СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование жизненных компетенций

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ФГОС для детей с ОВЗ   четко выделяются взаимодополняющие компоненты: «академический» и «жизненная компетенция».  Из двух составляющих образования детей с ОВЗ ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Формирование жизненных компетенций»

Формирование жизненных компетенций

у детей младшего школьного возраста с ОВЗ

в условиях реализации ФГОС для умственно-отсталых детей


В ФГОС для детей с ОВЗ четко выделяются взаимодополняющие компоненты: «академический» и «жизненная компетенция». Из двух составляющих образования детей с ОВЗ ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся

Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.

Цель: введение ребенка в сложную предметную и социальную среду через индивидуально дозированное и систематически планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Процесс социализации крайне затруднен, прежде всего, тем, что у таких детей значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Все это осложняется и трудностями в общении. Ребенок с ОВЗ, вступая в различные

социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения

либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными

средствами, из-за чего и являются непродуктивными. С трудом формируется

умение пользоваться средствами речевого этикета, принятого в обществе.

Учащиеся испытывают затруднения при оформлении адекватного речевого высказывания, допуская ошибки в его правильности, точности, логичности, чистоте и уместности высказывания. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не были в тягость обществу и людям, с которыми им предстоит общаться.

Основным направлением работы является практическая подготовка детей к жизни. Поэтому содержание воспитания строится с учетом следующих принципов: − жизненная значимость;

− практическая необходимость.


При этом решаются следующие задачи:

  • дать детям знания и представления о различных объектах окружающей их жизни (транспорт, магазины, предприятия бытового обслуживания);

  • научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться этими объектами и их услугами;

  • сформировать устойчивые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе.

Главным показателем работы (прогнозируемые результаты) является то, что у детей появляется:

- желание посещать школу,

- находиться в коллективе детей,

- взаимодействовать друг с другом,

- общаться с другими детьми вне класса, даже вне школы,

- посильно принимать помощь специалистов,

- принимать участие в классных и общешкольных мероприятиях.


Таким образом, говоря о результатах мониторинга жизненной компетенции, необходимо вспомнить в том, что такое диагностика и что такое мониторинг.

Диагностика – это способ изучения процесса, явления и т.д. с целью выявления или установления состояния процесса, явления и т.д.

Мониторинг – это контроль или наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Мониторинг, который был разработан в нашей школе, дает возможность судить о сформированности поведенческих навыков воспитанников школы. Он разработан по пяти критериям, которые можно представить в виде таблицы 1.

Критериями служат наиболее значимые для воспитанников умения, которые необходимы им сейчас в условиях школы-интерната и будут значимы в дальнейшей самостоятельной жизни. Критерии следующие:


  • Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

  • Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.

  • Овладение навыками коммуникации.

  • Осмысление и дифференциация картины мира и ее временно-пространственной организации.

  • Осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.





  1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

  • Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов.

  • Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (очки, слуховой аппарат, кресло и т.д.)

  • Умение адекватно описать возникшую проблему со здоровьем или в учебном процессе и обраться за помощью (мне нельзя сладкое, мне не видно, мне не слышно и т.д.) Понимание ребенком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, а не стыдно и не унизительно.


  1. Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.

  • Овладение навыками самообслуживания (правил личной гигиены), стремление к самостоятельности и независимости в быту, помощи другим людям в быту.

  • Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка, приготовление еды, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание уюта и т.д.), предназначения и умения использовать окружающих в быту предметов и вещей.

  • Умение ориентироваться в пространстве помещения (группы, кабинета, школы, общежития, столовой, мест общего пользования).


  1. Овладение навыками коммуникации.

  • Умение получать информацию от собеседника и уточнять ее (задать вопрос, выразить свое мнение и т.д.)

  • Умение корректно выражать свои чувства (отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу, пожелание, опасение и т.д.), делится своими впечатлениями, воспоминаниями, перенимать жизненный опыт других людей.

  • Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт (не быть назойливым, быть благодарным и др.)


  1. Осмысление и дифференциация картины мира и ее временно-пространственной организации.

  • Умение адекватно вести себя в окружающем мире с точки зрения безопасности для себя и других, сохранять окружающую предметную и природную среду.

