СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке показана роль информационно-образовательной среды в условиях реализации основной образовательной программы основного общего образования. Указаны преимущества и недостатки информатизации образования.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ Г.ПЕВЕК»
















Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.









Выполнила:

Вигантс Яна Валентиновна











Певек – 2018

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

1. Требования ФГОС к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы основного общего образования ……………………………………………………………………4

1.1. Роль информационно-образовательной среды в условиях реализации основной образовательной программы основного общего образования…….….4

1.1.1. Проблемы информатизации образования ………………………………..…..7

1.1.2. Преимущества информатизации образования……………………………..…9

1.2. Роль учебно-методических пособий в условиях реализации основной образовательной программы основного общего образования (на примере преподавания физики в МБОУ Центр образования г.Певек)…….…………………..10

Заключение………………………………………………………………………..……12

Литература…………………………………………………………………………...….14















Введение

В настоящее время повсеместно осуществляется переход школ на работу по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Нормативная база введения ФГОС ООО на федеральном уровне обеспечивается целым пакетом нормативно-правовых документов. Исходя из содержания этих документов в каждом общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО. А именно:

  • кадровых;

  • финансово-экономических;

  • материально-технических;

  • психолого-педагогических;

  • информационно-методических.

Процессы модернизации в системе образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде «знаний, умений и навыков», которыми должен владеть выпускник школы XXI века, а предстают в виде характеристики сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. «Человек знающий» заменяется на «человек, подготовленный к жизнедеятельности».

Требования в различных стандартах – для начального, основного, полного среднего образования однородны по форме (по составу требований), но различны по содержанию с учетом учебной подготовки, имеющейся предметной компетентности, возрастных особенностей и возможностей обучающихся.

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

В своей статье Л.Л. Любимов (доктор экономических наук, профессор, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой макроэкономического анализа НИУ ВШЭ) «Эффективный инструмент создания новой школы» писал: «Что на что меняем? Прежде всего, меняем «почти всеобуч» на деятельностную парадигму, т.е. вчерашний день на завтрашний. Меняем «их учат» на «они учатся». Меняем набивку памяти невостребуемой информацией… на развитие мышления, на повышение IQ. Меняем «запомнил» (и через день забыл) на «знаю и умею». Меняем «а мне все равно» на «хочу сказать, хочу почувствовать, хочу не согласиться». Меняем «Я» на «Я и Ты», на «Я и Мы», «Я и Они». Меняем «меня заставляют» на «мне лично нужно и интересно». Много чего меняем…» [4, с. 194].

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Основная цель современного образования состоит в формировании новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества.



1. Требования ФГОС к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы основного общего образования



1.1. Роль информационно-образовательной среды в условиях реализации основной образовательной программы основного общего образования

Учебно-методическое и информационное обеспечение направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

При этом в ФГОС ООО отмечается, что учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать:

  • информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);

  • укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам, дополнительной литературой.

Фонд дополнительной литературы должен включать:

  • отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу;

  • научно-популярную и научно-техническую литературу;

  • издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах;

  • справочно-библиографические и периодические издания;

  • собрание словарей;

  • литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой, которая включает:

  • комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;

  • совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий:

  • компьютеры и иное ИКТ оборудование;

  • коммуникационные каналы;

  • систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде (далее ИОС).

Под информационно-образовательной средой следует понимать следующее: системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса (Ильченко О. А., Организационно-педагогические условия сетевого обучения) [5, с.4].

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

  • мониторинг здоровья обучающихся;

  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;

  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Главная задача учителя – освоить ИОС школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, обучающимися, администрацией, родителями. Педагогическая профессиональная деятельность сопровождается созданием определенной продукции. Успешные авторские разработки (эффективность которых подтверждена экспертизой, участием в конкурсах, публикацией и т. п.) становятся компонентами индивидуального портфолио педагога и пополняют ресурсы ИОС.

Эффективное использование ИОС предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий, а также наличие служб поддержки применения информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).

1.1.1. Проблемы информатизации образования

Внедрение ИКТ в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье обучающихся. Немецкий ученый Х. Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:

  • опасность подавления межличностного общения;

  • опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;

  • ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая «дигитализация» – приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;

  • отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;

  • опасность снижения социализации человека, то есть резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.

К важнейшим проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сдерживающим, модернизацию нашего образования, можно отнести:

  • неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;

  • большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;

  • отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении;

  • слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным.

  • отсутствие специалистов, одинаково владеющих методикой преподавания, компьютерными и мультимедийными технологиями на уровне, позволяющем быть лидером в педагогическом коллективе; специалистов, способных увлечь коллектив на внедрение ИКТ в образовательный процесс, в жизнь школы;

  • отсутствие разветвленной системы подготовки и переподготовки учителей и заместителей директоров по информатизации образования; большинство учителей необходимо еще научить пользоваться компьютером на приемлемом уровне, а только потом переходить к обучению информационно-коммуникационным и мультимедийным технологиям, в которые включаются не только умение пользоваться самыми распространенными программами, но и сложным и дорогостоящим мультимедийным оборудованием;

  • отсутствие связи между научными организациями, занимающимися информатизацией образования, и самими учреждениями образования (школами, колледжами, вузами).

Чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.

