Формирование жизненных компетенций
у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
в условиях реализации ФГОС для умственно-отсталых детей
В ФГОС для детей с ОВЗ четко выделяются взаимодополняющие компоненты: «академический» и «жизненная компетенция». Из двух составляющих образования детей с ОВЗ ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся
Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.
Цель: введение ребенка в сложную предметную и социальную среду через индивидуально дозированное и систематически планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Процесс социализации крайне затруднен, прежде всего, тем, что у таких детей значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Все это осложняется и трудностями в общении. Ребенок с ОВЗ, вступая в различные
социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения
либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными
средствами, из-за чего и являются непродуктивными. С трудом формируется
умение пользоваться средствами речевого этикета, принятого в обществе.
Учащиеся испытывают затруднения при оформлении адекватного речевого высказывания, допуская ошибки в его правильности, точности, логичности, чистоте и уместности высказывания. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не были в тягость обществу и людям, с которыми им предстоит общаться.
Основным направлением работы является практическая подготовка детей к жизни. Поэтому содержание воспитания строится с учетом следующих принципов: − жизненная значимость;
− практическая необходимость.
При этом решаются следующие задачи:
дать детям знания и представления о различных объектах окружающей их жизни (транспорт, магазины, предприятия бытового обслуживания);
научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться этими объектами и их услугами;
сформировать устойчивые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе.
Главным показателем работы (прогнозируемые результаты) является то, что у детей появляется:
- желание посещать школу,
- находиться в коллективе детей,
- взаимодействовать друг с другом,
- общаться с другими детьми вне класса, даже вне школы,
- посильно принимать помощь специалистов,
- принимать участие в классных и общешкольных мероприятиях.
Таким образом, говоря о результатах мониторинга жизненной компетенции, необходимо вспомнить в том, что такое диагностика и что такое мониторинг.
Диагностика – это способ изучения процесса, явления и т.д. с целью выявления или установления состояния процесса, явления и т.д.
Мониторинг – это контроль или наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Мониторинг, который был разработан в нашей школе, дает возможность судить о сформированности поведенческих навыков воспитанников школы. Он разработан по пяти критериям, которые можно представить в виде таблицы 1.
Критериями служат наиболее значимые для воспитанников умения, которые необходимы им сейчас в условиях школы-интерната и будут значимы в дальнейшей самостоятельной жизни. Критерии следующие:
Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.
Овладение навыками коммуникации.
Осмысление и дифференциация картины мира и ее временно-пространственной организации.
Осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов.
Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (очки, слуховой аппарат, кресло и т.д.)
Умение адекватно описать возникшую проблему со здоровьем или в учебном процессе и обраться за помощью (мне нельзя сладкое, мне не видно, мне не слышно и т.д.) Понимание ребенком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, а не стыдно и не унизительно.
Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.
Овладение навыками самообслуживания (правил личной гигиены), стремление к самостоятельности и независимости в быту, помощи другим людям в быту.
Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка, приготовление еды, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание уюта и т.д.), предназначения и умения использовать окружающих в быту предметов и вещей.
Умение ориентироваться в пространстве помещения (группы, кабинета, школы, общежития, столовой, мест общего пользования).
Овладение навыками коммуникации.
Умение получать информацию от собеседника и уточнять ее (задать вопрос, выразить свое мнение и т.д.)
Умение корректно выражать свои чувства (отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу, пожелание, опасение и т.д.), делится своими впечатлениями, воспоминаниями, перенимать жизненный опыт других людей.
Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт (не быть назойливым, быть благодарным и др.)
Осмысление и дифференциация картины мира и ее временно-пространственной организации.
Умение адекватно вести себя в окружающем мире с точки зрения безопасности для себя и других, сохранять окружающую предметную и природную среду.
Умение осваивать, накапливать и упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира (экскурсии, путешествия и др.).
Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (соблюдение режима дня, выбор одежды по сезону и погоде, вымыть грязную обувь после прогулки и др.)
Осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
Умение вести себя в разных социальных ситуациях с людьми разного социального статуса (близкие в семье, учителя, ученики и сотрудники в школе, незнакомые люди в транспорте, магазине, гостях и др.)
Умение адекватно использовать принятые в обществе социальные ритуалы (выполнение поручений, обязанностей дежурного по классу, по столовой и др.)
Умения включаться в разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие. (Я – школьник, одноклассник, я – участник соревнований, я – сын (дочь), я – пассажир, я – покупатель и др.)
Инструкция о проведении мониторинга уровня развития жизненных компетенций у обучающихся (Таблицы 1,2,3)
Хотелось бы закончить словами: мы живем так, как можем, а они живут так, как мы им поможем. Это действительно так, ведь жизнь этих детей − в наших руках.
Литература:
1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и
множественными нарушениями развития (программно-методические
материалы) / Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В.
/ Под ред. И.М. Бгажноковой. М., 2007.
2. Гаурилюс А.И. Динамика становления межличностных отношений и
представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся
начальных классов вспомогательной школы // Дефектология. 1995.
№2. С. 27-31.
3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические
рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной
отсталостью. М., 2007.
4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с
отклонениями в развитии: Практическое пособие. М., 2005.119
В федеральном государственном стандарте специального образования представлены два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента –
академический и жизненной компетенции.
Авторы стратегии модернизации содержания образования приводят следующие базовые жизненные компетенции, которыми должен овладевать современный школьник:
• Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности
• Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности
• Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности
• Компетентность в бытовой сфере
• Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включают в себя выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность) Мониторинг уровня социализации воспитанников
школы-интерната VIII вида.
Прежде чем говорить о результатах диагностики и мониторинга чего бы то ни было, необходимо разобраться в том, что такое диагностика и что такое мониторинг.
Диагностика – это способ изучения процесса, явления и т.д. с целью выявления или установления состояния процесса, явления и т.д.
Мониторинг – это контроль или наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Но в тоже время недопустимо определение стандарта воспитанности, которому должен соответствовать ребёнок. Так наши воспитанники не смогут достичь этого стандарта – и не по своей вине, а в силу сложных семейных обстоятельств и своего диагноза.
Необходимо разработать такой мониторинг, который бы позволил оценить усилия каждого ребёнка, даже плохо воспитанного, стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей.
Мониторинг, который был разработан в нашей школе, дает возможность судить о сформированности поведенческих навыков воспитанников школы. Он разработан по семи критериям, которые можно представить в виде таблицы (Приложение 1).
Критериями служат наиболее значимые для воспитанников умения, которые необходимы им сейчас в условиях школы-интерната и будут значимы в дальнейшей самостоятельной жизни. Критерии следующие:
сформированность навыков здорового образа жизни
социальная адаптация
сформированность коммуникативных навыков
учебная мотивация
социальная активность
сформированность навыков социальной адаптации
уровень усвоения нравственных норм и правил
I. Сформированность навыков здорового образа жизни:
«1» – не имеет представлений о правилах мытья рук, ног, тела; не знает правила чистки зубов
«2» – знает правила, но не имеет практических навыков
«3» – частичное знание правил и частичное выполнение практических навыков
«4» – знает правила, но не выполняет на практике
«5» – знает правила, но часто нарушает
«6» – знает правила, но иногда выполняет с замечаниями
«7» – знает последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, выполняет при частичном контроле со стороны педагога (присутствие)