  • Умение осваивать, накапливать и упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира (экскурсии, путешествия и др.).

  • Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (соблюдение режима дня, выбор одежды по сезону и погоде, вымыть грязную обувь после прогулки и др.)


  1. Осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.

  • Умение вести себя в разных социальных ситуациях с людьми разного социального статуса (близкие в семье, учителя, ученики и сотрудники в школе, незнакомые люди в транспорте, магазине, гостях и др.)

  • Умение адекватно использовать принятые в обществе социальные ритуалы (выполнение поручений, обязанностей дежурного по классу, по столовой и др.)

  • Умения включаться в разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие. (Я – школьник, одноклассник, я – участник соревнований, я – сын (дочь), я – пассажир, я – покупатель и др.)


Инструкция о проведении мониторинга уровня развития жизненных компетенций у обучающихся (Таблицы 1,2,3)


Хотелось бы закончить словами: мы живем так, как можем, а они живут так, как мы им поможем. Это действительно так, ведь жизнь этих детей − в наших руках.















































Литература:

1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и

множественными нарушениями развития (программно-методические

материалы) / Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В.

/ Под ред. И.М. Бгажноковой. М., 2007.

2. Гаурилюс А.И. Динамика становления межличностных отношений и

представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся

начальных классов вспомогательной школы // Дефектология. 1995.

№2. С. 27-31.

3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические

рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной

отсталостью. М., 2007.

4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с

отклонениями в развитии: Практическое пособие. М., 2005.119




В федеральном государственном стандарте специального образования представлены два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента –

академический и жизненной компетенции.


Авторы стратегии модернизации содержания образования приводят следующие базовые жизненные компетенции, которыми должен овладевать современный школьник:

• Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности

• Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности

• Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности

• Компетентность в бытовой сфере

• Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включают в себя выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность) Мониторинг уровня социализации воспитанников

школы-интерната VIII вида.



Прежде чем говорить о результатах диагностики и мониторинга чего бы то ни было, необходимо разобраться в том, что такое диагностика и что такое мониторинг.

Диагностика – это способ изучения процесса, явления и т.д. с целью выявления или установления состояния процесса, явления и т.д.

Мониторинг – это контроль или наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Но в тоже время недопустимо определение стандарта воспитанности, которому должен соответствовать ребёнок. Так наши воспитанники не смогут достичь этого стандарта – и не по своей вине, а в силу сложных семейных обстоятельств и своего диагноза.

Необходимо разработать такой мониторинг, который бы позволил оценить усилия каждого ребёнка, даже плохо воспитанного, стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей.

Мониторинг, который был разработан в нашей школе, дает возможность судить о сформированности поведенческих навыков воспитанников школы. Он разработан по семи критериям, которые можно представить в виде таблицы (Приложение 1).

Критериями служат наиболее значимые для воспитанников умения, которые необходимы им сейчас в условиях школы-интерната и будут значимы в дальнейшей самостоятельной жизни. Критерии следующие:

  • сформированность навыков здорового образа жизни

  • социальная адаптация

  • сформированность коммуникативных навыков

  • учебная мотивация

  • социальная активность

  • сформированность навыков социальной адаптации

  • уровень усвоения нравственных норм и правил



I. Сформированность навыков здорового образа жизни:

«1» – не имеет представлений о правилах мытья рук, ног, тела; не знает правила чистки зубов

«2» – знает правила, но не имеет практических навыков

«3» – частичное знание правил и частичное выполнение практических навыков

«4» – знает правила, но не выполняет на практике

«5» – знает правила, но часто нарушает

«6» – знает правила, но иногда выполняет с замечаниями

«7» – знает последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, выполняет при частичном контроле со стороны педагога (присутствие)

«8» – знает, но выполняет по требованию (достаточно озвучить)

«9» – знает и выполняет самостоятельно

«10» – оказывает помощь товарищам



II. Социальная адаптация:

«1» – не имеет представлений о распорядке дня (не разделяет первую и вторую половину дня) и неадекватно реагирует на замечания

