СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Изучение литературно - критических статей 9-11 классах"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная курсовая посвящена исследованию современной литературы в старших классах.

Просмотр содержимого документа
«"Изучение литературно - критических статей 9-11 классах"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ



КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

«ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИХ СТАТЕЙ 9-11 КЛАССАХ»





Выполнила: студентка 5-го

курса 2-й группы.

Ибрагимбекова Г.А.

Проверила: доц. С.М. Омарова





Махачкала 2020



Содержание

Введение………………………………………………...3

1. Место изучения критических статей в школе……….4

2. Пути и средства изучения критических статей на уроках литературы 9-11 классах………………………...15

Заключение…………………………………………………22

Список использованной литературы………………….23



Введение

Данная курсовая работа посвящена исследованию современной литературы в старших классах. Литература – одна из главных предметов в школе. В старших классах общеобразовательной школы, помимо изучения произведений художественной литературы, программами предусмотрено ознакомление школьников с отдельными литературно-критическими статьями и высказываниями, а также небольшими фрагментами литературоведческих трудов, интерпретирующих и анализирующих этих произведения. В отечественной методике преподавания литературы уделено значительное внимание проблеме организации работы с литературно- критическими статьями на уроках изучения литературного произведения. В исследованиях О.Л. Костылева, Н.А.Демидовой, О.Ю. Богдановой и др. представлены конкретные практические рекомендации по содержанию анализа критических статей пути привлечения критики к исследованию особенностей художественных текстов, приемы, способствующие сопоставлению различных точек зрения, которые высказываются в статьях двух или нескольких авторов, организации по ним диспута. В методических пособиях и рекомендациях рекомендованы этапы и содержание работы над критическими произведениями И.А. Гончарова, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева и др. Актуальность обосновывается сложностями, характеризующими общественно- политическое и духовное развитие общества и российской системы образования, которое приводят к необходимости совершенствования данного направления положительных моментов и традиций, отраженных в методических материалах предыдущих лет. Новизна курсовой работы обусловлена тем, что выделяется понятие «современная литература».

Структуру данной работы можно определить следующим образом начало работы представлено введение, в котором рассматривается понятие «современная литература» и различные точки зрения литературоведов на хронологические границы этого понятия. Далее следует основная часть, представленная двумя параграфами. Первая часть состоит из двух параграфов: « Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы» рассматривает программы по литературе М.Б. Адыгина, А.Г. Кутузова, А.И. Княжицкого, Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, их цели в литературном образовании. Второй части рассматриваются пути и средства изучения критических статей на уроках литературы. Работа завершается заключением, в котором подводятся итоги о значении изучения современной литературы в воспитании личности, и списком использованной литературы.

Объектом исследования – литературно-критические статьи в школе.

Предмет исследования – место критических статей в школьном изучении в старших классах.

Цель работы – анализ программ по литературе; изучение методики работы над критическими статьями.

При исследовании курсовой работы я ставила следующие задачи:

  1. Содержание и методика изучения литературно- критических статей.

  2. Методика уроков по изучению литературно-критических статей

  3. Показать, как работа с критическими текстами помогает интерпретации и анализу художественных текстов на уроках литературы.











1.Место изучения критических статей в школе.

