СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный подход на уроках истории с использованием основ православной культуры в системе духовного воспитания личности школьника

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используя интегрированные уроки истории, мы превращаем процесс воспитания и образования в совместное творчество, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ребёнка, его гармоничному развитию.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный подход на уроках истории с использованием основ православной культуры в системе духовного воспитания личности школьника»

Ждакаева Оксана Викторовна,

учитель истории и обществознания

МОУ Спас-Загорская основная общеобразовательная школа

Малоярославецкий район, село Спас-Загорье


Интегрированный подход на уроках истории с использованием основ православной культуры в системе духовного воспитания личности школьника

Всякий знает, как важно воспитывать человека с ранних лет. Наклонности и качества, приобретённые человеком в детстве, по большей части остаются в нём на всю жизнь. Душа ребёнка впечатлительна, мягка, как воск. Что родители и преподаватели заложат, то и останется. Уместно процитировать Св. Димитрия Ростовского: «Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит,- доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса,- то и останется на ней. Так и дитя: какое дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам – богоугодным или богоненавистным, к ангельским или бесовским – приучат его, с такими оно и будет жить». Поэтому очень важно с малых лет по крупинке закладывать в ребенка основы православной культуры, воспитывать духовность и нравственные качества.

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Урок истории, как предмет гуманитарного цикла, способствует формированию нравственных качеств на основе изучения исторического опыта, выработанного человечеством и передаваемым, как духовные ценности. Нам важно, каким будет человек будущего, поэтому преподаватель истории как никто другой может максимально раскрыть перед детьми непреходящие ценности – любовь к Родине, братство, честь, справедливость, порядочность, ответственность, бескорыстие, трудолюбие. Любви к Родине нельзя научить, но можно создать на уроках такую обстановку, такой нравственный настрой, что формирование этого важнейшего качества станет неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса. Помогают нам интегрированные уроки, благодаря которым повышаем мотивацию к изучению истории, а опираясь на основы православной культуры - воспитываем духовно-нравственные качества.

Учебный предмет "История России" обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников.

Его средствами решаются следующие задачи:

  • формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;

  • воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;

  • привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;

  • формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.


Интеграция позволяет формировать новый интерактивный способ мышления современного ученика, то есть на интегрированном уроке учащиеся получают более глубокие и разносторонние знания, используя информацию из разных предметов, совершенно по-новому осмысливая события и явления. Учащиеся являются активными участниками учебного процесса, пытаются сами анализировать информацию при подготовке к уроку и во время его, выявляют проблемы, вырабатывают возможные пути решения поставленных задач. На интегрированных уроках мне нравится использовать групповую форму работы. Ученики приобретают навыки конструктивного общения, стремятся проявить индивидуальные способности. Каждый участник группы имеет возможность высказывать свою точку зрения, при этом развиваются отношения сотрудничества и взаимопомощи. По разному строю групповую работу – иногда дети получают задание непосредственно на уроке (работа с документами, с текстом), а некоторые темы подразумевают более тщательную подготовку и задание они выполняют дома. Например, изучая войну 1812 года, с учебником по группам изучаем причины войны, этапы войны, основные события, итоги. А дома учащиеся также в группах готовят темы с презентациями – «Подвиги духовенства в войне 1812 года», «Война 1812 года в живописи и архитектуре», «Война 1812 года и русская музыка», «Страница 1812 года в истории нашего поселения». Такие уроки очень интересны и содержательны и каждая из тем решает задачу духовно-нравственного воспитания.

Гораздо легче запомнить материал, события которого связаны с чем-то родным и близким, поэтому особая роль в духовно-нравственном воспитании принадлежит духовному краеведению, в частности, изучению истории и духовной православной культуры малой Родины. История нашего поселения Спас-Загорье датируется 15 веком, а история храма в честь Преображения Господня ведётся с 1614 года. Мы изучаем историю разветвлённого рода Оболенских, которые являются основателями села и храма.

Духовное краеведение как отрасль знания, как направление общественной деятельности, как принцип воспитания несет в себе уникальную возможность комплексного формирования личности. Правильно организовывать краеведческие исследования со школьниками возможно лишь правильно, формулируя воспитательные и научные задачи этих исследований, используя современную методологическую основу. Организуя духовную краеведческую деятельность школьников, необходимо, научить методологически, правильно проводить натурное исследование объекта изучения, научить проводить элементарный библиографический поиск опубликованных материалов на избранную тему, продуктивно знакомиться с соответствующей исследовательской литературой; изучать опубликованные материалы (периодику, документы, справочники, монографии и др.), работать в архивах и музеях. В конце концов, правильно составлять отчет (справку, доклад) о проделанной работе, уметь написать тезисы своего доклада, подготовить свое исследование для печати.

Важно, работу построить таким образом, чтобы ребёнок осознавал духовный смысл проводимого исследования. Интерактивный подход подразумевает более глубокое проникновение в суть изучаемой темы. Мы с ребятами третий год занимаемся изучением истории нашего храма в честь Преображения Господня и каждый год находятся новые вопросы. Изучили историю села и строительство храма, архитектуру, иконы и убранство храма, наш храм в годы войны. В этом году занимаемся поиском информации о священнослужителях. Этот материал необходим при изучении отдельных тем истории России. Например, при изучении вопроса «Политические репрессии 30-х годов» у нас есть информация, что священник церкви села Спас-Загорье, Ласкин Николай Александрович 1889 г.р., был арестован в 1937 году по обвинению антисоветской пораженческой агитации. Была назначена высшая мера наказания – расстрел. Приговор был приведен в исполнение, а реабилитирован – 12 июня 1989 года. Сейчас собираем материал об архимандрите Никандре, первом послевоенном священнике нашего храма, докторе по специальности.

