МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВИЛЮЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
им. Н.С.СТЕПАНОВА»
Методическая разработка
Эффективные приёмы
по формированию читательской
грамотности у младших школьников
Автор:
Мальцева Луиза Романовна,
учитель начальных классов
МБОУ ВСОШ №3 им.Н.С.Степанова
Приемы формирования читательской грамотности
Мною были изучены различные приёмы формирования читательской грамотности. Я представлю вашему вниманию только некоторые из них. Возможно, многие знакомы вам. Однако, считаю, что их применение позволяет достигать планируемых результатов.
Приём — «Чтение с остановками». Одна из основных стратегий технологии критического мышления – чтение с остановками. Эта стратегия реализуется при следующих условиях:
1. текст не должен быть знаком учащимся;
2. текст заранее делится на части;
3. задания и вопросы к тексту формулируются с учётом иерархии уровней познавательной деятельности.
На стадии «вызова» проводится объяснение и прогнозирование возможного содержания рассказа по заглавию.
- Как вы понимаете название?
- По названию предположите, о чем будет произведение?
Стадия«осмысления содержания» предполагает чтение с остановками. Текст читается учителем или бегло читающими учениками вслух по частям, слушатели следуют за читающим, не забегая вперед, постепенно открывая строки рассказа.
-Как на ваш взгляд, будет развиваться сюжет дальше?
-Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
-Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Стадия «рефлексии» требует ответов на важные вопросы.
- Как вы понимаете финал рассказа?
- Почему рассказ так называется?
- Почему текст завершается многоточием?
- Как бы сложилась судьба героев, будь они реальны?
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Главное достоинство данного приема – развитие мышления, воображения и речи учащихся.
Однако, есть и трудности применения данного приема:
Во-первых, использование приема «чтение с остановками» требует от учителя отличного знания текста.
Во-вторых, учитель должен продумать заранее, где при чтении текста будут делаться остановки.
В-третьих, при таком чтении нет целостного восприятия текста. Поэтому после того, как текст был прочитан с остановками, его необходимо прочитать на уроке еще раз, уже полностью, чтобы восстановить его целостное восприятие.
В-четвертых, большие затраты времени, т.е. использовать для чтения с остановками объемные тексты нецелесообразно.
Таким образом, основная задача, которая стоит перед учителем, решившим использовать на уроке прием « чтение с остановками», - это развитие творческого мышления и воображения учащихся, а также развитие их речи. Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.
(Приложение 2)
Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Составить синквейн получается у всех.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).(Приложение 3)
Приём «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагаю ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно провожу фронтальную проверку точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. (Приложение 4)
Приём «Составление диафильмов по произведению».
Интересную работу мы проводили по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения.
Делаем так:
– по материалу прочитанного произведения составляем свой диафильм, продумывая содержание отдельных кадров;
– определяем количество кадров.
Готовые диафильмы представляются в классе.
(Приложение 5)
Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Цели:
- Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.
- Научить детей смело высказывать свои идеи "на людях".
- Научить детей фантазировать.
- Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.
- Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая.
- Оценить общую активность детей.
Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики высказывают любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
При использовании метода «мозговой штурм» необходимо придерживаться ряда правил:
Во-первых, ни в коем случае нельзя критиковать предложенные идеи младшими школьниками; строго запрещаются различные обсуждения и споры.
Во-вторых, приветствуются абсолютно все предложенные идеи младшими школьниками, даже фантастические.
В-третьих, обязательно должны поощряться те идеи, которые усовершенствуются, развиваются и комбинируются детьми.
В-четвертых, все идеи должны излагаться кратко; нельзя прерывать эстафету идей.
В-пятых, одной из главных целей должно быть получение большого количества идей.
Одним из важных условий проведения данного метода должно быть создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказать детьми идей из-за критики, привлечение специалистов разного профиля, склонность их к творческой работе.(Приложение 6)
Приём «Иллюстратор»
Иллюстрации к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению носят сюжетный характер.
Мною был опробован следующий прием детского иллюстрирования прочитанных текстов.
На одном из уроков я рассказала о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.
После этого предлагаю ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Так появляются картинные планы. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с удовольствием выполняют.
(Приложение 7)
Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы или после понравившегося произведения. Этот прием применяю и на уроках русского языка.Детям предлагаю написать продолжение истории из раздела или самому написать сказку или стихотворение. На уроке учащиеся зачитывают свои сочинения, очень ждут и с радостью делятся своими мыслями . В этих работах ценится именно полёт фантазии. (Приложение 8)
Приём «Создание кроссворда». Интересным заданием для творчества считаю составление кроссвордов. Эта работа повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценно воспринимать художественное произведение.
Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме, можно развивать навыки самостоятельной работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на отдельных листах или в тетрадях, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса.
(Приложение 9)
Приём «Продолжение произведения (придумывание конца)»
Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся. (Приложение 10)
Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
Толстые вопросы | Тонкие вопросы |
Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? | Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…? |
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
Технологии, используемые в работе
Технология критического мышления.
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.
1-й этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2-й этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3-й этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Игровая технология
Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.
• Драматизация.
Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство, притом же применяется во всех классах начальной школы.
При помощи драматизации образы произведения показываются в действии. Показ можно провести:
a. Только с помощью слова, т.е. в форме чтения по ролям и коллективной декламации;
b. Только средствами движения, т.е. в виде пантомимы;
c. Соединением движения и слова, т.е. в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается.
Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, предать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.
Называю возможные формы драматизаций:
– пальчиковый театр;
– кукольный театр;
– костюмированные представления по известным произведениям;
– музыкальные инсценировки;
– спектакли по собственным сценариям.
Драматизация – это особая форма перевоплощения в изображаемый образ. (Приложение 11)
• «Моделирование»
Это введение системы “заменителей” (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки книги.
Таким образом, моделирование позволяет:
– включить каждого ученика в процесс познания литературы как искусства слова;
– дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;
– создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями;
– поддержать интерес к художественной литературе;
– обогащать духовный мир ребенка;
– осознанно воспринимать художественные произведения.
• «Древо мудрости» - сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
(Приложение 12)
Примеры используемых заданий для формирования
читательской грамотности
В первую очередь данные приемы и технологии направлены на формирование навыков смыслового чтения. Предлагаю рассмотреть некоторые задания.
Проталинки. Ученику необходимо найти в тексте и вписать слова в предложенный отрывок.
Выбор.
Выбрать, подчеркнуть в тексте имена героев, олицетворение, сравнение, эпитеты.
Точное слово.
Найти слова, характеризующие героев, отражающие отношение автора.
Проверь себя.
Выполнить задания, составить список прочитанных произведений.
Соответствие. Задание на работу с незнакомыми, устаревшими словами. Ребенку необходимо прочитать устаревшие слова и словосочетания, определить их значение и закрасить смысловые пары соответствующим цветом.
Проба пера. Составление рассказа по предложению. На основе одного предложения, взятого из прочитанного ребенком произведения, нужно либо продолжить рассказ, либо восстановить события, которые были до. Здесь мы видим как работу с текстом, поскольку ребенку необходимо вспомнить, о чем шла речь в рассказе, так и развитие читательского воображения.
Диалог с автором текста. Ребенку предлагается ответить на поставленный вопрос, высказать свою точку зрения по смыслу текста, с которым он познакомился. Также он должен выбрать одну из пословиц, раскрывающих смысл рассказа, и доказать, почему подходит именно она. Еще одно интересное задание - палитра чувств. С помощью этого метода ребенок сможет проанализировать, как изменялось состояние героя, в какой последовательности и почему одно чувство сменялось другим.
(Приложение 13)
В 1 классе:
сначала учу обучающихся различать группы предложений и текст, затем развиваю у обучающихся умения находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. На начальном этапе обучения список вопросов прилагается. Постепенно обучающиеся овладевают умением задавать вопросы без опорных слов. Если дети будут понимать смысл вопросов, сами научатся их формулировать, то найти ответ на вопрос, заданный в явном виде не составит для них сложности. (Приложение 14)
Во 2 классе выделяю следующие ключевые умения читательской грамотности:
определение темы текста; установление последовательности событий;
понимание информации, представленной в неявном виде (например, нахождение в тексте примера, доказывающего приведённое утверждение).
Во 2-4 классах продолжается работа по формированию умения составлять вопросы. Но если в 1 классе составляются вопросы, ответ, на который легко можно найти в тексте, то со 2 класса поощряются проблемные вопросы, для ответа на которые необходимо рассуждать.