Литературно-критические статьи способствуют решению существенных для литературного образования школьников задач. Прежде всего – это углубление восприятия художественного произведения. Статьи критиков, литературоведческие высказывания служат для школьников в содержательном и методическом отношении образцом анализа художественного текста. Литературная критика – одна из составных частей литературоведения. Тесно связанная с историей и теорией литературы, занятыми преимущественно определением природы словесного творчества, установлением основных закономерностей эстетического освоения действительности, анализом классического литературного наследия. Литературная критика оценивает главным образом современное литературное развитие, истолковывает художественные произведения с точки зрения современности.[10,16] Знакомясь с критической статьей, составляя ее тезисы или контекст, учащиеся осваивают избранный автором путь разбора произведения; осмысливают его общественно - философские и эстетические позиции; оценки героев; поиски и решения актуальных проблем, поставленных в этом произведении; приемы сочетания в критическом контексте собственных размышлений автора с цитатным и вне текстовым материалом. Все то помогает создать ученику свои представления об анализе изучаемого художественного произведения, выработать свою методику обращения с художественной и учебной книгой.[1,55] Современный учитель литературы поставлен сегодня перед необходимостью выбора учебников и программ по литературе. Это первая проблема в преподавании литературы вообще, и в частности, современной. Нужно выбирать не учебник, а программу, к которой существует полный или неполный перечень книг, входящий в УМК (учебно-методический комплекс)[14; 67] Главная задача программы по литературе для учащихся старшей ступени – обеспечить вариантность и дифференциацию литературного образования. Чего невозможно достичь при наличии единой программы для выпускных классов. «Современная старшая школа имеет классы разного уровня:  общеобразовательные,  профильные  (негуманитарные), углубленного изучения не позволяет учителю на практике продуктивно заниматься литературным образованием учащихся профильных негуманитарных и общеобразовательных классов [3,107]. На выбор учителю предполагаются две программы, первая ориентирована на освоение образовательного стандарта (базовый уровень) и может использоваться в общеобразовательных профильных негуманитарных классах; вторая программа предполагает углубленное изучение литературы (профильных гуманитарных и профильных негуманитарных классах; вторая программа предполагает углубленное изучение литературы (профильный уровень). Отличие программ существенно. В основе программы базового уровня лежит «проблемно тематический принцип».

  1. Произведения для чтения и изучения объединяются в блоки с позиции их значимости для решения той или иной общечеловеческой, эстетической, нравственной проблемы, для раскрытия определенной «вечной» литературной темы. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

  2. Программа для углубленного изучения литературы (профильный уровень). Представляет собой хронологический систематический курс на историко-литературной основе, который дает возможность учащимся продолжить образование в гуманитарной области. В программе профильного уровня значительно расширен круг писателей, что позволит учащимся делать обобщение на литературном материале, сопоставлять художественные произведения разных эпох. Программа рассчитана на 3-5 учебных часов в неделю.[23; 67]

Учителям представлена некоторая свобода – они решают, как именно должны изучаться предложенные тексты, они могут расширить список по своему усмотрению. В стандарты включены авторы второй половины 20 века, получившие  общественное  признание  современников, например Ф.В.Абрамов, В.П.Астафьев, В.М. Шукшин, А.И.Солженицын, В.В.Быков, К.Д. Воробьев, Ю.В.Трофимов, В.С.Высоцкий, Е.Носов и другие.[4.33] Программы, основываясь на этом стандарте, предлагают на выбор изучение этих автором и их произведения, но составители программ имеют право включать краткий список книг, не входящий в стандарт. Так в программе Т.Ф. Курдюмовой, который пользуется большинство учителей, рекомендованы для изучения и самостоятельного выбора  84  современных авторов. Программ  В.Я. Коровиной по представлению современных писателей не отличается от Т.Ф. Курдюмовой. В этих программах представлены авторы стандарта, литература русского зарубежья последних лет: В.Максимов, Г.Владимов, В.Аксенов и др. В программе под редакцией М.Б.Ладыгина представлена следующая литература: в 9 классе для самостоятельного чтения роман Набокова «Приглашение на казнь» , в 10-11 классах – русское зарубежье В.Л. Максимов, А.Г.Битов « Отец-лес», Е.Носов « Красное вино победы» и др. В программе под редакцией А.И.Княжицкого старшая школа ориентирована на союз школы и филологии, большое значение придается изучению поэтических текстов. На каждую тему распределение часов, например, на литературу эмиграции 12 часов.[11,22]

В старших классах наряду с изучением художественных произведений осуществляется знакомство учащихся с отдельными литературно критическими статьями и высказываниями. Исследования художественного произведения невозможно без глубокого изучения критического материала. Оно позволяет ученику обстоятельно ознакомиться с разными трактовками образной системы произведения. Изучение литературно-критических статей способствует решению существенных для литературного образования школьников задач. Прежде  всего  это углубление восприятия художественного произведения. [6,164] Статьи критиков,  литературоведческие  высказывания служат для школьников в содержательном и методическом отношении образцом анализ художественного текста. Знакомясь с критической статьей, сначала под конспект, учащиеся осваивают избранный автором путь разбора произведения; осмысливают его общественно-философские и эстетические позиции; оценка героев; поиски  и решения актуальных  проблем,  поставленных в этом произведении. Все это помогает создать ученику свои представления об анализе изучаемого художественного произведения.[5;67]

