МОУ "ШКОЛА №25", г. Киселевск Учитель русского языка и литературы Любчик Елена Владимировна
Жизнь и творчество писателя, актера и режиссера
Василий Макарович Шукшин
Киселевск 2016г.
Тема: "Василий Макарович Шукшин. Жизнь и творчество.
Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974гг.) Заслуженный деятель искусств россии (1969)
Пройдут годы, все так же будут шуметь березы, все так же будет катить воды Катунь, все так же будут стоять Сростки, но я уверен, что слава этого человека будет расти, облик его будет в годах все более благороден и светел… Потому что значение художника Шукшина нами еще до конца не осознано. Виктор Астафьев.
Василий Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и драматург, режиссер…, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую пронзительную, такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец…замирали в едином порыве... И в том-то и дело, что все вроде бы разносторонние его дарования были объединены одним стремлением, одним порывом – познать душу человека… Петр Проскурин.
Класс в котором учился В.М.Шукшин
Статья в газете
Из рабочих записей В.М.Шукшина (Вопросы самому себе.- М., 1981г.). Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла! Культурный человек…это тот, кто в состоянии сострадать. Это горький, мучительный талант.
"…писал он не о деревне. Он о России писал, о ее судьбе. И фильмы его о том же" Главное для Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек .
СЕМЬЯ
«НА ПРОГУЛКЕ »
Жена писателя
Лидия Федосеева Шукшина
В СЕМЬЕ и НА Работе – вместе!
Родина писателя – село Сростки
Дочь писателя - Мария
Василию Макаровичу ШУКШИНУ с любовью русские люди Памятник на родине писателя в Сростках Открыт 25 июля 2004 года Скульптор Вячеслав Клыков .
Памятник на горе Пикет
Шукшин – актер, режиссер, писатель…
Задумчивый взгляд
ВСЕРОССИЙСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК в.м. шУКШИНА
Шукшин – режиссер, актер
Вопросник
- Какие из перечисленных фильмов вы видели?
- Какой фильм и почему понравился вам?
- Влияло ли на вас то обстоятельство, что в названном вами фильме главную роль играл В.М. Шукшин?
Вставка рисунка
Рассказы "Обида", "Алеша Бесконвойный« Каково общее впечатление? Какой из рассказов показался наиболее интересным? Почему? Что вам особенно близко и понятно в изображенных людях, ситуациях, конфликтах? Что показалось забавным, странным, страшным? Что осталось непонятным?
Заключение.
- Чем вам запомнился урок?
- Что нового вы узнали о писателе, актёре, кинорежиссёре В.М.Шукшине?
- Чем притягательны его герои?
- Как автор относится к своим героям-«исключениям»? К изображенным ситуациям? К людям и жизни в целом? Что ему дорого в них? Чего он не принимает?
- Какие очевидные приметы писательского мастерства бросились вам в глаза? Назовите их и попытайтесь подтвердить примерами.
- Что сближает, на ваш взгляд, героев рассказов «Обида» и «Алеша Бесконвойный» или это совершенно разные характеры?
Вывод. Во многих рассказах Шукшина мы встречаемся с «чудиками» - героями с нестандартным мировосприятием, необычными поступками. Отсюда возникают нестандартные ситуации, резко отличающиеся от общепринятых. Они часто остроконфликтны, как в рассказе «Обида», или содержат в себе вызов общепринятой норме, как в «Алеше Бесконвойном». Чаще поступки и действия героев, избранный ими стиль жизни направляет стремление к счастью, к справедливости, духовный поиск. Эти герои Шукшина всей своей внутренней сутью, манерой поведения опровергают устойчивое, усредненное, а то и обыденное представление о человеческой личности, убеждают нас в бесконечном разнообразии индивидуальностей, характеров. Шукшин абсолютно убеждает нас в том, что «людей неинтересных в мире нет».
Домашнее задание.
Рассказы Шукшина кинематографичны, то есть их нетрудно превратить в киносценарий. Попытайтесь сцену в магазине (рассказ «Обида») подать как часть сценария по этому рассказу.
В какой последовательности лучше смонтировать несколько общих планов (В магазине. За прилавком продавщица Роза. Перед ней Сашка. Возникающая очередь и т.д.) и крупным планом – лица: Сашка, Роза, человек в плаще, девочка?
В какой кадр какие реплики будут отнесены?
ПРИЛОЖЕНИЕ