость успеваемости и посещаемости по четвертям | |
| |
Любимые школьные предметы | |
| |
Раздел I V. «Индивидуальная работа» | |
| |
План работы с учащимся | |
| |
План работы с семьей | |
| |
Акты обследования жилищно - бытовых условий жизни семьи учащегося | |
Раздел I.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
ФИО ученика (цы) ______________________________________________________________
Класс _______________
Дата (число, месяц, год) и место рождения__________________________________________
Домашний адрес, домашний телефон, код подъезда _________________________________
Семья ребенка:
Мать______________________________________________________________________
(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
Отец ______________________________________________________________________
(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка:
Состав семьи, её структура:_______________________________________________________
Жилищно-бытовые условия ______________________________________________________
Взаимоотношения в семье ________________________________________________________
Наличие отклонений от норм поведения в семье _____________________________________
Культурный уровень семьи _______________________________________________________
Воспитательный потенциал семьи _________________________________________________
Группа здоровья ребенка, заболевания: _____________________________________________
Характер ребёнка _______________________________________________________________
Качества личности (положительные, отрицательные) _________________________________
Положение ребенка в коллективе__________________________________________________
Учебная деятельность:
успеваемость ___________________________________________________________________
уровень знаний _________________________________________________________________
мотивация обучения _____________________________________________________________
посещаемость уроков____________________________________________________________
способности к обучению _________________________________________________________
познавательный интерес _________________________________________________________
Трудовая деятельность:
наличие трудовых навыков _______________________________________________________
предпочитаемые виды труда ______________________________________________________
участие в трудовых делах ________________________________________________________
Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы _______________________
Круг общения (ФИ друзей):
в школе __________________________________________________________________________
вне школы _______________________________________________________________________
Относится ли к «группе риска» (с какого года)? _____________________________________
Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина) _______________
Состоял ли на внутришкольном учете (дата снятия с учета) ___________________________
Состоит ли в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина) ______________________________________________________________________
Состоял ли на учете в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата снятия с учета) ________________________________________________________________________
Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина)_____________________
Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних (дата, причина)_____________________
______________________
(год оформления карты)
______________________________ _________________
(ФИО классного руководителя) (подпись)
Раздел II.
ПЕДАГОГИКО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.Общие сведения об учащемся:
Физическое развитие, состояние здоровья, в частности нервной системы. Условия жизни и быт в семье, взаимоотношения членов семьи, отношение к учащемуся у семье. Выявление тех сторон семейного воспитания и быта, которые выясняет особенность личности учащегося. Наиболее существенные факты из биографии учащегося.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Направленность личности учащегося:
а) общественное лицо школьника, его стремление и идеалы.
б) интересы и склонности учащегося.
в) отношение учащегося к коллективу и самому себе.
г) отношение учащегося к учению и самому себе.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Волевые качества учащегося.
Целеустремленность, активность, инициативность. Настойчивость, как относится встречающимся трудностям, как их преодолевает. Дисциплинированность и степень ее сознательности.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Эмоциональная сторона характера:
Уровень эмоциональной возбудимости учащегося, сила и глубина эмоционального переживания, устойчивость чувств. Какое настроение преобладает: живость или вялость, быстрота или медлительность, темперамент.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Особенности умственного развития учащегося.
Как учится, понимает материал, излагаемый на уроках. Проявляет самостоятельность, критичность в суждениях и выводах. Умеет ли правильно выражать свои мысли в устойчивой письменной форме.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ХАРАКТЕРИСТИКА НА УЧЕНИКА
_____________________________________________________________________________________
Директор _______________ (ФИО)
Кл. руководитель_________________(ФИО)
МП
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Какое положение занимает учащийся в коллективе?
(лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)
Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим замечаниям?
(благожелательно, серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно)
Стиль отношений со сверстниками (спокойно-доброжелательный; агрессивный; неустойчивый; обособленный)
Пользуется ли авторитетом в коллективе?
(у большинства мальчиков, только у девочек, у небольшой группы, не пользуется
авторитетом)
Имеет ли друзей? (только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса, сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит)
В качестве кого участвует в школьных мероприятиях?
(инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, дезорганизатор, не участвует)
Как выполняет общественные поручения? (с удовольствием, хорошо, удовлетворительно,
плохо, уклоняется от поручений)
С кем чаще всего бывают конфликты? (с одноклассниками, учащимися других классов, учителями, родителями и родственниками)
Раздел III.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Параметры | Мнение ученика | Мнение родителей | Мнение учителя |
Предметы, изучаемый с удовольствием | | | |
Предметы, вызывающие трудности | | | |
Предметы, которые хотели бы изучать дополнительно | | | |
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В УЧЕБЕ СО СТОРОНЫ
РОДИТЕЛЕЙ
Параметры | Мнение ученика | Мнение родителей |
Полностью самостоятелен | | |
Оказывается эпизодическая Помощь (указать, по каким) | | |
Оказывается постоянная помощь | | |
УЧЕТ ПОСЕЩАЕМОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ
Например:
№ п/п | Предмет | Сентябрь |
3-8 | 10-15 | 17-22 | 24-29 |
1 | математика | 3 3 | | 2 3 н 3 | |
2 | чтение | | 2 н н 3 | | 4 2 н н 3 |
ЕЖЕДНЕВНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ Например:
Дата | Наблюдение | Меры, результат |
5.09.08 | Пришел в школу с невыученными уроками по математике. | Сообщение родителям через записку. |
ВЕДОМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТИ И ПОСЕЩАЕМОСТИ
ПО ЧЕТВЕРТЯМ
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
предмет | успев | пропуски | успев | пропуски | успев | пропуски | успев | пропуски |
математика | 3 | 26 | 3 | 16 | 4 | 0 | | |
русский язык | 3 | 26 | 4 | 16 | 4 | 0 | | |
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
за поведением учащегося за ________ месяц.
Дата | Проблема | Принятые меры |
| | |
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ.
№ | Содержание наблюдений | Не наблюдается | Иногда | Часто |
1 | Учебная деятельность: | | | |
2 | Взаимоотношения со сверстниками. Положение в классе: Отношение к другим детям: жестокое обращение со слабыми и младшими; пренебрежительное отношение к сверстникам; принадлежность к различным молодежным группам. | | | |
3 | Взаимоотношения со взрослыми. С учителями: С родителями: конфликтный характер; ложь; грубость, хамство. | | | |
4 | Проведение свободного времени: не занимается в кружках и секциях; проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице); употребляет спиртные напитки; курит; зарабатывает себе на жизнь; | | | |
5 | Отношения к труду, профессиональная ориентация. Выбор профессии (для старшеклассников): незнание своих возможностей и способностей; профессиональная неопределенность; неразвитость тех четырёх личности, которые необходимы для выбранной профессии. -
Отношения к труду: | | | |
6 | Поведение и поступки. В школе: В семье: Противоправные поступки: | | | |
Раздел IV.
ПЛАН РАБОТЫ С УЧАЩИМСЯ
Дата | Содержание работы | Результат |
| | |
Карта эмоционального состояния учащегося в школе
Факторная структура настроения
| доминирующее психическое состояние | противоположное психическое состояние |
весело | | |
грустно | | |
интересно | | |
неинтересно | | |
волнение | | |
спокойствие | | |
пассивность | | |
активность | | |
усталость | | |
бодрость | | |
радость | | |
огорчение | | |
раздражение | | |
равнодушие | | |
депрессия | | |
вдохновение | | |
Самое интересное в школе _____________________________________
Самое неинтересное в школе ___________________________________
Ситуация вызывающая беспокойство _____________________________
Утверждаю
Директор школы _______________
(ФИО)
АКТ
обследования жилищно-бытовых и семейных условий
от "____" _____________ 200 _ года.
несовершеннолетней ________________________________________________
Дата рождения ____________________________________________________
Проживающего по адресу___________________________________________
В присутствии ____________________________________________________
Проведено обследование жилищно-бытовых и семейных условий подростка.
Время проведения обследования: с_____ час ____ мин. до ____ час ___ мин
Обследованием установлено, что семья состоит из ______________________
Мать______________________________________________________________________________________________________________________________
Отец______________________________________________________________________________________________________________________________
и занимался_______________________________________________________
Заключение _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Обследование произведено в присутствии _________________________________________________________________
Подписи
ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ УЧАЩЕГОСЯ
Дата | Проблема семьи | Что сделано | Результат |
| | | |
| | | |
Утверждаю
Директор школы
______________
(ФИО)
Акт обследования
социально–бытовых условий жизни семьи
от «____» _____________ 200 _ года.
Мы, нижеподписавшиеся, члены комиссии в составе:
_________________________________________
_________________________________________
Социальный педагог ФИО
составили настоящий акт в том, что провели обследование социально-бытовых условий жизни семьи.
Семья ________________________________
Место жительства:
по прописке _____________________________________________
(постоянно, временно – нужное подчеркнуть)
фактически _____________________________________________
другие варианты регистрационного учета ____________________
__________________________________________________________
не состоит на учете _______________________________________
Социальный статус семьи:
(многодетная; приемная; студенческая; семья, где проживают родители (один из родителей) инвалиды 1 и 2 группы; семья, где родители (один из родителей) несовершеннолетние; семья, воспитывающая ребенка–инвалида; семья беженцев или вынужденных переселенцев; семья, где родители (один из родителей),безработные (состоят на учете в Центре занятости); семья, где родители (один из родителей) с алкогольной зависимостью; семья, где родители (один из родителей) с наркотической зависимостью.)