К такого рода статьям, предлагающим образцы анализа произведения, можно отнести этюд И.А. Гончарова «Мильон терзаний», восьмую и девятую статьи о Пушкине В.Г. Белинского, его же статью о романе М.Ю.Лермантова «Герой нашего времени», « Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбова , статьи А.В. Дружинина и др. Различные варианты интерпретации художественных произведений обнаруживаются при обращении к критическим работам Д.И. Писарева, А.А. Григорьева, С.Соловьева,  Д.С. Мережевского,  современных критиков и литературоведов. Как правило, эти материалы большие статьи привлекаются на уроках текстуального анализа произведений, либо на специальных уроках по анализу критической статьи для сравнения с уже устоявшейся в науке интерпретацией и стимулируют раздумья школьников, помогают им сформировать личную позицию.[24; 322] Так, при изучении романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин» можно познакомить учащихся с выдержками из статьи Писарева « Пушкин и Белинский. «Евгений Онегин». Рассмотрим статьи Белинского о произведении А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Критические статьи Белинского, посвященные роману А.С. Пушкина « Евгений Онегин»

Критические статьи (8-я и 9-я) В.Белинского, посвященные роману А.С.Пушкина « Евгений Онегин», были последовательно опубликованы в 1844 – 1845 годах в журнале « Отечественные записки». В свое время роман « Евгений Онегин» вызвал многочисленные отклики современников. Все эти отклики, в высшей степени противоречивые, отражали неустойчивость эстетического сознания эпохи. Однако при всех разногласиях их объединяло одно – непонимание гениального новаторства, оригинальности и подлинного смысла пушкинского произведения.[7,43] Белинский поставил себе цель:

« Раскрыть по возможности отношение поэмы к обществу, которое она изображает » и весьма преуспел в этом.

Говоря о романе А.С.Пушкина « Евгений Онегин» в целом, Белинский отмечает его историзм в воспроизведенной картине русского общества. Критик считает « Евгений Онегина» поэмой исторической, хотя в числе героев нет ни одного исторического лица. Глубоко знание обиходной философии, которым обладал Пушкин, сделало « Онегина» произведением оригинальным и чисто русским. « Пушкин взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою – отмечает Белинский.– «Онегин» есть поэтическая верная действительности картина русского общества в известную эпоху».[9,155]

«Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением, - утверждает Белинский. Он указывает на « народность» как характерную черту данного романа, считая, что « Евгении Онегине» народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении. Если ее все признают национальною, то это потому, что у нас издавна укоренилось престранное мнение, будто бы русский во фраке или русская в корсете – уже не русские и что русский дух дает себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста. Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи.[12,310]. По мнению Белинского, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одной из фраз его образования и развития. Критик дал характеристику образам романа. Характеризуя Онегина, он замечает: « Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека! Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям. Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался « Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры…». Онегин не претендует на звание гения, не лезет в великие люди, но бездеятельность душит его. « Онегин – страдающий эгоист… Его можно назвать эгоистом поневоле, - считает Белинский, - в его эгоизме должно видеть то, что древние называли « famus». Этим объясняется понимание Онегина как характера «незавершенного»,  судьба которого трагична  вследствие этой  незаконченности. Белинский не соглашается с теми критиками, кто считал Онегина « пародией», находя в нем типическое явление русской жизни. [8;122]

Достаточно простым и ясным представляется Белинскому характер Ленского- типичного для эпохи « идеального» существования, « оторванного от действительности». Это было, по его мнению, совершенно новое явление. Ленский был романтик и по натуре, и по духу времени. Но в тоже время « он сердцем милый был невежда», вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее. «Действительность на него не имела влияния: его печали были созданием его фантазии», - пишет Белинский. Ленский полюбил Ольгу и украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых у нее не было, и о которых она и не заботилась. «Ольга была очаровательна, как все « барышни», пока они еще не сделались « барынями», «а Ленский видел в ней фею, сильфиду, романтическую мечту, нимало не подозревая будущей барыни» - пишет критик. «Люди, подобные Ленскому, при всех их неоспоримых достоинствах, нехороши тем, что ли перерождаются в совершенных филистеров, или, если сохранят навсегда свой первоначальный тип, делаются этими устарелыми мистиками и мечтателями, которые так же неприятны, как и старые идеальные девы, и которые больше враги всякого прогресса, нежели люди просто без претензий… Словом, это теперь самые несносные пустые люди», - заключает Белинский свои размышления о персонаже Ленского.[16;125]

