Формирование элементов финансовой грамотности младших школьников в урочной и неурочной деятельности
2 слайд «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах
3 слайд. Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы
4 слайд. Таким образом, необходимость формирования элементов финансовой грамотности детей в школах обусловлена тем, что современные дети младшего школьного возраста достаточно активно самостоятельно покупают товары.
То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности. Желание младших школьников получше узнать окружающий мир, любопытство, их стремление к яркому и необычному являются основой формирования базовых элементов их финансовой грамотности.
(5 слайд) В этом году я веду кружок «Финансовая грамотность» На занятиях кружка , главные герои это Гном Эконом и Скрудж
В своей работе использую следующие активные формы:
- экономическая игра,
- урок-проект,
-работа в группах и парах,
- ролевая игра.
(Слайд 6 )В нашей школе темы по «Финансовой грамотности» нашли отражение в финансовой игре в стране Шумляндия, гле дети зарабатывают деньги (умники) и тратят по своему желанию.
Важно помочь школьникам получить комплекс знаний и умений, которые помогут в дальнейшем решать финансовые вопросы, а именно:
- понимать природу и функции денег;
- уметь ценить деньги;
- уметь считать деньги;
- уметь экономить;
- уметь тратить деньги и жить по средствам;
- уметь возвращать долги;
- уметь делиться;
- уметь приумножать деньги.
(7 слайд) Занятия по фин грамотности тесно связаны с урочной деятельностью.На уроках окружающего мира рассматривают различные вопросы, связанные с финансовой грамотностью в таких темах, как «Зачем нужны автомобили?, Для чего нужна экономика? Зачем нужны деньги? Из истории денег».
(8 слайд)
На уроках математики учащиеся знакомятся с простыми задачами на определение количества товара, стоимости и цены.
(9 слайд)
На уроках русского языка часто использую пословицы, предлагаю учащимся прочитать начало пословицы, найти смысловой конец
(10 слайд)
На уроках литературного чтения с детьми обсуждаем ситуации, связанные с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации. Например, такие произведения, как «Муха — Цокотуха, «Сказка о царе Салтане», «Малыш и Карлсон», «Приключение Буратино», «Сказка о рыбаке и рыбке».
(11 слайд )
Проводили с ребятами конкурс рисунков «Деньги — это серьёзно».
Слайд 12 Для своих детей использую загадки о деньгах «Доскажи словечко», «Закончи верные утверждения».На переменах ребята играют в настольные игры, направленные на формирование финансовой грамотности - «Монополия», «Не в деньгах счастье».
Слайд 13В своей работе использую сайт хочумогузнаю.рф, где представлены комиксы, плакаты, видеоролики, интерактивные материалы, посвященные финансовым услугам. Для себя взяла игру-квест «Финансовые будни».
Широкий арсенал игр-квестов по финансовой грамотности представлен на сайте http://questigra.ru/finquest/.
Слайд (14) Получив основы финансовых знаний в начальной школе, детям будет легче и доступнее осваивать новые вершины экономики в средней, а затем и в старшей школе, что имеет важное значение для формирования и совершенствования личности человека – гражданина своей страны.
Чем раньше у детей будут сформированы базовые представления о финансовой стороне жизни человека, а на их основе - понятия, тем безболезненней будет их социальная адаптация во взрослом мире, тем легче будет осуществлен их профессиональный выбор в будущем, а общество получит более грамотных потребителей и производителей.