Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс для углубленного изучения биологии " Занимательная биология " имеет чётко выраженную предметную направленность. В единстве с основным школьным курсом биологии элективный курс будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри- и межпредметная связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры .В соответствии с поставленными задачами структура факультативного курса " Занимательная биология " включает 5 основных тем: Многообразие растений; Особенности строения растений; Процессы в жизни растения; Времена года и растения;
Правда и вымысел о растениях;
Программа элективного курса направлена формирование у учащихся ценностного отношения к биологическим знаниям как к важнейшему компоненту естественнонаучной картины мира. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Содержание курса предполагает использование в учебном процессе межпредметных связей с курсами биологии, химии, географии, что способствует формированию системных знаний у школьников, пониманию взаимосвязи процессов и явлений. Программа элективного курса рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. В данной программе предусмотрено проведение двенадцать лабораторных работ, восемнадцать практикумов и восемь экскурсии.
Основные методики изучения биологии на данном уровне:
обучение через опыт и сотрудничество;
учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, обобщение знаний после завершения изучения крупных тем);
личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Формы и методы работы:
Словесный,
наглядные,
работа с текстом,
беседа,
Цель:
расширение и углубление знаний учащихся, полученных при изучении основного школьного курса биологии;
развитие общекультурных компетентностей учащихся;
формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению биологической науки.
Задачи :
создание условий для углубления и расширения знаний по биологии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;
формирование у учащихся ценностного отношения к биологическим знаниям как к важнейшему компоненту естественнонаучной картины мира;
развитие общекультурных компетентностей на основе внутри - и межпредметной интеграции биологии с другими учебными предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов;
формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой.
Ожидаемый результат
Учащиеся смогут использовать знания для объяснения особенности строения и жизнедеятельности растений и значение растений в природе и жизни человека
Учащиеся бережно относятся к природе.
Учащиеся смогут использовать знания для объяснения основных принципов построения простейшего эксперимента, правила оформления и представления исследовательской работы.
Учащиеся смогут использовать знания и прогнозировать, сравнивать, анализировать, оценивать свою деятельность и делать соответствующие выводы.
Защита научных проектов учащимися по теме:
Краткая история растения в символах, гербах.
Симметрия в мире растений.
Фотоальбом «Многообразие растении»
Лекарственные растения
Содержание программы
Вводное занятие (1 час)
Удивительный мир растений. Гиганты и пигмеи. Эксклюзивные экземпляры.
Тема 1. Многообразие растений ( 4 часа).
Разновидности растений по внешнему виду, месту произрастания, условиям существования, одноклеточные и многоклеточные растения, светолюбивые и теневыносливые, цветковые, культурные и дикорастущие. Флора. Растительность.
Признаки царства растений.
Роль растений в природе и жизни человека.
Растения своей местности; охраняемые растения.
Лабораторные работы.
1. Одноклеточные растения под микроскопом.
2. Рассматривание гербарных образцов растений разных отделов и классов.
3.Охраняемые растения."Красная книга".
Экскурсия в природу «Многообразие растений своего города и территории, прилегающей к нему»
Тема 2. Особенности строения растений (5 часов)
Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения. Гомологичные органы.
Видоизменения органов и их значение в жизни растений.
Лабораторные работы.
4.Семенные и споровые растения (на примере ветки сосны с шишками и семенами, вайи папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).
5. Строение семени двудольных и однодольных растений (на примере семени подсолнечника, пшеницы, яблони, др.)
6. Внешнее строение корней у проростков (гороха, фасоли, подсолнечника, пшеницы).
7. Зоны корня (роста, всасывания, проведения).
8. Внешнее строение листа.
9. Внутреннее строение листа.
10. Видоизменённые органы (корни, стебли, листья, цветки).
Тема 3. Процессы в жизни растения (15 часов).
Процессы жизнедеятельности в растительном организме.
Газообмен. Транспирация.
Растения и вода. Растения морей и пресных водоёмов.
Особенности питания. Автотрофы и гетеротрофы.
Рост и развитие растений.
Растения - паразиты. Растения - хищники. Симбиоз в растительном мире
Выделение. Рождение солнечного камня. "Слышат" ли растения?
Движение у растений. Цветочные часы.
Половое и бесполое размножение.
Расселение растений.
Лабораторные работы.
11.Наблюдение процессов дыхания и фотосинтеза.
12.Наблюдение процессов транспирации.
13.Наблюдение процессов передвижения органических и неорганических веществ по стеблю в листья и обратно.
Экскурсия в теплицу «Размножение растений»
Тема 4. Времена года и растения (4 часа)
Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.
Весенние первоцветы. Влияние абиотических факторов на растения.
Осенние явления. Период покоя в жизни растений.
Экскурсия в природу «Сезонные явления в природе»
Тема 5. Правда и вымысел о растениях (5 часов)
Легенды и предания о растениях.Живые барометры. Ядовитые растения. Меры безопасности и первая помощь при отравлениях.
Почему их так назвали? Симметрия в мире растений.
