Урок русского языка по теме “Правописание приставок при-, пре-“
Цели учителя:
формирование умений определять значение приставок при-, пре-;
развитие умения правильного написания изучаемых приставок;
обогащение словарного запаса учащихся, воспитание чувства ответственности, гуманизма.
Цели словами учащихся:
к концу урока я узнаю, от чего зависит написание приставок при-, пре-;
к концу урока я научусь вставлять нужные буквы в изучаемые приставки.
После совместного целеполагания я предложила учащимся предположить, из каких вопросов будет состоять тест в конце урока. Они стали говорить, что там могут быть вопросы на теорию (правило) и рбязательно на правописание слов. Возможно будут задания с нахождением “лишнего” (такие задания довольно часто паравктикуются на моих уроках). Поскольку предположения учащихся практически совпадали с моими намерениями, мне осталось только открыть часть доски, где уже были размещены пункты На Што БуЗУ:
Знание оснований правописания приставок при-, пре-.
Знание разновидностей значения приставок.
Умение определить значение приставки в каждом отдельном случае.
Умение правильно писать изучаемые приставки.
Умение исправлять ошибки, классифицировать слова в зависимости от значеия приставок, выбирать “лишнее”.
Мне кажется, что НаШтоБуЗУ – это конкретизация целей и задач учебного занятия, максимальное приближение учащихся к конечному результату. Сразу становится ясно, для чегго изучается тема и что должны усвоить учащиеся. И ещё: НаШтоБуЗУ также покажет и учителю, что конкретно удалось на уроке, а что не получилось так, как первоначально задумывалось. Рассмотрим в качестве примера приведённую выше тему и НаШтоБуЗУ к ней. Во-первых, учащиеся обратили внимание на то, что приставки при-
пре- уникальны и очень отличаются от остальных приставок; во-вторых, вызвало заинтересованность то, что приставки могут иметь значения, а следовательно, их нужно изучить и понять, “как это работает”. Затем необходимо научиться определять значения приставок и в зависимости от значения правильно писать гласные И-Е в них. Получился поэтапный план работы над темой, согласно которому изучение материала строилось по принципу “от простого к сложному”. Следует отметить, что в течение занятия учащиеся пожелели ставить галочки напротив того пункта в НаШтоБуЗУ, который, как им казалось, они усвоили.
Тест по теме «Правописание приставок при-, пре-»
Выберите правильное утверждение:
А) правописание приставок при-, пре- зависит от начального звука корня;
Б) правописание приставок при-, пре- зависит от значения приставки;
В) правописание приставок при-, пре- зависит от подбора проверочного слова, в котором эта приставка стоит под ударением.
2. Выберите неверное утверждение:
А) у приставки пре- есть значения: = очень, = пере-, = большой, = красивый;
Б) у приставки при- есть значения: приближение, присоединение, неполнота действия, нахождение вблизи чего-либо;
В) у приставки при- может быть такой оттенок значения: обозначение сопутствующего действия (например: стоять, пританцовывая)
3. Установите соответствия:
А. прекрасный | 1) приближение |
Б. пригреть и приголубить | 2) неполнота действия |
В. преступить (черту) | 3) = очень |
Г. привокзальный | 4) присоединение |
Д. присесть | 5) близость к чему-либо |
Е. пришить | 6) = пере- |
Буква И пишется в словах:
А) пр..скакать, пр..выкнуть;
Б) пр..ступить к выполнению, пр..зреть сироту;
В) пр..ступить закон, пр..зрение к трусу;
Г) пр..слонить, пр..кусить.
5. В каждой строке найдите «лишнее» слово и выпишите его:
А) приехать, приклеить, приогромный, привстать, приморский;
Б) преогромный, прекрасный, пресильный, преплывший;
В) привокзальный, приусадебный, прибитый, пришкольный.
. Четверо учащихся допустили ошибки в 4-ом задании (пункты Б и В), четверо не заметили орфографической ошибки в слове «преплывший», ошибочно отнеся значение к приставке пере- (т.е. переплывший)