«8» – знает, но выполняет по требованию (достаточно озвучить)
«9» – знает и выполняет самостоятельно
«10» – оказывает помощь товарищам
II. Социальная адаптация:
«1» – не имеет представлений о распорядке дня (не разделяет первую и вторую половину дня) и неадекватно реагирует на замечания
«2» – частично ориентируется в режиме дня, но на замечания реагирует неадекватно
«3» – частично ориентируется в режиме и адекватно реагирует на замечания
«4» – знает режим, но нуждается в постоянном контроле
«5» – ориентируется в режиме, но часто нарушает (опаздывает, отказывается выполнять что-либо)
«6» – избирательное отношение к режиму
«7» – знает режим, но нуждается в частичном контроле
«8» – знает режим, но иногда выполняет с замечаниями
«9» – знает и выполняет самостоятельно
«10» – осознанно соблюдает режим
III. Сформированность коммуникативных навыков:
«1» – ОНР, не всегда понимает обращенную к нему речь, словарный запас ограничен потребностями ребенка («дай», «на», «пи-пи», «ка-ка»)
«2» – понимает обращенную к нему речь, сквернословит, агрессивен по отношению к себе и другим, груб в общении
«3» – не всегда понимает смысл слов, отсюда часто сквернословит и нарушает правила коммуникативного поведения, не контактен
«4» – понимает обращенную к нему речь, контактен с детьми, но не выполняет известные правила коммуникативного поведения
«5» – понимает обращенную к нему речь, контактен с детьми и взрослыми, но правила коммуникативного поведения выполняет по своему усмотрению и в зависимости от ситуации
«6» – вежлив в общении, но может проявить негатив, если его «заденут»
«7» – вежлив в общении, доброжелателен, адекватно реагирует на замечания взрослых, но не детей
«8» – вежлив в общении, доброжелателен со всеми, адекватно реагирует на любые замечания
«9» – осмысленно употребляет вежливые слова, в общении не конфликтен
«10» – усвоены социальные нормы и правила культуры поведения
IV. Учебная мотивация:
«1» – полное нежелание ходить в школу, учиться, агрессивное отношение к педагогам и школе
«2» – отказывается от выполнения домашнего задания из-за нежелания делать что-либо
«3» – выполняет домашнее задание по настроению
«4» – отказывается от выполнения домашнего задания, столкнувшись с трудностями
«5» – выполняет домашнее задание как необходимость, которую нельзя избежать, при этом, не задумываясь о правильности
«6» – выполняет домашнее задание с помощью взрослого
«7» – выполняет домашнее задание, но с частичной помощью взрослого
«8» – пытается выполнить весь объем домашнего задания самостоятельно, но не качественно, отказывается от помощи
«9» – выполняет домашнее задание самостоятельно, но с ошибками
«10» – выполняет домашнее желание с желанием, пониманием, самостоятельно
V. Социальная активность:
«1» – неумение организовать свой досуг
«2» – является негативным лидером
«3» – безучастен к происходящему (не проявляет интереса к любым мероприятиям)
«4» – при наличии руководства стремится к пустому времяпрепровождению
«5» – может быть участником простых подвижных и настольных игр
«6» – организует свой досуг по рекомендации педагога без желания
«7» – организует свой досуг по рекомендации педагога с желанием
«8» – может организовать свой досуг, независимо от того, чем заняты другие дети
«9» – является активным участником происходящего
«10» – свободное время проводит с пользой для себя и других, целенаправленно, интересно, организует и побуждает к тому же других
VI. Сформированность навыков социальной адаптации:
«1» – отсутствие самостоятельности (не приучены складывать свою одежду, не умеет самостоятельно ухаживать за своими вещами, не принимает участия в наведении порядка в классе, раздевалке, не заправляет постель)
«2» – не сформирована потребность следить за внешним видом, отсутствие владения навыками аккуратного приёма пищи и культуры поведения за столом, не умеет аккуратно заправлять постель, не умеет дежурить
«3» – не различает чистые и грязные вещи, не умеет подобрать одежду по погоде, помощь взрослого не принимает, плохо заправляет постель, плохо дежурит
«4» – нет системы в содержании порядка в одежде, личных вещах, нет правильной последовательности действий при одевании, раздевании, приёме пищи и т.п.
