Мой полезный рецепт
Мастер класс
Подготовила учитель
технологии МОУ СШ № 83
Кузнецова Ольга Сергеевна
Мастер-класс – это интерактивная форма
обучения и обмена опытом, объединяющая
формат тренинга и конференции.
Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Тема моего мастер класса дает обзор актуальных проблем и технологий, показывает различные аспекты и приемы использования здоровьесберегающих технологий, авторские методы их применения на практике. (фото прилагаются далее)
В современном обществе всесторонне внедряются технологии и практики здорового образа жизни, ведутся социальные проекты. "Нужно, чтобы у людей была мода на здоровый образ жизни" (В.В. Путин)
ПИТАНИЕ – одна из базовых потребностей человека.
Еда - это счастье и проклятье человечества, ведь она поддерживает жизнь, но она же и губит (некачественные продукты, переедание, ожирение).
Мой полезный рецепт
Сегодня я хочу поделиться с вами тремя своими рецептами из кабачков. Эти рецепты можно использовать на уроках технологии в 5-8 классах изменив акцент на основной ингредиент, или поставленную задачу!
Основная цель мастер класса показать на практике основные приемы работы с использование здоровье сберегающих технологий.
Задачи: предоставить система учебных занятий в режиме презентуемой технологии с использованием трех рецептов из кабачков и процесса их приготовления
«Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами» Гиппократ
Иначе
«Пусть пища будет лекарством, а лекарством пусть будет пища»
.
К ингредиентам питания относят
- органические вещества - белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. (в рамках программы ФГОС 5 класс)
- микронутриенты – витамины и минералы. (в рамках программы ФГОС 6 класс)
- ВОДА - преобладающий компонент всех живых организмов и рациона питания.
- (в рамках программы ФГОС 7-8 классы)
Кабачки фаршированные:
Перец черный молотый по вкусу
Соль по вкусу
Кабачки 3шт
Твёрдый сыр 150 грамм
Фарш мясной 700 грамм
Майонез 4.5 ложки
Растительное масло 45 грамм
Этапы приготовления .
Для этого кулинарного рецепта вам
понадобятся кабачки, фарш и сыр.
Блюдо – очень простое,
но сытное. Такую закуску можно сделать и на праздничный стол.
Чтобы их приготовить, возьмите кабачки и почистите их от шкурки. Нарежьте кольцами. Выньте из каждого кольца все семечки и мякоть. Далее займитесь фаршем. Приправить по вкусу перцем и специями. Посолить. И положить одно яйцо. Взять противень. Смазать его растительным маслом. Посыпать панировочными сухарями. Выложить на него кабачковые кольца. Затем в каждое кольцо положить приготовленный нами фарш. Сверху помазать фарш майонезом. Можно смазать и сметаной, которую поперчить предварительно и добавить специи. Можно положить еще и мелко порубленную зелень. На майонез нужно положить сыр. Для этого потрите его на терке с мелкими отверстиями. Поставьте кабачки в духовку на полчаса. Температура выпекания должна быть равна 220 градусам. На стол такая еда подается, как отдельное блюдо, так и с другими овощами.
Вес состава:
100 гр
Калорийность состава:
153 ккал
Белков:
13 гр
Жиров:
11 гр
Углеводов:
2 гр
Б/Ж/У:
50 / 42 / 8
Запеканка из кабачков:
У нас на прилавках круглый год есть много простых и в то же время уникальных продуктов, таких как репа, кабачки, капуста. Они низкокалорийные и являются кладезем витамин!
Из двух кабачков и 200 граммов обезжиренного творога получается замечательная диетическая запеканка! На 100 грамм - 40,34 ккал. Зелень и специи по вкусу, 2 маленьких зубка чеснока, яйца 2 шт, и можно добавить пару столовых ложек овсяных хлопьев. Кабачки натереть на крупной тёрке, отжать лишнюю жидкость, добавить остальные ингредиенты, перемешать !!!
Выпекать примерно 30 мин при t 220c
Кабачковые оладьи :
Ингредиенты
Кабачок белый или цуккини — 2шт.;
Отборное куриное яйцо – 3 шт.;
Репчатый лук – 150 г;
Морковь – 200 г;
Зелень 15-20 г.
Соль морская – по вкусу;
Перец мелкомолотый – ½ ч.л.. Сметана – 75г .
Этапы приготовления оладий из кабачков:
Для оладий нет принципиальной разницы, какой вид кабачка будет использован, будь то цуккини, патиссон, молочный кабачок или большой и зрелый кабак. Если овощ не «молодой» то следует очистить от семечек и внешней довольно жесткой шкурки.
Далее перетираем на тёрке с крупными дырочками, немного присаливаем и спустя пару минут отжимаем кабачковую мякоть от излишков сока и перекладываем в отдельную миску.
Морковь после очистки также трем через тёрке, а лучок шинкуем очень меленькими и тоненькими кубиками, после чего ссыпаем измельченные овощи к кабачку.(можно добавить чеснок)
В овощную смесь вбиваем яйца, соль и перец, все перемешиваем до получения густого фарша. Выкладываем ложкой на сковороду, формируя округлую форму. Обжариваем с двух сторон.
Что нам это дает?
Учащиеся осваивают безопасные приёмы тепловой обработки овощей. Учатся готовить гарниры и блюда из варёных овощей. Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд. Находить и представлять информацию об овощах, применять её в кулинарии, информацию о блюдах из них, влиянии на сохранение здоровья человека, о способах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады. (5 класс ФГОС) Темы урока : Тушение «Приготовление горячих блюд из овощей». «Фаршированные овощи.» (5 класс ФГОС) А так же освоение различных техник обработки материалов (продуктов питания)
Так как в запеканке из кабачков используется творог, то рецепт данного блюдо мы можем использовать на практических работах в теме о кисломолочных продуктах (6 класс)
Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов. Совместимость кисломолочных продуктов и овощей. Здоровье сберегающие технологии. Описание жизненного цикла технологии, приводя примеры по теме . Обобщая знания полученные в 5 классе и усвоение новых знаний в шестом.