Растения в символах, гербах,
Календарно- тематическое план
№ п/п | Название темы | Вид занятия | Кол-во часов | Дата |
1. | Вводное занятие (1 час) | лекция | 1 | 1.09.2018 |
Тема 1. Многообразие растений ( 4 часа) |
2. | Разновидности растений по внешнему виду, месту произрастания, условиям существования, одноклеточные и многоклеточные растения, светолюбивые и теневыносливые, цветковые, культурные и дикорастущие. Флора. Растительность. Лабораторные работы. 1. Одноклеточные растения под микроскопом. 2. Рассматривание гербарных образцов растений разных отделов и классов. | лекция, лабораторная работа | 1 | 8.09.2018 |
3. | Признаки царства растений. Роль растений в природе и жизни человека. | лекция | 1 | 15.09.2018 |
4. | Растения своей местности; охраняемые растения. Лабораторная работа. 3.Охраняемые растения."Красная книга". | лекция, лабораторная работа | 1 | 22.09.2015 |
5. | Экскурсия в природу «Многообразие растений своего города и территории, прилегающей к нему» | экскурсия | 1 | 29.09.2018 |
Тема 2. Особенности строения растений (5 часов) |
6. | Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения. Лабораторные работы. 4.Семенные и споровые растения (на примере ветки сосны с шишками и семенами, вайи папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами). | лекция, лабораторная работа | 1 | 6.10.2018 |
7. | Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения. Лабораторные работы. 5. Строение семени двудольных и однодольных растений (на примере семени подсолнечника, пшеницы, яблони, др.) | лекция, лабораторная работа | 1 | 13.10.2018 |
8. | Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения. Лабораторные работы. 6. Внешнее строение корней у проростков (гороха, фасоли, подсолнечника, пшеницы). 7. Зоны корня (роста, всасывания, проведения). | лекция, лабораторная работа | 1 | 20.10.2018 |
9. | Гомологичные органы. Лабораторные работы. 8. Внешнее строение листа. 9. Внутреннее строение листа. | лекция, лабораторная работа | 1 | 27.10.2018 |
10. | Видоизменения органов и их значение в жизни растений. Лабораторные работы. 10. Видоизменённые органы (корни, стебли, листья, цветки). | лабораторная работа | 1 | 10.11.2018 |
Тема 3. Процессы в жизни растения (15 часов) |
11. | Процессы жизнедеятельности в растительном организме. | лекция, лабораторная работа | 1 | 17.11.2018 |
12. | Газообмен. Транспирация. Растения и вода. | лекция, лабораторная работа | 1 | 24.11.2018 |
13. | Лабораторная работа. 11.Наблюдение процессов дыхания и фотосинтеза. | лабораторная работа | 1 | 8.12.2018 |
14. | Лабораторная работа. 12.Наблюдение процессов транспирации. | лабораторная работа | 1 | 15.12.2018 |
15. | Лабораторная работа. 13.Наблюдение процессов передвижения органических и неорганических веществ по стеблю в листья и обратно. | лабораторная работа | 1 | 22.12.2018 |
16. | Особенности питания. Автотрофы и гетеротрофы. | лекция, практикум | 1 | 29.12.2018 |
17. | Растения - паразиты. | лекция, практикум | 1 | 12.01.2019 |
18. | Растения - хищники. | лекция, практикум | 1 | 19.01.2018 |
19. | Симбиоз в растительном мире | лекция, практикум | 1 | 26.01.2019 |
20. | Рост и развитие растений. | лекция, практикум | 1 | 2.02.2019 |
21. | Выделение. Рождение солнечного камня. "Слышат" ли растения? | лекция, практикум | 1 | 9.02.2019 |
22. | Движение у растений. Цветочные часы. | лекция, практикум | 1 | 16.02.2019 |
23. | Экскурсия в теплицу «Размножение растений» | экскурсия | 1 | 23.02.2019 |
24. | Половое и бесполое размножение. | лекция, практикум | 1 | 2.03.2019 |
25. | Расселение растений. | лекция, практикум | 1 | 9.03.2019 |
Тема 4. Времена года и растения (4 часа) |
26. | Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения. Весенние первоцветы. | лекция, практикум | 1 | 16.03.2019 |
27. | Влияние абиотических факторов на растения. | лекция, практикум | 1 | 6.04.2019 |
28. | Осенние явления. Период покоя в жизни растений. | лекция, практикум | 1 | 13.04.2019 |
29. | Экскурсия в природу «Сезонные явления в природе» | экскурсия | 1 | 20.04.2019 |
Тема 5. Правда и вымысел о растениях (5 часов) |
30. | Легенды и предания о растениях. | лекция, практикум | 1 | 27.04.2019 |
31. | Живые барометры. | лекция, практикум | 1 | 4.05.2019 |
32. | Ядовитые растения. Меры безопасности и первая помощь при отравлениях. | лекция, практикум | 1 | 11.05.2019 |
33. | Почему их так назвали? Симметрия в мире растений. | лекция, практикум | 1 | 15.05.2019 |
34. | Растения в символах, гербах, флагах. | лекция, практикум | 1 | 25.05.2019 |
Используемая литература:
1. Программа факультативных занятий по биологии для 6-х классов. " / авт.-сост. И. А. Дунаева. М.: Дрофа, 2009.
2. Риз И., Титтерингтон Р. Выращивание пряно-ароматических и лекарственных растений: Пер. А.Широковой.-М.:КРОН-ПРЕСС,2001.
Электронные ресурсы:
www.school-collection.edu.ru
http://www.prosv.ru
www.it-n.ru,
4. www.zavuch.info
5. www.bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
Учебно- тематическое план
№ п/п | Название темы | Количество часов по рабочей программе |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Многообразие растений. | 4 |
3 | Особенности строения растений. | 5 |
4 | Процессы в жизни растения. | 15 |
5 | Времена года и растения. | 4 |
6 | Правда и вымысел о растениях | 4 |
7 | Зачёт | 1 |
| Всего | 34 |