Сложилось тесное и плодотворное сотрудничество с храмом. Мы не только совместно организуем праздники Рождество и Пасху, но и отец Сергий, как духовный наставник нашей школы, помогает в поиске информации, проводит духовные беседы. Учащиеся принимают участие в научно-практических конференциях, в Радищевских чтениях.

При изучении истории вскрываются страшные факты, которые происходили во время войны, революции, террора. Трудно удержаться от осуждения, поэтому преподаватель прежде всего сам должен понимать глубину вопроса с позиции православной церкви. Дети задаются вопросом – как же так – святые благословляли на бой, фактически на убийство себе подобного… Очень важно объяснить детям разницу простого убийства и убийства на войне. Я обычно цитирую Святителя Василия, епископа Кинешемского: «В убийстве на войне нет того, что составляет сущность греха, нет злой воли. С религиозной точки зрения смерть сама по себе не есть зло. Это только порог между двумя мирами, это простой переход из одной формы бытия в другую. Злом смерть и убийство становятся лишь тогда, когда они являются результатом ненависти, злого чувства, злой воли. Солдат, который отправляется на войну, совершенно не имеет ни злого чувства, ни злой воли. Защищая родину, он только исполняет свой долг, инстинкт которого вложен Творцом даже в птицу, защищающую своё гнездо; принимая на себя покорно все тяжести и невзгоды походной жизни, он безропотно несёт крест одного из величайших несчастий, которое Господу угодно иногда посылать для вразумления людей». Во все времена существования Русской Православной Церкви её важнейшей миссией было служение национальным интересам Отечества. По сей день, воины считают своими покровителями Великомученика Георгия Победоносца, Благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, Равноапостольного князя Владимира. Очень важно говорить о человеческой душе – о том, как сохранили себя воины в чудовищной мясорубке, не сломались, не покорились, не утратили веру.

Изучив Куликовскую битву, дети смотрят анимационный фильм «Ослябя и Пересвет», в котором наглядно можно получить ответы на многие вопросы. Русь XIV столетия была переполнена политическими интригами, предательствами, ложью, завистью, страхом. Почти все церковные писатели этого времени не жалели сил для обличения людских пороков. Однако их проповеди слышали единицы. Нужно было совершать подвиг, стать примером для людей – только тогда за тобой пошли бы тысячи, десятки тысяч. Таким человеком, готовым на подвиг, удивительно – чистым, смиренным, устремленным к Богу, был Сергий Радонежский.

Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть упрощенного, схематичного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.

На уроках применяются самые различные формы работы с детьми. Так в девятом классе при прохождении учащимися темы "Великая Отечественная Война" каждый ученик готовит сообщение, используя дополнительные источники: справочную литературу, Интернет, интервью с ветеранами войны и труда. В каждой семье есть такие герои, которые жертвовали своей жизнью во время Великой Отечественной войны. Изучая этот период, учащиеся разыскивают материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта. В 2015 году наша школа приняла участие в акции «Бессмертный полк», но мы решили не ограничиваться демонстрацией табличек, а о каждом ветеране нашли информацию и разместили на сайте Бессмертный полк. Мы продолжаем работу в данном направлении и ищем информацию о каждом ветеране, фотография которого попадает в школьный музей. В течение года рассказываем о ветеранах под музыкальное сопровождение и такая работа напрямую влияет на воспитание патриотизма и духовности.

Включение в образовательный процесс современных технологий позволяет стимулировать познавательную деятельность самих ребят, развивать познавательный интерес к предмету, способствовать углублению знаний по курсам истории и православной культуре. Поэтому по вопросам культуры учащиеся сами делают презентации, оформляют проекты. Иллюстративный материал, кинофрагменты (фильмов, снятых по благословению церкви), документы и музыка могут сделать интегрированные уроки важнейшими с точки зрения духовного воспитания. Порой несколько минут фильма могут заменить целую лекцию. Фильмы об истории Русской Православной Церкви «Земное и Небесное»: Крещение, Благоверный князь, Монашество, Братство, Третий Рим, Раскол, Без Патриарха, Крестный путь, Спаси и Сохрани, Лето Господне. Например, учащиеся 9 класса в фильме цикла «Земное и небесное» наглядно видят последствия революции – срываются кресты, на телегах вывозится награбленная церковная утварь и мощи святых, голодные истощённые дети… Ценны фильмы, где затрагиваются духовные вопросы, на которые можно получить прямые или косвенные ответы. В любом случае необходима беседа. Замечательны фильмы цикла «Земное и небесное», «Повесть временных лет» (они короткие, но дети наглядно видят изучаемые события), «Византийский урок», «Оттепель» и многие другие. Можно долго говорить о красоте церковной архитектуры, но что может быть лучше, чем наглядный показ и красивая духовная музыка.


Используя интегрированные уроки истории, мы превращаем процесс воспитания и образования в совместное творчество, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ребёнка, его гармоничному развитию и воспитывает важные качества личности: милосердие, доброту, умение выражать своё мнение, слушать и слышать других. Они вызывают желание узнать больше о героическом прошлом своего народа и стать настоящим патриотом России. И самое главное – способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!