«5» – с помощью взрослого подбирает одежду в зависимости от погоды, раскладывает, развешивает мокрую одежду и обувь для сушки, заправляет кровать
«6» – при частичной помощи со стороны взрослого подбирает одежду и обувь в зависимости от ситуаций (повседневную, праздничную, спортивную), выполняет обязанности дежурного
«7» – при частичномконтроле выполняет все действия по самообслуживанию на уровне соответствующем его возрасту и способностям
«8» – выполняет все действия по самообслуживанию на уровне соответствующем его возрасту и способностям, но при напоминании
«9» – выполняет все действия самостоятельно
«10» – выполняет все действия самостоятельно и помогает другим воспитанникам в развитии навыков самообслуживания и самостоятельности
VII. Уровень усвоения нравственных норм и правил:
«1» – не регулирует свое поведение, подчиняется внутренним импульсам и причудам, проявляет неадекватные эмоциональные реакции; крайняя неуправляемость, асоциальность ребенка
«2» – отражает чрезмерные эмоции, неусидчивость, плохая саморегуляция поведения
«3» – при наличии контроля со стороны педагогов и товарищей неадекватно реагирует на ситуации, мало реагирует на внешнее воздействие
«4» – отражает средний уровень тревожности и агрессивности
«5» – вспыльчив, не может переключить свое внимание на что-то другое, не идет на сотрудничество и перемирие
«6» – вспыльчив, но довольно отходчив, может переключить свое внимание на что-то другое, идет на сотрудничество и перемирие
«7» – показывает спокойствие, миролюбивую натуру, сосредоточенность, усидчивость, доброжелательность, но иногда может наблюдать ситуативные адекватные, агрессивные проявления, вызванные неадекватными действиями окружающих
«8» – крайнее проявление покладистости: т.е. беспрекословно выполняет указания других, не считаясь со своим мнением и желанием, страх конфликта, конформизм
«9» – проявляет покладистость, но не в ущерб собственным интересам
«10» – показывает спокойствие, миролюбивую натуру, сбалансированность внутренних процессов, адекватные эмоциональные реакции.
| Мониторинговая карта индивидуального развития обучающегося |
| _________________________________________________________________________ |
| (Ф.И учащегося) |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Показатели | ___ класс | ___ класс | ___ класс | ___ класс | ___ класс | ___ класс | ___ класс | ___ класс | ___ класс |
____ /____ г. | ____ /____ г. | ____ /____ г. | ____ /____ г. | ____ /____ г. | ____ /____ г. | ____ /____ г. | ____ /____ г. | ____ /____ г. |
окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май | окт. | май |
сформированность навыков ЗОЖ | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
социальная адаптация (выполнение режима) | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
коммуникативные навыки (речевая культура) | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
учебная мотивация (самоподготовка) | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
социальная активность (организация досуга) | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
навыки самообслуживания | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
уровень усвоения нравственных норм и правил | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
МОНИТОРИНГ
развития жизненной компетенции обучающихся 1-4 классов
за 2016-2017 уч. год
Цель: отследить уровень овладения навыками жизненной компетенции обучающихся.
Задачи: прогноз и обеспечение повышения уровня жизненной компетенции обучающихся.
Критерии:
1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
3. Развитие адекватность представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
5. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
6. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей
8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности
9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
10. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
11. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей
12. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
13. Формирование готовности к самостоятельной жизни
14.
0 баллов ― низкий уровень;
1 -2 балла ―средний уровень;
3 балла – высокий уровень.
15. Параметры времени: 1 год
Мониторинг динамики развития навыков жизненной компетенции у обучающихся
……класса 2015 – 2016 учебного года
Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что благодаря систематической индивидуальной работе с детьми с
использованием инновационных подходов (в частности ИКТ), все обучающиеся показали положительную динамику
развития навыков жизненной компетенции. Наблюдается планомерный рост уровня личностных результатов освоения
образовательной программы в течение года. У каждого ребенка отмечается положительная динамика. Многие обучающиеся
перешли на более высокий уровень.
Это произошло благодаря формированию информационной, коммуникативной и социальной компетентности личности
обучающихся. В процессе работы были созданы оптимальные условия для развития компетентности личности
обучающихся, что позволило успешно готовить их к самостоятельной жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что к концу учебного года обучающиеся становятся более самостоятельными и
подготовленными к жизни в социуме.