СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Два Владимира: созвучные мотивы в творчестве, общее в биографии Маяковского и Высоцкого

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 11 классе по теме: "Два Владимира", содержащий сопоставительный анализ творчества и фактов из биогрфии поэтов В. Маяковского и В.Высоцкого.  

Просмотр содержимого документа
«Два Владимира: созвучные мотивы в творчестве, общее в биографии Маяковского и Высоцкого»

Конспект урока литературы в 11 классе


Тема:

Два Владимира:

созвучные мотивы в творчестве, общее в биографии Маяковского и Высоцкого

Цели:

  1. Образовательные:

  • завершить формирование понимания основных мотивов в творчестве Владимира Маяковского в сопоставлении с творчеством Высоцкого;

  • обучать сравнительному анализу произведений разных поэтов, умению проводить литературные параллели;

  • ознакомить обучающихся с этапами жизни и творчества В. Маяковского и В.Высоцкого; провести исследование, найти аналогичные истории, факты из жизни двух великих поэтов.

  1. Развивающие:

  • формировать навыки конспектирования, анализа лирического произведения;

  • развивать мыслительно-речевую деятельность, умение анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли.

  • сформировать представление о творческой индивидуальности Маяковского (основные темы в творчестве, язык произведений, словотворчество, изобилие авторских метафор и другие особенности авторского почерка поэта).

  1. Воспитательные:

  • создать атмосферу для формирования нравственных основ мировоззрения обучающихся;

  • воспитывать уважение к литературному наследию России ХХ века через исследование, выразительное чтение произведений В.Маяковского и В.Высоцкого.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок - практикум

Содержание урока:

- выразительное чтение стихотворений;

- прослушивание аудио- и видеозаписей стихов поэтов, а также песен, написанных на их стихи;

- индивидуальные выступления обучающихся, раскрывающие факты, сыгравшие судьбоносную роль в жизни поэтов;

- работа над сопоставительным анализом произведений Маяковского (отрывка и поэмы «Во весь голос», стихотворений «Послушайте!», «Еду», «Сергею Есенину», «Письмо Татьяне Яковлевой») и Высоцкого («Лирическая», «Моя цыганская» («Эх, раз …»), «О поэтах и кликушах», «Последний приют»)

Оформление урока. Портреты Владимира Маяковского и Татьяны Яковлевой, Владимира Высоцкого и Марины Влади, портреты четы Брик;

Аудиозаписи песен «Мария» (А.Градский, отрывок из поэмы «Облако в штанах»), «Лиличка» (группа «Сплин»), «Лирическая»; распечатанные тексты стихотворений, листы с незаполненными таблицами, в которых (в ходе урока) при составлении сопоставительной характеристики обучающиеся должны записать общие темы и созвучные строки из произведений поэтов.

Ход урока

    1. Учитель читает стихотворение Валентина Гафта «Хулиган»

Мамаша, успокойтесь, он не хулиган.

Он не пристанет к Вам на полустанке.

В войну (Малахов помните курган?)

С гранатами такие шли под танки.


Такие строили дороги и мосты,

Каналы рыли, шахты и траншеи.

Всегда в грязи, но души их чисты.

Навеки жилы напряглись на шее.


Что за манера — сразу за наган?!

Что за привычка — сразу на колени?!

Ушел из жизни Маяковский–хулиган,

Ушел из жизни хулиган Есенин.


Чтоб мы не унижались за гроши,

Чтоб мы не жили, мать, по–идиотски,

Ушел из жизни хулиган Шукшин,

Ушел из жизни хулиган Высоцкий.


Мы живы, а они ушли Туда,

Взяв на себя все боли наши, раны.

Горит на небе новая звезда –

Ее зажгли, конечно, хулиганы.


    1. Организационный момент

Учитель: Ребята, я не случайно начала урок со стихотворения-посвящения советского и российского актера и поэта Валентина Гафта. В тексте упоминаются имена поэтов, о которых мы будем сегодня говорить. А еще обратите внимание на слово, которое часто звучит в стихотворении. (Это слово «хулиган»). В каком значении оно употребляется в данном контексте?

Предполагаемые ответы («Хулиган» здесь употребляется в значении «тот, кто способен на дерзкий, а при определенных условиях и героический поступок», «тот, кто не боится рушить рамки привычного, общепринятого»)

    1. Постановка цели

Учитель: Верно. Именно литературная «дерзость», желание быть предельно искренним со своим читателем (слушателем), выражать собственное мнение, зачастую противоречащее общественному, свойственно как для характеров, так и для творчества двух талантливейших поэтов 20 века - Владимира Маяковского и Владимира Высоцкого.

Сегодня мы завершаем изучение произведений Владимира Маяковского. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на один очень важный момент. Бытует мнение, что творчество Маяковского слишком особенно, слишком индивидуально и неподражаемо, поэтому у него не может быть последователей. Безусловно, Маяковский – это значимое, весомое и уникальное явление в литературе. Но все же утверждение, что у него нет продолжателей, можно попытаться оспорить. Наша задача – провести исследование и выполнить сравнительный анализ некоторых произведений, найти точки соприкосновения в творчестве и в биографиях двух поэтов, двух Владимиров.