Татьяна, по мнению Белинского, - «существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При участии взаимности любовь такой женщины – ровное, светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но, тем не менее, страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собой детям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этом жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла б свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство».[15, 143] « Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков со страстью к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына возможно только в русском женщине. Весь внутренний мир Татьяны заключался вражде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал…», - писал критик. По мнению Белинского, для Татьяны не существовал настоящей Онегин. Она не могла ни понимать, ни знать его, потому что она и себя саму так же мало понимала и знала. «Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияние на сердце…Татьяна была из таких существ», - утверждает критик.[17,188].

Белинский дает великолепный  социально психологический  этюд   о  положении русской женщины. Он посылает нелицеприятные реплик в адрес Татьяны, а на общество. Именно это общество пересоздало ее, подчинило ее чистую натуру « расчетам благоразумной морали». «Ничто так не подчинили строгости внешних условий, как сердце, и нечто так не требует безусловной воли, как сердце же». В этом противоречии и состоит трагизм судьбы Татьяны, в конечном счете, подчинившийся этим « внешним условиям».

В вышерассмотренных критических статьях Белинский учел и вместе с тем решительно отверг все те мелкие и плоские толкования пушкинского романа, которыми грешила критика с момента появления его первой главы и вплоть до публикаций статей Белинского. Анализ этих статей позволяет понять подлинный смысл и цену бессмертного, « истинно национального» произведений. [19; 234]

Изучение литературно-критических статей повышает уровень литературной образованности школьников, формируя понятие о литературной критике как об одном из видов литературного творчества, целью которого является истолкование художественных произведений, а также явлений жизни, в них представление, что « не только материал, сколько сам подход, продиктованный современными  общественными задачами и живым восприятием читателя, отличает литературную критику даже в тех случаях, когда речь идет о классическом наследии прошлого, входящем в культурный обиход современности» [5;254] .

Учитывая важность и необходимость изучения литературно-критических статей в профильных классах, предлагается следующая система работы на уроках литературы в 10 классе:

  1. Учащиеся получают список литературы для ознакомительного чтения летом вместе с указанными критическими статьями.

  2. Организация чтение и работа с фрагментами статей до изучения на уроке производится с помощью системы вопросов, которые постоянно обращают учеников к тексту статей.[18,172]

Желая, чтобы критическая статья, изучаемая текстуально, стало образцом анализа художественного произведения, учитель помогает школьникам не только понять ее содержание, но и осмыслить форму, то есть жанр; стилистические особенности; логические связи между ее положениями; способы аргументации. В таком случае литературная критика становится для них и образцом построения собственного высказывания на литературную тему, как письменного, так и устного. При систематической работе по анализу критики у учащихся формируется умения, способствующие развитию их собственной литературно критическом  деятельности, естественно, пока на школьном уровне.

При изучения романа И.А. Гончарова « Обломов» учащиеся работали над двумя статьями Н.А.Добролюбова « Что такое обломовщина?» и А.В. Дружинина « Обломов», роман Гончарова. [19,202]

Статью Добролюбова конспектировали по плану, составленному с помощью учителя. План конспектирования статьи « Что такое обломовщина?»: Отношение критиков и читателей к роману «Обломов»; некоторые грани таланта И.А.Гончарова как автора романа «Обломов»; Обломов - народный тип. Главные черты обломовского характера заключаются:

  • В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете.

  • « Обломов… не может и серьезно, деятельно захотеть чего-нибудь…»

  • Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий».

Главное здесь не обломов а обломовщина. Отдавая дань своему времени, Гончаров вывел противоядие Обломову Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой может русский художник вызвать из теперешней жизни. Статья А.В.Дружинина на уроке анализируется устно с письменным выводом по двум статься.[15;266].