Часто использую в своей практике самостоятельное изучение детьми произведений. Вначале дети читают произведение в парах, объясняют друг другу непонятные слова, опираясь на контекст либо пользуясь толковым словарём. Затем в процессе проверки работы приходят к единому мнению о значении слов. Далее ведется работа над пониманием содержания текста, которая организуется таким же образом по заранее подготовленным учителем вопросам. Обучающиеся не только отвечают на вопросы, но и приводят доказательства с опорой на текст. Во 2 классе начинается работа по формированию умению устанавливать причинно-следственные связи. Первоначально предлагаются уже выделенные события, необходимо только установить причину и следствие. В дальнейшем обучающиеся самостоятельно выстраивают всю цепочку рассуждений. (Приложение 15)
В 3-4 классах ведётся работа над формированием следующих ключевых умений читательской грамотности: составление плана текста, понимание информации, представленной в виде таблицы, высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном произведении.
Работа над текстом проходит в четыре этапа.
I этап. Ученик выделяет главные ключевые слова в абзацах.
II этап. Определяет главную мысль («О чём говорится?») и второстепенные мысли ( «Что именно об этом говорится?» )
III этап. Взаимопроверка.
IV этап. Рефлексия.
Для работы детям выдаются: алгоритмы действий, карточки для индивидуальной работы и карточка для самопроверки главных слов
Использование в образовательном процессе цифровой образовательной среды, ресурсов интернет-платформ и онлайн-сервисов
Тексты на всех уроках являются предметом обсуждения, исследования и анализа. Работу с несплошными текстами на уроках русского языка провожу с использованием ресурсов образовательной платформы
«ЯндексУчебник». Задания в тематической подборке «Просто космос! Формируем читательскую грамотность» помогают детям учиться работать с информацией: понимать и использовать прочитанное, соотносить информацию со своим опытом и знаниями и интерпретировать её.
Например, задание для 1 класса «Изучи рисунок полёта ракеты с Дезиком и Цыганом. Составь план полёта и приземления собак»
Задание для обучающихся 3 класса «Атмосфера солнца. Рассмотри картинку, она поможет понять текст. Прочитай его, а потом выполни задания
Организуя работу с несплошными текстами на уроках литературного чтения на образовательной платформе «Мобильное электронное образование» («МЭО»), использую следующие приемы:
«Перетаскивание в таблицу»
«Установи соответствия»;
«Озвучиваем схемы»
«Восстанови порядок событий»
В чтении, интерпретации, составлении таблиц, графиков, диаграмм, схем на уроках математики применяю интерактивные карточки-задания на образовательной платформе «Учи.ру»
В содержание одного раздела соблюдается принцип усложнения заданий, поэтому задания следующей карточки предполагают использование данных из предыдущей таблицы.
Для формирования способности оценивать прочитанную информацию с точки зрения правильности, полноты, соответствия поставленной учебной задаче на уроках математики, использую интерактивные карточки «Анализ диаграмм и графиков», используя приемы «Верные и неверные утверждения», игра «Да, нет-ка».
При изучении курса «Окружающий мир» обучающиеся сталкиваются с научно-познавательными текстами, насыщенным и научными понятиями, терминами, сведениями, фактами. Вопрос, как научить детей читать научные тексты на уроках окружающего мира рационально и с пользой для себя, интересует меня давно. Возникла идея научить детей осознанно читать научные тексты через преобразование информации из одной формы в другую. Преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит освоение текста.
Приём «Сводная таблица». Например: при изучении темы «Жилище человека» (2 класс) по иллюстрациям учащиеся сравнивают различные виды жилищ; выделяют их отличительные признаки и заполняют в таблице линии сравнения: Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
Таблица «Что? Где? Из чего? Почему?»
Что? | Где? | Из чего? | Почему? |
Изба | Россия, Украина, Белоруссия | Брёвен | Наличие леса |
Сакля | Кавказ | Камень или глина | Отсутствие леса |
Чум | Сибирь(малые народы) | Береста, оленьи шкуры | Кочующий образ жизни |
Вигвам | Северная Америка | Стволы деревьев, ветки, кора, циновки | Наличие леса |
Сплошные тексты не прерываются включёнными таблицами, схемами, иллюстрациями и пр. Это тексты разных типов (повествование, описание, рассуждение) и жанров (рассказы, стихи, сказки, статьи, сочинения). На образовательной платформе «Российская электронная школа» представлены видеоматериалы, познавательные фильмы, по изучаемым темам учебных предметов.
Заключение
Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг, не видят пример родителей с книгой и т.д.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.
Задача моя как учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки.
Анализ результатов выполнения обучающимися 2 класса итоговой контрольной работы по читательской грамотности в конце 2019 года показал, что у обучающихся только на 25% сформированы все три группы читательских умений: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации.
