Индивидуальный подход в обучении на уроках физики
Индивидуальный подход в учебном процессе означает внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого учащегося.
Основное содержание образования в школе установлено государственными учебными планами и программами. Содержание образования необходимо пополнять и углублять в соответствии с интересами, способностями и профессиональными намерениями ученика. Выделяют несколько видов индивидуализированных заданий, которые учитывают:
1. уровень знаний учащихся;
2. общие и специальные способности;
3. общие учебные умения;
1. Задания, учитывающие познавательные интересы учащихся.
Этот вид заданий предусмотрен как для удовлетворения имеющихся интересов, так и для стимулирования возникающих, а также создания предпосылок к возникновению интересов.
Соответственно этим несколько различающимся целям используются задания:
а) ориентированные на дополнение и углубление учебного материала;
б) задания, знакомящие ученика с материалом с новой точки зрения, возможно более близкой возрасту и психике ребенка.
Вот их примерный перечень:
1) чтение дополнительной научно-популярной литературы;
2) работа со справочниками, энциклопедиями, интернет и т. д.
3) составление докладов, сообщений;
4) проведение опытов;
5) выполнение заданий на основании индивидуальной и групповой экскурсии;
6) выполнение творческих работ.
Соответствующие интересам задания предлагаются всем учащимся, как сильным, так и слабым; углубление индивидуализации происходит на основе степени трудности задания. Как показывает опыт, такие задания в качестве возбудителей интереса особенно необходим способным, но отвыкшим от учебной работы учащимся. Учащиеся с более сильными общими способностями имеют лучшие предпосылки к выполнению заданий почти по всем предметам, часто именно эти ученики имеют и весьма разносторонние интересы. Поэтому все учителя спешат давать им дополнительные задания.
2. Следующий прием в организации индивидуальной работы с учащимися – развитие умения самостоятельно работать с учебником.
Самостоятельная работа учащихся над текстом развивает их активность и познавательные способности, обеспечивает сознательное усвоение новых знаний, приучает добывать знания самостоятельным трудом. И еще на уроках физики необходимо развивать навыки самостоятельной работы с приборами, умения с ними обращаться, знать принципы действия, рассчитывать цену деления и снимать показания. Вторым важным вопросом индивидуализации учебной работы в классе, после квалификации заданий, является ее организация.
Индивидуальный подход важно осуществлять на каждых этапах обучения. Существенный недостаток данного подхода при структурировании процесса обучения заключается в том, что между ребятами нет общения, приобретаемый опыт самостоятельной деятельности не становится достоянием коллектива, не обсуждается вместе с товарищами по классу и учителем. Исходя из вышеизложенного важно, чтобы индивидуальный подход в обучении учеников на уроке сочетался с групповыми видами организации процесса.
Еще один элемент индивидуальной работы учащимися – это проектная деятельность, особенно исследовательские проекты вызывают наибольший интерес учеников. Дети с удовольствием отыскивают дополнительный материал по теме, увлеченно прорабатываю элементы проекта, исследуют зависимости между величинами, описывающими данное явление, представляют его другим учащимся.
Таким образом, индивидуальный подход в обучении физике способствует достижению главной цели обучения.