Старшеклассников обогащает знакомство с личностью и творческим методом наиболее выдающихся литературных критиков, с чьими статьями они работать на уроках и в процессе выполнения домашнего задания, так как личностная направленность, мировоззрение, связь и интересными определенных сословий накладывают заметный отпечаток на характер восприятия и интерпретации им художественного произведения, оценку творчества писателя в целом. Личностная критика, его биографические данные раскрываются перед учащимися на занятиях по образной теме, в ходе уроков текстуального разбора статьи, в частности, во вступительном слове к такому уроку( в виде кратких замечаний). Или как предлагается в данной системе работы проблемно - поисковая ситуация создается после знакомства с работами критиков: чем можно объяснить столь различные взгляды и подходы в понимании и трактовке романа И.А. Гончарова. [20,123]

Продолжая описывать систему работы в профильных классах по изучению литературной критики, предлагается сопоставительный конспект статей М.А.Антоновича « Асмодей нашего времени» и Д.И.Писарева « Базаров», написанных ими по поводу романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». И.Писарев, и Антонович представители поколения демократов шестидесятников. Тем интереснее понять причину разных оценок одного произведения. Суть контрастных мнений критиков предлагается изложить в форме сопоставительного тезисного контекста, выполнив следующие задания: закончить конспект, продолжив тезисы; определить и записать критерии, по которым можно сравнивать позиции критиков; определить, чья позиция ближе.

Антонович 1. «С первых же страниц … вас обдает каким то холодом;…

Это показывает, что новое произведение Г.Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении.

Присарев.1. « Новый роман Тургенева дает нам все то, чес мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша».

Антонович.2. « …в романе, за исключением одной старушки, нет ни одного живого лица и живой души…».

Писарев2. « В романе … есть типы и характеры, сцены и картины, и, главное, сквозь ткань рассказы сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение».

Антонович.3. « О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое – ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех…»

Писарев.3. «Тургеневу пришло в голову выбрать представителем базаровского типа человека неотесанного…».

Антонович .4. « В спорах Базаров совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепицы, непростительные самому ограниченному уму…»,

Писарев.4. « Что же делает Базаров среди этих личностей?

Он старается обращать на них как можно меньше внимания…».

Антонович .5. « Роман есть не что иное, как беспомощная и разрушительная критика молодого поколения».

Писарев. 5. « Итак, Тургенев никому и нечему в своем романе не сочувствует вполне…» [13;98]

Как же убедительно показал последний пример, обращение к литературно- критическим статьям и высказываниям, включение их процесс работы по изучению художественного произведения способствует установлению диалогических отношений между читателем и критиком, которые, в свою очередь, совместно ведут разговор с писателем, усиливается положительная читательская мотивация, стремление личностно осмыслить поднятые писателем и критиком проблемы, заинтересованно искать на них ответы как непосредственно в произведении, так и биографии писателя, а также в статьях и высказываниях критиков и литературоведов и в классах диспутах, к участию кВ которых активно побуждает литературная критика [21;144]


2.Пути и средства изучения критических статей на уроках литературы.

Методика изучения литературно-критических статей в старших классах.

Методика работы с изучением критических статей в старших классах основывается на следующих принципах:

  1. Необходимо на протяжении всего курса раскрывать роль критики в развитии литературы, в общественном самосознании,  в  освободительном движении, помня, что передовая русская критика всегда была «голосом совести», « рупором передовых идей нации».

  2. Изучение критических статей должно идти в единстве с работой над литературными произведениями. Ученики как бы читают произведение вместе с критиком, советуются с ним, спорят, если пришли к иному мнению, - в общем, учатся критически мыслить, аргументировано анализировать явления литературы.

  3. Изучение критических работ следует вести во взаимодействии с изучением теоретико-литературных понятий, закономерностей развития литературы: обращение к критике помогает формированию научного подхода к литературе, вместе с тем научные представления, определения, термины нужны для понимания статей.

  4. Нужно учитывать, что критика в природе есть словесное творчество, стоящее на грани между искусством и наукой. Критика обычно пользуется логическим доказательством, а не художественным образом. Но лучшие ее произведения обладают своим стилем, форма их целостна, авторская позиция выражается в единстве всего текста.[2;66]

Изучение критики в школе фрагментарно и не может охватывать всех ее особенностей. Оно предполагает соблюдение следующих требований: представить себе историческую обстановку, в которой появилась статья, постараться понять истоки суждений автора, логику его размышлений и выводов. Работу с критической статьей целесообразно начинать с установления ее места в системе преподавания. Изучение статьи должно естественно включаться в процесс анализа литературного произведения. Только тогда она будет воспринята учащимися как значительное и интересное событие литературной жизни. Подготовка к изучению литературно-критических статей начинается с первой темы курса, продолжается в ходе работы над монографическими темами программы.[25,132]

Методика работы с критическим материалом на уроке.