Анализ результатов выполнения обучающимися 3 класса контрольной работы по читательской грамотности в конце 3 –ей четверти 2020 года показал уровень сформированности всех трех групп читательских умений: общее понимание и ориентация в тексте, глубокое и детальное понимание содержания и формы текста, использование информации из текста для различных целей.
В таблице представлены результаты 2 а класса 2023-24 учебного года по всем трём группам читательских умений.
Группы умений | Значение по классу от общего числа обучающихся |
Общее понимание и ориентация в тексте | 45% |
Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста | 30 % |
Использование информации из текста для различных целей | 25% |
Анализ результатов выполнения обучающимися 3а класса контрольной работы по читательской грамотности за 1-ое полугодие 2024-2025 учебного года показал, что у обучающихся вырос уровень сформированности всех трех групп читательских умений: общее понимание и ориентация в тексте, глубокое и детальное понимание содержания и формы текста, использование информации из текста для различных целей.
В таблице представлены результаты этого 3 класса 2024-25 учебного года по всем трём группам читательских умений.
Группы умений | Значение по классу от общего числа обучающихся |
Общее понимание и ориентация в тексте | 60% |
Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста | 40 % |
Использование информации из текста для различных целей | 45% |
Уровни достижений | Значение по классу |
Достигли базового уровня | 45 % |
Достигли повышенного и высокого уровня | 55 % |
Анализ проблем младших школьников в диагностической работе по читательской грамотности говорит о том, что детей нужно учить:
различать свой личный опыт и реальность текста;
отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
переформулировать вопрос и сообщения текста;
использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
выражать свои мысли письменно.
Результатом работы считаю – повышение качества знаний, стремление к
чтению, умение применять приемы анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать.
При проверке техники чтения у детей в 3 классе за 1 полугодие были выявлены результаты:
Справляются – 85 % учащихся
Правильно читают -65% учащихся
Эмоционально читают – 56 % учащихся
Со 2 класса учащиеся заводят читательские дневники, в которые записывают названия прочитанных книг в домашних условиях.
Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения: по результатам анкетирования 55% учащихся класса самым любимым школьным предметом назвали литературное чтение.
Из практики работы следует понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика. Опыт показывает, что целенаправленная работа над формированием этих действий существенно повышает результаты учеников.
Продуманная и целенаправленная работа над формированием читательской грамотности позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Разнообразные и увлекательные задания помогают детям освоить эффективную работу с текстами, научиться не только быстро читать, но также понимать, запоминать и анализировать прочитанное. Таким образом, выпускники начальных классов подготовятся к освоению программы средней школы. Они получат качественную базу для дальнейшего обучения и смогут успешно пройти все необходимые испытания.
Список литературы
Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2010.
Кузнецова М.И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006 // Вопросы образования. – 2009. – № 1 – с. 107-136.
Лутошкина В.Н., Плеханова Е.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие. – Красноярск. – 2012.
Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И.Д. Фрумина. – М.: Изд. дом. Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 284 с.
Пинская М.А. Анализ учебных пособий для начальной школы // Вопросы образования. – 2009. – №1. – с. 137-162.
Пинская М.А., Тимкова Т.В., Обухова О.Л. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников? По материалам анализа результатов PIRLS-2006 // Вопросы образования. – 2009. – №2 – с. 87-108.
Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
Результаты мониторинга качества начального образования в образовательных организациях Саратовской области в 2014-2015 учебном году: Сборник аналитических материалов/ Отв. редактор А.А. Иванов, – Саратов: ГАУ СО «РЦОКО», 2015. – 88 с.
Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – № 4. – с. 240-267.
Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15 летних школьников // Вопросы образования. – 2011. – № 2. – с. 123-150.
Приложение 1
Приложение 2
Чтение с остановками
В. Астафьев «Приёмыш».
Данный текст разделила на три части и к каждой из них приготовила вопросы.
1.Стадия вызова
- Как вы понимаете название?
- По названию предположите, о чем будет рассказ?
2.Стадия «осмысления содержания»
Чтение первой части рассказа.
-Какие события могут произойти в описанной обстановке?
Второй смысловой отрывок предполагает вопросы:
-Как на ваш взгляд, будет развиваться сюжет дальше?
-Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
-Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
После третьей заключительной части зададим вопрос:
- Что будет с героем после событий рассказа?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его?
Стадия «рефлексии»
- Как вы понимаете финал рассказа?