    1. Работа над темой

Учитель: Разделимся на группы по 4 человека в каждой. Перед вами на столе распечатанные стихи Маяковского и Высоцкого (по 4 стихотворения каждого автора. см. ниже в таблице). В ходе урока вам нужно разобраться, в каких именно стихах выражаются схожие мысли и чувства, используются подобные стилистические приемы и языковые средства.

Ученик читает отрывок из стихотворения В.Маяковского «Послушайте!»

Учитель: Настоящей звездой и музой для Маяковского стала французская актриса русского происхождения Татьяна Яковлева. История их любви уникальна.

Ученик (заранее подготовленный) рассказывает об истории взаимоотношений Маяковского и Яковлевой («Цветы, которые спасли мне жизнь»: из воспоминаний Т.Яковлевой).

Учитель: Музой Владимира Высоцкого долгие годы была Марина Влади, его любимая женщина, также французская актриса русского происхождения. (Сообщение ученика об истории любви Высоцкого и Влади).

Учитель: Именно этой удивительной женщине поэт посвятил одно из самых лучших своих произведений – песню «Лирическая» (Звучит аудиозапись песни)

Прочитайте внимательно оба эти стихотворения, определите, какая тема объединяет оба текста, выделите созвучные фрагменты, выпишите в таблицу строки, выражающие одну и ту же мысль. Если возникнут вопросы, выносите их на общее обсуждение. Подобную работу, но уже самостоятельно, вам предстоит выполнить во второй части нашего занятия.

(Работа в группах)

Учитель: Во время изучения поэмы «Облако в штанах» мы прочли о любви лирического героя к девушке Марии. Вы уже знаете, кому была посвящена поэма. Вторую жизнь произведению дал известный российский композитор, рок-музыкант и исполнитель Александр Градский. Однажды во время интервью у Градского спросили, правда ли, что на стихи Маяковского невозможно написать музыку, на что он ответил: «Трудно, но возможно». Что из этого получилось, можете судить сами. Обратите внимание, насколько точно в песне передана экспрессия стихотворного текста. Наиболее яркие метафоры выпишите в тетрадь. (Включается видеозапись песни «Мария» в исполнении А.Градского)

Прочитайте, какие метафоры вы успели записать в тетрадь. (Обучающиеся зачитывают)

Учитель: Впоследствии и поэма «Облако в штанах» и другие произведения поэта Маяковского стали собственностью другой женщины, которая сыграла в его судьбе роковую роль. Какое имя вы услышали, кроме имени Мария в песне? (Слово Лиля звучало фоном). Верно. Имя этой женщины Лиля Брик, её называли «музой русского авангарда». Она имела сильное влияние на Маяковского. Известно о ее манипуляциях в литературной среде. Есть основания полагать, что Брик работала на советские спецслужбы и держала в поле своего зрения литераторов, интересующих сотрудников госбезопасности.

В своем исследовании «Почему не гаснут советские «звёзды» известный российский писатель и журналист Федор Раззаков говорит не только о политической роли Лили Брик и ее сестры Эльзы Триоле, но и возможной их эмиссарской миссии во взаимоотношениях людей искусства советской России и Франции.

Ученик выступает с сообщением по книге Ф.Раззакова:

«Писатель Разаков утверждает, что связь некоторых из этих людей (Брик, Арагон, Триоле) с советскими органами госбезопасности тянулась ещё с 20-х годов. Собственно, под это дело ГПУ и позволил Лиле Брик организовать в Москве аристократический салон (причём деньги были не только гэпэушные, но и В. Маяковского, который ни о чём не догадывался), где «столовались» не только многие видные деятели советской богемы, но и иностранцы, работавшие в столице.

…С конца 35-го по личному распоряжению Сталина именно Брики стали официальными наследниками памяти В. Маяковского, организовав его музей в Гендриковом переулке. Их деятельность на этом поприще продолжалась десятилетиями. В итоге к концу 60-х Лиля Брик продолжала содержать богемный салон-квартиру, только теперь уже по другому адресу: на престижном Кутузовском проспекте по соседству с гостиницей «Украина» Там «столовались» многие видные советские либералы, которые не догадывались (а может быть, и наоборот, поскольку сами были на крючке у КГБ) о том, что эта квартира находится «под колпаком» чекистов (таких салонов в Москве было несколько).

Представители писательского мира и мира кино были частыми гостями у Брик, все нити так или иначе вели к нему. Посетителем салона был режиссер Юткевич, снявший Влади в главной женской роли в фильме «Сюжет для небольшого рассказа». Через Мрину Влади, которая была, к тому же, коммунисткой, можно было следить и за «неблагонадежным» Высоцким, который искренне и глубоко любил Марину. Так, один и то же человек – Лиля Брик – держал «на мушке» двух поэтов: Маяковского и Высоцкого. И это еще один факт, который объединяет судьбы двух Владимиров.