Изучение критики способствует:

  1. Расширенному анализу художественного произведения

  2. Знакомству с образцом литературоведческого  анализа  художественного текста.

  3. Освоение учащимися пути создания произведения, осмыслению поступков героев.

Задачи, которые должен реализовать учитель:

  1. Научить воспринимать статью как документ эпохи

  2. Дать четкое представление, с какой целью критик написал статью

  3. Объяснять точку зрения критика, исходя их его взгляда

  4. Помочь учащимся осмыслить ключевые положение статьи

  5. Научить делать самостоятельные выводы, высказывать свое мнение, оценку

  6. Способствовать развитию навыков логического мышления и самостоятельного анализа.

К статьям предлагающим образцы анализа произведения, можно отнести этюд И.А.Гончарова «Мильон терзаний», « Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбова, статьи А.В.Дружинина, И.Ф.Анненского и другие.

Эффективно давать критические статьи в сопоставлении противоположными точками зрения, рассматривать полемику вокруг произведений: при изучении романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин» можно познакомить учащихся выдержками из статьи Писарева « Пушкин и Белинский « Евгений Онегин».[22.62]

Методика использование литературно-критических статей

На занятиях по изучению монографической темы в работе над материалами критических статей методисты выделяют два основных этапа. Первый этап – обращение к фрагментам статей, отдельным высказываниям критиков и литературоведов: характеристика конфликта, этапы развития сюжета, образы героев, объяснение их поступков, роль художественной детали и т.д. Второй этап – анализ всего текста. Для этого выделяется специальный урок, на котором проводится чтение комментирование статьи начинается составление плана и тезисов.

Работа с композицией литературно-критических статей.

Учащиеся старших классов составляют план статьи. Для этого необходимо разделить текст на тематические части, составить план. Форма записи в виде плана чрезмерно важна для восстановления в памяти содержание прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей. План улучшает логико-мыслительную технику учащихся( обнаруживает непоследовательность, выявляет повторения), ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль.

Возможны два способа работы. Первый заключается в составлении краткого простого плана. После этого, чтении текста снова, создается более сложный план с детализирующими пунктами под общими заголовками для них. Процесс обработки детального простого плана поможет лучше разобраться учащимися в содержании статьи: выделяются основные положения, фильтруется текст.

Второй заключается в записи пунктов плана с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для его последующего совершенствования.

Недостаток плана в том, что он говорит лишь о чес сказано в источнике, но не дает сведений что и как сказано, т.е. скупо упоминает о фактическом содержании, о схеме его расположения.[23,287]

Методические рекомендации

  1. Составляя план при чтении критической статьи, прежде всего, следует разграничить рассуждение автора по смысловым линиям. Переход от одного рассуждения к другому необходимо зафиксировать. Этим отрывкам дать заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем убедиться, правильно установлен « поворот» содержания, уточнить формулировки.

  2. Очень важно для учащихся, чтобы заголовки плана наиболее емко, исчерпывающе раскрывали мысли автора.

  3. Запись плана статьи нужно делать так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

  4. При составлении плана важно определить порядок работы над сформулированными вопросами

Тезирование

Тезисы принято разделять на основные, простые, сложные. Простые тезисы ( иногда их записывают в виде цитат) обнаруживаются при первоначальном ознакомлении со статьей, а основные можно составить лишь при уяснении сути, направления авторской мысли.

Основные тезисы часто создаются на базе простых, путем их обобщения, переработки и исключения как второстепенных. Помощь при написании тезисов оказывает предварительно составленный сложный план. Если тезисы составляются к пунктам такого плана, то главным из этих пунктов могут соответствовать основные тезисы, подпунктам- простые тезисы. Грамотно составленные тезисы взаимосвязаны, как звенья одной цепи.

Методические рекомендации

  1. При составлении тезисов не приводить фактов и примеров.

  2. Сохранять в тезисах самобытную форм высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.

  3. Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста.

  4. По окончанию работы над тезисами необходимо сверить их с текстом источника, затем переписать и пронумеровать.

К тезированию предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры. Абсолютно недопустимы эмоционально экспрессивные определения, метафоры, инверсии и другие неограниченные включения. Предметно-логическое содержание тезисов носит характер утверждающего суждения или заключения.