«2» – частично ориентируется в режиме дня, но на замечания реагирует неадекватно

«3» – частично ориентируется в режиме и адекватно реагирует на замечания

«4» – знает режим, но нуждается в постоянном контроле

«5» – ориентируется в режиме, но часто нарушает (опаздывает, отказывается выполнять что-либо)

«6» – избирательное отношение к режиму

«7» – знает режим, но нуждается в частичном контроле

«8» – знает режим, но иногда выполняет с замечаниями

«9» – знает и выполняет самостоятельно

«10» – осознанно соблюдает режим



III. Сформированность коммуникативных навыков:

«1» – ОНР, не всегда понимает обращенную к нему речь, словарный запас ограничен потребностями ребенка («дай», «на», «пи-пи», «ка-ка»)

«2» – понимает обращенную к нему речь, сквернословит, агрессивен по отношению к себе и другим, груб в общении

«3» – не всегда понимает смысл слов, отсюда часто сквернословит и нарушает правила коммуникативного поведения, не контактен

«4» – понимает обращенную к нему речь, контактен с детьми, но не выполняет известные правила коммуникативного поведения

«5» – понимает обращенную к нему речь, контактен с детьми и взрослыми, но правила коммуникативного поведения выполняет по своему усмотрению и в зависимости от ситуации

«6» – вежлив в общении, но может проявить негатив, если его «заденут»

«7» – вежлив в общении, доброжелателен, адекватно реагирует на замечания взрослых, но не детей

«8» – вежлив в общении, доброжелателен со всеми, адекватно реагирует на любые замечания

«9» – осмысленно употребляет вежливые слова, в общении не конфликтен

«10» – усвоены социальные нормы и правила культуры поведения



IV. Учебная мотивация:

«1» – полное нежелание ходить в школу, учиться, агрессивное отношение к педагогам и школе

«2» – отказывается от выполнения домашнего задания из-за нежелания делать что-либо

«3» – выполняет домашнее задание по настроению

«4» – отказывается от выполнения домашнего задания, столкнувшись с трудностями

«5» – выполняет домашнее задание как необходимость, которую нельзя избежать, при этом, не задумываясь о правильности

«6» – выполняет домашнее задание с помощью взрослого

«7» – выполняет домашнее задание, но с частичной помощью взрослого

«8» – пытается выполнить весь объем домашнего задания самостоятельно, но не качественно, отказывается от помощи

«9» – выполняет домашнее задание самостоятельно, но с ошибками

«10» – выполняет домашнее желание с желанием, пониманием, самостоятельно



V. Социальная активность:

«1» – неумение организовать свой досуг

«2» – является негативным лидером

«3» – безучастен к происходящему (не проявляет интереса к любым мероприятиям)

«4» – при наличии руководства стремится к пустому времяпрепровождению

«5» – может быть участником простых подвижных и настольных игр

«6» – организует свой досуг по рекомендации педагога без желания

«7» – организует свой досуг по рекомендации педагога с желанием

«8» – может организовать свой досуг, независимо от того, чем заняты другие дети

«9» – является активным участником происходящего

«10» – свободное время проводит с пользой для себя и других, целенаправленно, интересно, организует и побуждает к тому же других



VI. Сформированность навыков социальной адаптации:

«1» – отсутствие самостоятельности (не приучены складывать свою одежду, не умеет самостоятельно ухаживать за своими вещами, не принимает участия в наведении порядка в классе, раздевалке, не заправляет постель)

«2» – не сформирована потребность следить за внешним видом, отсутствие владения навыками аккуратного приёма пищи и культуры поведения за столом, не умеет аккуратно заправлять постель, не умеет дежурить

«3» – не различает чистые и грязные вещи, не умеет подобрать одежду по погоде, помощь взрослого не принимает, плохо заправляет постель, плохо дежурит

«4» – нет системы в содержании порядка в одежде, личных вещах, нет правильной последовательности действий при одевании, раздевании, приёме пищи и т.п.