- Как бы сложилась судьба героев реальной жизни?
- Какие проблемы поднимает автор и какова его позиция?
П.Ершов « Конёк – горбунок»
1.Стадия вызова
- Как вы понимаете название?
- Как вы понимаете слово « гобрунок»?
- По названию предположите, о чем будет сказка?
2.Стадия «осмысления содержания»
Чтение начала сказки.
- Как начинается сказка?
- Докажи, что так начинаются многие русские сказки.
- Вспомни, как называется этот прием?
Чтение 1 части.
- Как будут развиваться события дальше?
- Кто сможет поймать вора?
Чтение 2 части.
- Сможет ли средний брат поймать вора?
Чтение 3 части.
-Действительно ли Иван оказался дураком?
- В каких сказках герой поступает так же?
Чтение 4 части.
- Предположи, что сделают с конями Данило и Гаврило?
Чтение 5 части.
- Как поступит главный герой?
Стадия «рефлексии»
- Чем закончилась сказка?
- Как вы относитесь к поступкам братьев?
- Что может происходить в реальной жизни?
-Расскажите эту историю от лица Ивана.
Приложение 3
Приём «Синквейн».
Дети
Прекрасные, озорные.
Играют, шалят, радуют.
Цветы нашей жизни.
Радость.
Дом
Большой, красивый
Защищает, греет,
Нужен всем людям
Убежище
Родители
Добрые, заботливые
Трудятся, заботятся, оберегают
Мы любим наших родителей
Семья
Книга
Мудрая, полезная.
Читаем, узнаём, советуем.
Книга – лучший друг.
Библиотека.
Каникулы
Весенние, летние…
Отдыхать, гулять, рисовать….
Перерывы в занятиях в течение учебного года….
Отдых
Приложение 4
ВОПРОСНИК
В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип»
Как стрижонок появился на свет и что он увидел?
Где происходят события?
Почему первая капля досталась именно Скрипу?
За что ему досталось от мамы-стрижихи?
Почему у птенцов не было отца?
Какой была матерью стрижиха?
Что с ней случилось?
Как стрижатам удалось выжить?.
Как Скрип научился летать?
Кто является врагами стрижей?
Что уносят с собой стрижи?
Приложение 5
Приём «Составление диафильмов по произведению».
Приложение 6
Приём «Мозговой штурм»
Возможные темы мозгового штурма для детей младшего школьного возраста.
Примеры:
1. Как спасти бездомных собак и кошек от голода?
2. Как можно измерить длину всех рек на земном шаре?
3. Как обезопасить пешеходов от падающего с крыши снега и сосулек?
4. Как помочь людям на улицах города летом от невыносимой жары?
5. Как сделать так, чтобы дети никогда не ссорились с родителями?
6. Как можно спасти растения от наводнения?
7. Что можно рисовать на стене?
8. Как размешать сахар в чае без ложки?
9. Как быстро остудить кипяток?
10. Что произойдет, если исчезнет ветер?
11. Придумайте свой город будущего.
12. Что произойдет, если уничтожить всех комаров?
13. Как спастись Колобку? Что ему надо сделать?
14. Как мышке спастись от кошки?
15..Как можно поздороваться человека?
16. Как обеспечить посещаемость школы?
17. Численность людей на Земле увеличивается. Уже на всех не хватает мест, а воды и еды. Что делать?
18. Как достать верхушки дерева?
19. Как пройти в класс, не открывая ни одну из дверей?
20. Как украсить комнату к празднику?
21. Что необходимо положить в кашу, чтобы она стала очень вкусной?
22. Куда в классе можно спрятать телефон?
23. Куда летят облака?
24. Как можно найти самого умного человека?
25. Какие качества животных ты хотел бы иметь?
Задачи:
1. Вы уезжаете с родителями в отпуск на три недели. У вас есть комнатные цветы и их необходимо поливать. Что делать?
2. Как определить время, когда нет вокруг часов?
3. Что необходимо сделать, чтобы любимая игрушка никогда не терялась?
4. Перед вами стоит задача подготовить проект. Какие будут ваши действия?
Приложение 7
Приём «Иллюстратор»
Приложение 8
Приём «Написание творческих работ»
Приложение 9
Приём «Создание мультфильмов», «Раскрасок»
Приложение 10
Приём «Продолжение произведения (придумывание конца)».
Приложение 11
«Драматизация », «Инсценировки», «Кукольный театр»
Приложение 12
« Моделирование»