СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность учащихся с использованием проблемно-поискового метода обучения как фактор развития творческих способностей.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена актуальной теме личностного и познавательного развития учащихся в ходе исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности с использованием проблемно - поискового метода обучения. В статье рассмотрены основные методы математического исследования, наряду с приемами организации исследовательской деятельности учащихся на занятиях, рассматриваются уровни исследовательского обучения, а также использование цепи последовательных приемов для решения поставленной задачи, в зависимости от индивидуальных качеств мышления учащихся на разных возрастных этапах.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность учащихся с использованием проблемно-поискового метода обучения как фактор развития творческих способностей.»


В условиях инновационного развития и модернизации российского образования исследовательская деятельность учащихся является одним из наиболее эффективных методов обучения. При проведении занятий внеурочной деятельности учителя успешно используют в своей работе разные методы и формы, которые способствуют развитию у обучающихся самостоятельности, активности и творческих способностей. Это необходимо потому, что современные изменения, происходящие в обществе, требуют от каждого выпускника школы новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Задачи по формированию этих качеств возлагаются в первую очередь на школу. В течение последних лет в процессе реформирования системы образования все более распространяются инновационные методы обучения и педагогические технологии, направленные на развитие творческой, инициативной личности.

Согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи представлены на личностном, метапредметном и предметном уровнях. В основу стандартов второго поколения положены новые принципы его построения, дающие возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Выпускник школы должен проявить гибкость мышления, способность нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачи, обладать высоким уровнем развития логического мышления.

Это требует широкого введения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, способных не только снизить учебные перегрузки учеников, но и дать им навык самообразования на основе знания о системе наук.

К таким технологиям может быть отнесена и технология исследовательской деятельности школьников с использованием проблемно-поискового метода обучения. Когда учащиеся ставятся в ситуацию первооткрывателей, добывающих новые для них научные знания. Это возможно при такой организации учебного процесса, при котором для школьников создаются педагогические ситуации, требующие от них активного интеллектуально поиска, всесторонней логической оценки учебных задач, принятия обоснованного и взвешенного решения.

Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения. У учащихся формируются универсальные умения и навыки, являющиеся основой существования человека в социуме. Общество заинтересовано в гражданах, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникативными навыками. Такие качества формируются у учащихся в процессе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность школьников – это процесс решения ими творческой, исследовательской задачи, направленный на получение новых знаний. Исследовательскую работу школьников я организую на уроках, на курсах по выбору и во внеурочной деятельности.

Исследовательский метод обучения рассматривался в русской школе с начала 19 века. Известный педагог – математик Шорох-Троцкий в книге «Геометрия в задачах» писал, что нельзя излагать учащимся данный раздел математики в совершенно готовом виде. Он указывал, что «занятия математикой могут быть для ученика занимательны только тогда, когда они требуют от него посильного и планомерного труда … требуют умственной работы, а не заучивания слов на память». Большое внимание этому методу уделяли такие математики, как Извольский, Брадис, Репьёв.

Исследовательский метод определяется как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона и закономерностей. Исследовательский метод я применяю в ходе решения сложной задачи, анализа информации из первоисточников, разрешения поставленной проблемы. Формы задания при таком методе обучения могут быть различными. Это или задания, поддающиеся быстрому решению, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок. Исследовательский метод обучения применим на всех ступенях обучения с учетом возрастных возможностей и подготовки учащихся. Следуя этому методу, учитель не сообщает учащимся готовых, подлежащих усвоению сведений, а подводит их к самостоятельному переоткрытию соответствующих предложений и правил.

Каждый ученик за время обучения в основной школе должен приобрести опыт выполнения заданий исследовательского характера.

Этот метод можно применять в трех направлениях:

- включение элементов поиска;

- раскрытие познавательного процесса, осуществляемого учащимися при доказательстве того или иного положения;

- организация целостных исследований, осуществляемых учащимися самостоятельно, но под моим руководством и наблюдением учителя. При этом у школьников максимально раскрываются возможности сотрудничества, сотворчества, в результате чего ими в течение учебной деятельности были достигнуты высокие результаты, что отражено в информационной карте инновационного опыта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!