Учитель: Что еще объединяет поэтов?

Ученики:

- И Маяковский, и Высоцкий снимались в кино.

- Высоцкий играл Маяковского в спектакле «Маяк» театра «На Таганке».

- И Маяковский, и Высоцкий предпочитали живое общение с читателями (зрителями).

- Общие темы и мотивы в творчестве.


    1. Практическая работа (закрепление)

Учитель: Хорошо, ребята. Именно поиском общих тем, мотивов и выразительных средств мы сейчас и займемся. Возвращаемся к карточкам со стихами, анализируем произведения, обсуждаем в группах и заполняем таблицу и представляем результаты нашего исследования.


(В итоге должно получиться следующее)


Тема: О любви

В. Маяковский. Из «Письма Татьяне Яковлевой»


….Иди сюда,

иди на перекресток

моих больших

и неуклюжих рук.

Не хочешь?

Оставайся и зимуй,

и это

оскорбление

на общий счет нанижем.

Я все равно

тебя

когда-нибудь возьму —

одну

или вдвоем с Парижем.

В. Высоцкий. Из «Лирической»

Пусть на листьях не будет росы поутру,
Пусть луна с небом пасмурным в ссоре, -
Все равно я отсюда тебя заберу
В светлый терем с балконом на море.

В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно?
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно?

Украду, если кража тебе по душе, -
Зря ли я столько сил разбазарил?
Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
Если терем с дворцом кто-то занял!



Тема: Отношение к жизни

В. Маяковский. Из «Еду»

Вечер,
   поле,
      огоньки,
дальняя дорога, —
сердце рвется от тоски,
а в груди —
      тревога.
Эх, раз,
    еще раз,
стих — в пляс.
Эх, раз,
    еще раз,
рифм хряск.
Эх, раз,
    еще раз,
еще много, много раз…




В. Высоцкий. Из «Моей цыганской»

Я тогда по полю, вдоль реки.
Света - тьма, нет бога!
А в чистом поле васильки,
Дальняя дорога

…Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги все не так,
А в конце — подавно.
И ни церковь, ни кабак —
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята!

Эх, раз, еще раз, да еще много, много раз…

Тема: О поэтах

В.Маяковский. «Сергею Есенину»

Это время —

трудновато для пера,

но скажите,

вы,

калеки и калекши,

где,

когда,

какой великий выбирал

путь,

чтобы протоптанней

и легше?

Слово —

полководец

человечьей силы.

Марш!

Чтоб время

сзади

ядрами рвалось.

К старым дням

чтоб ветром

относило

только

путаницу волос.


Для веселия

планета наша

мало оборудована.

Надо

вырвать

радость

у грядущих дней.

В этой жизни

помереть

не трудно.

Сделать жизнь

значительно трудней.

В.Высоцкий. «О поэтах и кликушах»

…"Слабо стреляться?! В пятки, мол, давно ушла душа!"

Терпенье, психопаты и кликуши!
Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души.
На слово "длинношеее" в конце пришлось три "е",
Укоротить поэта! - вывод ясен, -
И нож в него, но счастлив он висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен!
Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр,
Томитесь, как наложницы в гареме!
Срок жизни увеличился, и, может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время!.
Да, правда, шея длинная - приманка для петли,
А грудь - мишень для стрел, но не спешите.
Ушедшие не датами бессмертье обрели,
Так что живых не слишком торопите!

Тема: Об отношении к собственному творчеству

В. Маяковский. Из поэмы «Во весь голос»

Слушайте,

товарищи потомки,

агитатора,

горлана-главаря.

Заглуша

поэзии потоки,

я шагну

через лирические томики,

как живой

с живыми говоря…

Мой стих дойдет

через хребты веков

и через головы

поэтов и правительств.


В.Высоцкий. «Последний приют»

…Ты помнишь, как я петь любил,

Как распирало грудь?

Теперь ни голоса, ни сил,

Чтоб губы разомкнуть.


И воскресают, словно сон,

Былые времена,

И в хриплый мой магнитофон

Влюбляется страна…


…За всё, чем дышишь и живёшь,
Зубами, брат, держись!
Когда умрёшь, тогда поймёшь,
Какая штука – жизнь!

Прощай! Себя я пережил
В кассете "Маяка".
Пусть песни, что для вас сложил,
Переживут века.


    1. Подведение итогов. По окончании работы выступают представители каждой группы, зачитывают выписанные строки, обращают внимание на созвучие мыслей и тем, а также анализируют художественные выразительные средства.

    2. Рефлексия. Учащиеся устно отвечают на вопросы:

- Что нового для себя вы открыли сегодня на уроке?

- Какое из прочитанных (или звучащих) на уроке произведений наиболее затронуло вас?

- Хотелось ли бы вам продолжить чтение произведений поэтов вне школы?

    1. Выставление оценок

    2. Домашнее задание: написать мини-сочинение «Почему так трудно быть поэтом?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!