(подчеркнуть соответствующие варианты)
Благосостояние семьи:
(мобильный телефон; автомашина, иные транспортные средства; земельный участок, дача; гараж, погреб; холодильник; швейная машина; стиральная машина; телевизор; видео техника, аудио техника, компьютер, телефон, музыкальные инструменты; сельскохозяйственные машины с мотором, библиотека ( более 50 книг).
(подчеркнуть имеющееся имущество)
Характеристика жилого помещения:
(квартира улучшенной планировки, экспериментальная квартира, «Хрущевка», «Брежневка», полнометражная, квартира малосемейного типа со всеми удобствами, квартира малосемейного типа с частичными удобствами, комната в коммунальной квартире, частный дом с частичными удобствами или без удобств, частный дом со всеми удобствами, ветхое жильё, число комнат в квартире (в доме) _______ ).
(подчеркнуть соответствующие варианты)
Статус жилья:
(принадлежит Вашей семье на правах собственности (приватизировано или приобретено); является собственностью Ваших родственников; находится в муниципальной собственности (не приватизировано); принадлежит ведомству, предприятию; Вами снимается).
(подчеркнуть соответствующие варианты)
Размеры жилой площади, приходящейся на 1 члена Вашей семьи (меньше 7 м; 7-9 м; свыше 12 м)
Наличие отдельной комнаты для детей
(Да, Нет)
Санитарная культура.
(чистота помещения, наличие насекомых (блох, мух, тараканов и т. п.), свежесть воздуха, воздушно–тепловой режим, периодичность уборки помещения, наличие чистой одежды у детей, смены постельного белья и т. п.).
(подчеркнуть соответствующие варианты)
Экономическое положение семьи.
Указать основные источники доходов вашей семьи.
(подчеркнуть соответствующие варианты)
Заработная плата членов семьи
Отца (до 3 000 руб.; 3 000-5 000 руб.; свыше 6 000 руб.)
Матери (до 3 000 руб.; 3 000-5 000 руб.; свыше 6 000 руб.)
Пенсии (по возрасту, по потери кормильца, по инвалидности)
_________________________________________________________
Государственное ежемесячное пособие на ребенка, пособие по безработице; денежные выплаты (по опеке, приемной семье). Стипендии, алименты, другое (что именно)
______________________________________________________
Дополнительные источники:
(разовые приработки, разовые работы, постоянная дополнительная работа, доходы от подсобного хозяйства (садово-огородных участков (площадь участка ______, разведение птиц, скота и т. п.),
______________________________________________________________
материальная помощь родственников, доходы от сдачи имущества в аренду, другие ____________________________ , никаких источников дохода не имеем).
Оцените уровень ежемесячного среднего дохода Вашей семьи.
(за последние 3 месяца, т.е. сколько денежных средств приходится на одного члена семьи. Для этого суммируйте зарплату, премии, прибыли, пенсии, пособия, материальную помощь, случайные заработки и другие денежные поступления, затем полученную сумму разделите на количество членов в Вашей семье).
(до 300 руб., от 300 до 400 руб., от 500 руб. до 700 руб., от 700 руб. до 100 руб.,100 руб. до 1500 руб., от 2 000 руб. до 2 500 руб., от 3 000 руб. до 3 500 руб., от 4 000 руб. до 4 500 руб., свыше 5 руб.)
Реализация социальных льгот.
(какими льготами пользуется данная семья и на какую сумму в месяц, подчеркнуть соответствующие варианты)
жилищно–коммунальными льготами _______________________________ ;
льготами по оплате за содержание детей в ДОУ _____________________;
бесплатным школьным питанием __________________________________;
бесплатными лекарственными средствами __________________________;
льготами за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой ____.
Трудности и проблемы, которые волнуют семью.
(неудовлетворительное материальное положение (увеличение денежных доходов семьи); трудоустройство, смена работы, страх потерять работу; плохие жилищные условия (решение жилищного вопроса, смена жительства); проблема воспитания и образования детей; состояние здоровья детей; состояние здоровья взрослых членов семьи; наркомания членов семьи; алкоголизм членов семьи; личная безопасность семьи; отсутствие взаимопонимания в семье; предстоящие крупные расходы, приобретения).
Виды помощи, необходимые семье.
(материальная, решение жилищных проблем, медицинская, юридическая, социально–педагогическая, психолого–педагогическая, решение вопроса трудоустройства).
Заключение комиссии ___________________________________
«____» ____________ 200__ г. Подписи членов комиссии
( дата заполнения) ____________ / ФИО /