СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Экология и мы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглый стол посвещенный  экологическим проблемам.

Просмотр содержимого документа
«"Экология и мы"»

Тема урока: «Расовый и национальный состав населения»

Класс 10

Дата_______

Цель:

Создать условия для продолжения формирования у учащихся знаний о населении мира. Ввести понятия: «раса», «этнос». Познакомить учащихся с расовым и национальным составом населения мира.

Задачи:

1.Помочь учащимся понять особенности этнических процессов, различия между основными расами, переходными и смешанными расовыми группами, виды государств по особенностям национального состава.

2. Продолжать развивать навыки работы с текстовыми и картографическими источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей.

3. Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, уважение к человеческому обществу.

Оборудование: учебники, атласы.

Используемая литература: А.С. Бейсенова, К.Д. Каймулдинова, С.А. Абилмажинова, К.М. Баймырзаев, Ж. Достай «География. Общий обзор. Страны СНГ», Н.В. Алисов, И.М. Кузина.

Этап

Основной вид деятельности

Наглядность

Орг момент

Установка целей урока

Актуал. опорных

знаний

  1. Анализ тестовых вопросов темы: «Население»

  2. Работа с разноуровниевыми карточками.

  3. Фронтальный опрос

- Каковы особенности половозрастной структуры населения?

- Какова возрастная структура населения мира?

- Каковы типы возрастной структуры населения?

- Почему в различных регионах формируются различные типы возрастной структуры населения?

- Что вы можете сказать о соотношении мужчин и женщин?

- Почему соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах различно.

Изучение новогоматериала

1. Понятие о расе. Расы - исторически сложившиеся группы людей, объединенные по схожим признакам (цвет кожи, волос и т.д.) внешнего облика. Антропогенные признаки формируются в результате адаптации в течении длительного времени к определенным природным условиям.

- Какие расы вам известны? (европеоидная, монголоидная и экватор)

- Эти расы делятся на ветви.

2.Работа с тестом учебника. Откройте учебник на стр. 116., таб. 13.

- На какие ветви делятся европеоидная (северные и южные), монголоидная (азиатские и американские), экваториальная (африканские и австралийские) расы?

- Какие ещё расовые группы называются в таблице?

(переходные и смешанные)

1. Переходные расовые группы сформировались на границе ареалов проживания больших рас: эфиопы (европеоидная и экваториальная), малагасийцы (монголоидная и экваториальная);

2. Смешанные расовые группы сформировались в XVI-XVIIIвв. и позднее в результате смешивания различных рас (смешанные браки): мулаты, метисы, самбо.

- Что такое этнос?

3. Понятие об этносе.

Этнос (народ) - исторически сложившееся сообщество людей, обладающих единым национальным сознанием, объединённых на основе единого языка, территории, характера хозяйства и культуры.

- В мире насчитывается 3 - 4 тыс. этносов, но только у 310 этносов численности превышает 1 млн. чел.

4. Работа с текстом учебника - Откройте учебник на стр. 119, схема 21. Какие этносы являются крупнейшими в мире? (китайцы, хиндустанцы, американцы и т.д.)

5.Виды государств по национальному составу:

1. Однонациональные (90% населения люди одной национальности)

2. Многонациональные: Индия - более 600 нац., Россия 100 нац.

Выделяют двунациональные: Бельгия - фламандцы и валлоны, Кипр - греки-киприоты и турки-киприоты, Канада - англо-канадцы и франко-канадцы.

Этногенез - процессы формирования и развития со времени происхождения национальностей до их исчезновения. (Л.Н. Гумелёв)

Этнические процессы (стр. 120):

1. Консолидация этносов;

2. Разъединение этносов;

Карты атласа



Таблица 13 учебника, рисунок 15 учебника

Политическ. карта Мира



Закрепление



Работа в группе.

1. Как повлияла природная среда на появление расовых признаков?

2.Укажите государства, в которых произошли события, связанные с национальными конфликтами.

3.Как можно объяснить тесную связь государственных и национальных проблем?

4.Существует ли национальная проблема в нашем государстве?

5.Существуют ли национальные проблемы в граничащих с Казахстаном государствах? Почему этот вопрос важный?

Индивидуальное задание.

  • проанализируйте таблицу 13 учебника. Сделайте выводы.

  • Ответить на вопросы:

-Что лежит в основе различий между человеческими расами?

Что следует понимать под этнической общностью?



Рефлексия

Упражнение: «Логическая цепочка»



Выставление оценок

Дом. задание

Текст параграфа 26

Творческое задание: «На основе средств массовой информации приведите примеры национальных конфликтов в современном мире. Что лежит в их основе и как их можно разрешить?»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!