Конспектирование

Конспект, как правило, составляется для личного пользования и отражает индивидуальное потребности учащегося в той или иной информации по критической статье. Необязательными для конспекта являются такие признаки, как целостность и информационная полнота, связность и структурная упорядоченность.[13,67]

Методические рекомендации

  1. Ознакомиться с критической статьей( есть ли): предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы. Необходимо выделить информационно значимые места текста.

  2. Сделать библиографическое описание конспектируемого материала (на какие тексты ссылается автор статьи, какие привлекает в качестве аргументов и т.д.)

  3. Выделить в тексте тезисы и записать их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.

  4. Использовать реферативный способ изложения: « Автор считает, что…», « Автор раскрывает…».

  5. Дать собственные комментарии или поставить вопросы и ответы на них.

  6. В заключении дать ему оценку проработанному материалу.

Конспект-схема

Это схематическая запись изученной критической статьи. Наиболее распространенными являются схемы «генеалогическое дерево» и «паучок». В схеме «генеалогическое дерево» выделяются основные составляющие наиболее сложного понятия, ключевые слова и т.п. и располагаются в последовательности « сверху вниз», от общего понятия к его частным составляющим. В схеме « паучок» название темы или вопроса записывается и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем продумывается, какие понятия являются, какие понятия являются основными, их записывают на схеме так, что они образуют «ножки» «паучки».

Для того чтобы усилились устойчивость « ножек», к ним присоединяют ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти. Составление конспектов схем способствует не только запоминанию текста материала . такая работа развивает способность выделять самое главное, существенное в учебном материала, классифицировать информацию.

Методические рекомендации

  1. Подобрать факты для составления схемы и выделить среди них основные, общие понятия.

  2. Определить ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

  3. Сгруппировать факты в логической последовательности, дать название выделенным группам. Заполнить схему данными [24,187].

Приемы изучения литературно критических статей в школе.

Задача учителя – сделать это изучение творческим; важно не только научить анализировать эти статьи, но всей системой вопросов, заданий пробудить интерес у учащихся к критической литературе, и тогда чтение критических статей станет не обязанностью. А потребностью учащихся. Рассмотрение критических статей развивает художественный вкус школьников, расширят их культурный кругозор, способствует выработке нравственных идеалов. Критика должна стать не только объектом познания, но и инструментов познания, формирующим навыки научного анализа текста, воспитывающим критическое мышление. Активное усвоение содержания критических работ, знакомство с логикой развития мысли, приемами ее оформления, системой аргументации позволяет выработать необходимые читательские способности и умения: умение устанавливать связь между эстетическими проблемами и социальными явлениями; умение соотносить писательскую позицию с собственным жизненным опытом; умение исследовать историко-литературный материал по определенным углом зрения; умение проблемно, публицистически, заостренно воспроизводить концепцию произведения; умение обоснованно строить трактовку произведения; умение  аргументировать предпочтение той или иной точки зрения. [25,289]


























Заключение

Таким образом, подводя общий итог исследования вопроса критических статей и литературных программ в 9-11 классах, мы можем сделать вывод о том, что изучение критики в школе фрагментарно, и не может охватывать всех ее особенностей. Оно предполагает соблюдение следующих требований: представить себе историческую обстановку, в которой появилась статья, постараться понять истоки суждений автора, логику его размышлений и выводов. Работу с критической статьей целесообразно начинать с установления ее места в системе преподавания. Изучения статьи должно естественно включаться в процесс анализа литературного произведения. Только тогда она будет воспринято учащимися как значительное и интересное событие литературной жизни. Наша задача – сделать это изучение творческим; важно не только научить анализировать эти статьи, но и всей системой вопросов, зданий пробудить у учащихся интерес к критической литературе и тогда чтение критических статей станет обязанностью, а потребностью учащихся. Изучение литературно-критических статей обогащает духовный мир учащихся, расширяет их кругозор, учит мыслить, прививать навыки самостоятельного анализа художественных произведений, заставляет задуматься над различными вопросами жизни. Знакомство с критическими статьями помогает школьникам глубже понять смысл изучаемого произведения и его образы, актуальные вопросы того времени разрешение их писателем. В ходе решения первой задачи была изучена и проанализирована научная литература по проблеме исследования. Анализ литературы показал, что в методике работы с литературной критикой на уроке акцентируется внимание на литературном, нравственном, эстетическом развитии личности учащегося. В ходе решения второй задачи критического исследования мною были раскрыты методы изучения критических статей в школе. Мною был выявлен ряд преимуществ изучение литературной критики учащимися. 1)углубленное понимание изучаемого художественного произведения. 2) расширенные представления о социально-историческом контексте изучаемого художественного произведения.3) развитие навыков анализа художественного произведения в единстве содержание и формы. 4) развития умений критического анализа информации ( выделять главное, выявлять последовательность рассуждений, способы доказательства позиции). Таким образом анализ исследования позволяет заключить что цели исследования достигнуты, задачи решены.
