Наиболее типичными педагогическими ошибками являются:

  • недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;

  • неправильное определение их дидактической роли и места на уроках;

  • несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости;

  • бесплановость, случайность применения ИКТ;

  • перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации обучающимися, нерационально тратится учебное время.

1.1.2. Преимущества информатизации образования

Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

  • во время проведения урока;

  • в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;

  • при выступлении на собраниях, педсоветах и т. п.;

  • в процессе создания и передачи общешкольной информации;

  • в процессе научной деятельности;

  • при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.

Для обучающегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

  • для более глубокого восприятия учебного материала;

  • в проектной деятельности;

  • при создании мультимедийных сочинений;

  • в презентационной деятельности;

  • в локальной и глобальной сети.

Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:

  • повышать у обучюащихся интерес к предмету;

  • облегчить формирование основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;

  • выявлять и развивать способности;

  • овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

  • интеллектуально развивать обучающихся.

Возможности современных информационных технологий обучения позволяют учителю существенно интенсифицировать процесс овладения учеником учебной информацией, передав компьютеру роль транслятора учебного материала и беспристрастного экзаменатора, максимально высвободив при этом время на уроке.

1.2. Роль учебно-методических пособий в условиях реализации основной образовательной программы основного общего образования (на примере преподавания физики в МБОУ Центр образования г.Певек).

Достижение результатов образования обеспечивается через методический аппарат учебников и учебно-методических пособий комплекта. Преподавание физики ведется по УМК «Сферы», в состав которого входят:

  • учебник с приложением на электронном носителе;

  • тетрадь-тренажер;

  • тетрадь-практикум;

  • тетрадь-экзаменатор;

  • задачник.

В основу методического аппарата учебников по физике положен принцип предметной деятельности обучающихся.

Задания построены таким образом, что способствуют развитию у обучающихся познавательных универсальных учебных действий (УУД), связанных с исследовательской деятельностью. К примеру, наблюдение, сравнение, сопоставление, эксперимент, установление аналогий, классификация, установление причинно-следственных связей; умение участвовать в дискуссиях, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формулировки вопросов и заданий способствуют созданию благоприятных условий для развития устной и письменной речи обучающихся, их способности грамотно излагать свои мысли.

Задания, имеющиеся в сборниках задач и упражнений и рабочих тетрадях, также дифференцированы по уровню сложности. Этому же требованию отвечают и задания тематических контрольных работ.

Большую роль в изучении физики играют ЦОР (цифровые образовательные ресурсы). На уроках   используются следующие диски (медиатека):

  • Интерактивный курс физики для 7-11 классов. Практикум.

  • Живая физика.

  • Открытая физика.

  • 1С Школа: Библиотека наглядных пособий «Физика. 7-11 класс».

Физика – наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. Невозможно показывать эксперименты, требующие сложного оборудования, которого просто нет в кабинете физики. В этом случае выручает компьютер, который позволяет проводить виртуальные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменится в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

Некоторые физические явления и процессы так же трудно продемонстрировать в школьных условиях. Например, невозможно показать атомы и молекулы в 7 классе, рентгеновское излучение в 9 классе из-за отсутствия приборов в физическом кабинете. Это приводит к тому, что некоторые ученики испытывают трудности в изучении физики, так как не в состоянии мысленно представить необходимые процессы и явления. Компьютерные программы позволяют создать модели физических явлений, изменить условия протекания процесса, изменяя тот или иной процесс.

Применение ИКТ дает возможность более глубоко осветить теоретический вопрос. Они помогают обучающимся вникнуть более детально в физические процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. Таким образом, средства ИКТ являются необходимыми в условиях современного образования (конкретно – на уроках физики).


Заключение

Жизненной необходимостью стала информатизация образовательной среды школы, где созданы условия для развития информационной культуры педагогов, обучающихся и родителей, создания единого информационного образовательного пространства школы: сайт школы, электронный журнал, электронный дневник, электронная библиотека. Электронный документооборот стал основой управленческой деятельности.

Инновационные процессы в школе:

  • реализация новых образовательных стандартов в начальной школе;

  • введение новых образовательных стандартов в основной школе;

  • дистанционное обучение английскому языку детей из отдаленного поселка;

  • продолжение изучения и применение современных образовательных технологий;

  • широкое использование на уроках интерактивного оборудования, в том числе внедрение в программу урока интерактивной доски.

Внедрение инноваций в школе обеспечено методическим сопровождением и способствует совершенствованию профессиональной компетентности учителя, что, в свою очередь, помогает раскрывать способности, интеллектуальный и творческий потенциал каждого ученика.

Основная цель, которая стоит перед учителями – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.

























Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт. -М.,2010 г.

  2. Закон «Об образовании» Российской Федерации. URL: file://localhost/C:/Users/учитель/Desktoг ( 23.02.2013 г.).

  3. Альберт М., Мескон М.Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М: Дело, 2004.

  4. Любимов Л.Л. Эффективный инструмент создания новой школы // Вестник образования – 2011. – №2. – С. 193-203.

  5. Ильченко О. А., Организационно-педагогические условия сетевого обучения. – М:, 2002.

  6. Плетнева О.В. Проектирование методической работы в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС// научно-методический журнал «Методист» №6, 2011.

  7. Любимов Л.Л. Эффективный инструмент создания новой школы // Вестник образования – 2011. – №2. – С. 193-203.

  8. Феденко Л. Об особенностях введения ФГОС основного общего образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://prosvpress.ru/2012/04/fgos-oo/.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!