«5» – с помощью взрослого подбирает одежду в зависимости от погоды, раскладывает, развешивает мокрую одежду и обувь для сушки, заправляет кровать

«6» – при частичной помощи со стороны взрослого подбирает одежду и обувь в зависимости от ситуаций (повседневную, праздничную, спортивную), выполняет обязанности дежурного

«7» – при частичномконтроле выполняет все действия по самообслуживанию на уровне соответствующем его возрасту и способностям

«8» – выполняет все действия по самообслуживанию на уровне соответствующем его возрасту и способностям, но при напоминании

«9» – выполняет все действия самостоятельно

«10» – выполняет все действия самостоятельно и помогает другим воспитанникам в развитии навыков самообслуживания и самостоятельности



VII. Уровень усвоения нравственных норм и правил:

«1» – не регулирует свое поведение, подчиняется внутренним импульсам и причудам, проявляет неадекватные эмоциональные реакции; крайняя неуправляемость, асоциальность ребенка

«2» – отражает чрезмерные эмоции, неусидчивость, плохая саморегуляция поведения

«3» – при наличии контроля со стороны педагогов и товарищей неадекватно реагирует на ситуации, мало реагирует на внешнее воздействие

«4» – отражает средний уровень тревожности и агрессивности

«5» – вспыльчив, не может переключить свое внимание на что-то другое, не идет на сотрудничество и перемирие

«6» – вспыльчив, но довольно отходчив, может переключить свое внимание на что-то другое, идет на сотрудничество и перемирие

«7» – показывает спокойствие, миролюбивую натуру, сосредоточенность, усидчивость, доброжелательность, но иногда может наблюдать ситуативные адекватные, агрессивные проявления, вызванные неадекватными действиями окружающих

«8» – крайнее проявление покладистости: т.е. беспрекословно выполняет указания других, не считаясь со своим мнением и желанием, страх конфликта, конформизм

«9» – проявляет покладистость, но не в ущерб собственным интересам

«10» – показывает спокойствие, миролюбивую натуру, сбалансированность внутренних процессов, адекватные эмоциональные реакции.









Мониторинговая карта индивидуального развития обучающегося


_________________________________________________________________________


(Ф.И учащегося)





















Показатели

___ класс

___ класс

___ класс

___ класс

___ класс

___ класс

___ класс

___ класс

___ класс

____ /____ г.

____ /____ г.

____ /____ г.

____ /____ г.

____ /____ г.

____ /____ г.

____ /____ г.

____ /____ г.

____ /____ г.

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

сформированность навыков ЗОЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

социальная адаптация (выполнение режима)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

коммуникативные навыки (речевая культура)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учебная мотивация (самоподготовка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

социальная активность (организация досуга)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

навыки самообслуживания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уровень усвоения нравственных норм и правил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



МОНИТОРИНГ

развития жизненной компетенции обучающихся 1-4 классов

за 2016-2017 уч. год

Цель: отследить уровень овладения навыками жизненной компетенции обучающихся.

Задачи: прогноз и обеспечение повышения уровня жизненной компетенции обучающихся.

Критерии:

1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

3. Развитие адекватность представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

5. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

6. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту

ценностей и социальных ролей

8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов

учебной деятельности

9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

10. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

11. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и

сопереживания чувствам других людей

12. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на

результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

13. Формирование готовности к самостоятельной жизни

14.

0 баллов ― низкий уровень;

1 -2 балла ―средний уровень;

3 балла – высокий уровень.

15. Параметры времени: 1 год



Мониторинг динамики развития навыков жизненной компетенции у обучающихся

……класса 2015 – 2016 учебного года

Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что благодаря систематической индивидуальной работе с детьми с

использованием инновационных подходов (в частности ИКТ), все обучающиеся показали положительную динамику

развития навыков жизненной компетенции. Наблюдается планомерный рост уровня личностных результатов освоения

образовательной программы в течение года. У каждого ребенка отмечается положительная динамика. Многие обучающиеся

перешли на более высокий уровень.

Это произошло благодаря формированию информационной, коммуникативной и социальной компетентности личности

обучающихся. В процессе работы были созданы оптимальные условия для развития компетентности личности

обучающихся, что позволило успешно готовить их к самостоятельной жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что к концу учебного года обучающиеся становятся более самостоятельными и

подготовленными к жизни в социуме.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!