Позволяют ближе познакомится с такими профессиями, как повар, шеф – повар, посудомойка , инспектор СЭС.
А так же :
Развитие у учащихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
Знакомятся с разными видами теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Понятие - овощное тесто и его преимущества. (7 класс)
Общие понятия об обмене веществ. Виды питания. Пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов. Факторы, влияющие на обмен веществ. Калорийность пищи. Расчет калорийности блюд. Составление суточного меню. (8 класс)
Освоение различных техник обработки материалов (продуктов питания), рецептуры, с занесением данных в таблицу с расчетом на бригаду.
(пример) Приготовление кабачковых оладий (на бригаду )
Продукты
Количество
Кабачки
Морковь
Мука
Яйца
Масло растительное
Соль
Зелень
Чеснок
Сметана
Технология приготовления
700 г
150 г.
75-100 г.
2 шт.
50 – 70 г.
По вкусу
1.Кабачки и морковь натереть на крупной терке.
2. Овощи посолить и через пару минут отжать лишнюю жидкость.
3. К овощам вбить яйца и хорошо всё перемешать.
4. К овощной смеси добавить нашинкованную зелень, измельченный чеснок и муку. Все перемешать.
5.Обжарить с двух сторон, до образования золотистой корочки.
6. подайте по 2-3 шт. на порцию со сметаной.
5-7 г
75 г.
После занесения данных в таблицу учащиеся делают соответственные выводы, подводят итоги о проделанной работе. Самооценку.
Предлагаю вам так же заполнить таблицы и сделать соответствующие выводы:
Приготовление фаршированных кабачков (на бригаду)
Продукты
Количество
Кабачки
Фарш
Сыр
Майонез или сметана
Масло растительное
Соль
Специи
Зелень
Технология приготовления
1000 г
700 г.
100 – 125 г.
75 – 100 г
50 г.
По вкусу
По вкусу
1.
Приготовление запеканки из кабачков (на бригаду)
Продукты
Кабачки
Творог
Яйцо
Хлопья овсяные
сметана
Масло растительное
Соль
Специи
Чеснок
Зелень
Количество
Технология приготовления
1.
ПОМНИТЕ ЧТО
Углеводы участвуют в переваривании и усвоении белков, жиров и самих углеводов.
Суточная потребность в 4-5 раз выше потребности в белках и жирах .
Медленные Углеводы - основной источник энергии
При дефиците углеводов в организме, энергия образуется при распаде жиров и белков, что является патологией для организма, т.к. при отсутствии углеводов они распадаются с образованием токсических веществ.
Сбалансированность ингредиентов:
1 : 1 : 4-5
- белки-100 гр.
- жиры 100 гр.
- углеводы 400-500 гр.
«Животное насыщается, человек ест,
умный человек умеет питаться» Брилья-Саварен
Значительную роль в питании человека играет эстетическое оформление блюда, подача, сервировка стола.
Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. Нельзя себе представить трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда. Склонность к эстетическому восприятию действительности у детей проявляется довольно рано. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».
На занятиях по кулинарии, я формирую у девочек навыки сервировки стола, его украшения; поведения за столом; провожу беседы о том, как должны сочетаться посуда, украшения стола и скатерть, интерьер комнаты; даю советы по сервировке повседневного и праздничного столов. Девочки учатся фигурной нарезке фруктов и овощей с помощью различных приспособлений; украшений блюд зеленью лука, петрушки и укропа; овощами, составляющими блюдо. В процессе подобных работ они приобретают умение сочетать полезное с красивым.
Эстетическое воспитание в еде позволяет привить правильные привычки в еде. Вызывать аппетит не при виде хот-догов и шаурмы. А чувство голода не должно вести к прилавкам фаст фуда
Аппетит и голод
Аппетит – от лат. желание, потребность. Это ощущение, связанное с потребностью в пище, физиологический механизм, регулирующий поступление в организм пищевых веществ. При длительном отсутствии пищи аппетит переходит в ощущение голода.
Голод – это стресс, пробуждающий инстинкт употребить пищу, без учета «душевных» потребностей к пище .
Аппетит - это душевные переживания, потребность к определенным продуктам питания, блюдам и т.д.
Голод – это врожденный инстинкт, вызванный «пустым желудком», общей слабостью, отсутствием энергии.
Аппетит воспитывается, вырабатывается, формируется. Поэтому важно воспитывать культ здорового питания с рождения.
Родители, имея не здоровый аппетит, формируют его у ребенка.
Самое время, формируя здоровый аппетит у ребенка с рождения, оздоравливать свой. Для этого необходимы волевые усилия и терпение.
Попытайтесь! Помните!
«Ты то, что ты ешь!» .
Подводя итоги презентации хочу так же сказать, что нами ещё определяются проблемы и перспективы в работе учителя и учащегося в плане создания проекта. Несколько человек изъявили желание показать себя в проектной деятельности на основе здоровье сберегающих технологий.
Выше уже была предоставлена система учебных занятий в режиме презентуемой технологии ; определены основные приемы работы, которые я вам сегодня в ходе нашего мастер класса продемонстрирую.
ПОМНИТЕ!!! Животная пища богата белками, жирами, витаминами и микроэлементами.
Органические кислоты, ферменты, углеводы овощей и фруктов помогают процессу пищеварения, лучшему усвоению животной пищи.
ПОЭТОМУ, питание должно быть разнообразным, сбалансированным, т.е. рациональным.
Спасибо всем за внимание, атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.