Список использованной литературы

  1. Хрестоматия критических материалов: Русская литература XIX века / Сост. Л.Ю. Алиева, Т.В. 2013 – с.744

  2. Белинский В. Г. и дp. Литературная критика / В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Дмитрий Иванович Писарев. - М.: АСТ и др., 2000.с.209

  3. Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Автор-составитель Б.А. Ланин. - М.: Академия, 2018 с.133

  4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. - М, Просвещение, 2004. - с.70-78.

  5. Богданова О. Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в восьмом классе. – М., 1980.с.283

  6. Бочаров А.Г. Жанры литературно-художественной критики: Лекции. – М., 1982.Дановский А.В. Изучение литературно-критических статей// Межпредметные связи при изучении литературы в школе. – М., 1990.с. 232

  7. Войтушенко В. Д., Король Н. И. Изучение литературно-критических материалов в школе. – Киев, 1982.с.108

  8. Григорьев А.А. Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства // Григорьев А.А. Литературная критика / Сост. Б.Ф. Егоров. М.: Худ. лит-ра, 1967. с.156

  9. Гончаров И. А. Литературно-критические статьи и письма / И.А. Гончаров. - Демидова Н. А. Изучение литературно-критических статей // Методика преподавания литературы. В 2-х частях. Ч. I. - М., 2018 с. 165

  10. Зоркая Н. литературная критика на переломе эпох // НЛО. 2004. №69. С.285.

  11. .Кожинов В.В. Вульгарный социологизм // Краткая литературная энциклопедия / Под ред. А. А. Суркова. М.: Сов. Энцикл., 1962-1978. Т. 1. Ст. 162

  12. . Новая русская критика. Нулевые годы / Сост. Р. Сенчин. М.: Олимп, 2018. 379 с.

  13. Фролова И.В. Мастерство литературного критика: учебное пособие. Улан-9.Чупринин С. И. Русская литература сегодня: малая литературная энциклопедия. М.: Время, 2012. 990 с

  14. Русская литературная критика: исторические и теоретические подходы: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, Вып.2019 166 с.

  15. Белинский В. Г.-о Пушкине, Лермантове, Гоголе М. Избранные статьи про Пушкина :Издательство Юрайт,2019-с.326

  16. Белинский В. Г.-Избранные сичинения -М.:Издательство Юрайт,2019-237-Антология мысли-978-5-534-02448-7: с.178

  17. Белинский В. Г.-Статьи о русской литературе. избранное-М.:Издательство Юрайт,2019 с.348

  18. Костылев О. Л. Критическая статья на уроке литературы. – Л., 1976.с. 276

  19. 24. Костылёв О. Л. Критическая статья на уроке литературы. – Л., 1976. С. 323

  20. Григорьев А.А. Литературная критика. / Сост. Б.Ф. Егоров. М.: Худ. лит- ра, 1967. 631 с.

  21. Демидова Н. А. Изучение литературно-критических статей // Методика преподавания литературы. В 2-х частях. Ч. I. – М., 1995.с.156

  22. Демидова Н.А. Изучение литературно-критических статей// Методика преподавания литературы: Учебник для пед.вузов./ Под ред. Богдановой О.Ю.., Марнцмана В.Г. – В 2015 – с..

  23. Костылев О. Л. Критическая статья на уроке литературы. – Л., 1976. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. - М, Просвещение, 2004. - с.70-78.

  24. . Костылёв О. Л. Критическая статья на уроке литературы. – Л., 1976.- с. 279

  25. Леонов С.А. Изучение литературно-критических статей// Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов/ Под ред.О.Ю. Богдановой. – М., 1999.- с.303