Календарно-тематическое планирование по «Биологии» в 9 классе на 2019 – 2020 учебный год составлено на основании:
- Государственного общеобязательного стандарта основного среднего образования, утвержденного Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604;
- Типовой учебной программы по учебному предмету «Биология» для 7-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115, с изменениями и дополнениями 25 октября 2017 года № 545;
- Инструктивно-методического письма «Об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2019-2020 учебном году».
- Согласно перечня учебных изданий, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях» от 17 мая 2019 года № 217;
Для реализации такой практической направленности обучения в 9 классе проводится 10 лабораторных работ, 22 практических работ, 10 СОР, 4 СОЧ.
Учебник: «Биология» для 9 классов общеобразовательных школ (авторы Н.Асанов, А.Соловьева, Б. Ибраимова ) «Атамұра» 2018 год.
Разделы | № урока | Темы (Содержание) | Цели обучения | Кол-во час. | Дата | Домашнее задание | Примечание |
1-я четверть (16 часов) | |
9.1.А Клеточная биология (2 часа) | 1 | Функции основных компонентов клетки. Клеточные структуры: плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, эндоплазматическая сеть, клеточный центр, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения, клеточные включения. Строение и выполняемые функции. | 9.4.2.1 объяснять основные функции компонентов растительной и животной клетки | 1 | 3.09 | §1 | |
2 | Вычисление линейного увеличения клеток. Увеличение, актуальный размер и фактический размер изображения. Перевод единиц измерения в систему СИ (сантиметры - миллиметры - микрометры - нанометры). | 9.4.2.2 вычислять линейное увеличение клеток, используя микрофотографии | 1 | 7.09 | §2 | Моделирование «Вычисление линейного увеличения клеток, используя микрофотографии» |
9.1 В Разнообразие живых организмов. Биосфера и экосистемы (4 часа) | 3 | Использование бинарной номенклатуры для описания различных видов. Лабораторная работа №1 «Определение видов растений и животных (местного региона) с помощью определителя» | 9.1.1.1 использовать бинарную номенклатуру при описании различных видов; 9.1.1.2 распознавать по отличительным признакам виды растений и животных (по определителям) | 1 | 10.09 | §3 | Лабораторная работа №1 |
4 | Экспоненциальные и сигмоидные кривые роста популяции | 9.3.1.1 анализировать диаграммы экспоненциальных и сигмоидальных кривых роста популяций | 1 | 14.09 | §4 | |
5 | Эффективность переноса энергии в экосистеме. Поток энергии и цепи питания. Виды экологических пирамид. | 9.3.1.2 рассчитывать эффективность переноса энергии; 9.3.1.3 сравнивать пирамиды численности, биомассы и энергии | 1 | 17.09 | §5 | |
6 | Круговорот азота и углерода в природе. Биохимические процессы в биосфере. Роль живых организмов в создании осадочных пород и почвы Суммативное оценивание за раздел №1 | 9.3.1.4 составлять схему круговорота азота и углерода в природе | 1 | 21.09 | §6 | СОР №1 |
9.1 С Влияние деятельности человека на окружающую среду (3 часа) | 7 | Влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду и здоровье человека | 9.3.2.1 объяснять влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду | 1 | 24.09 | §7 | |
8 | Воздействие пестицидов на окружающую среду и здоровье человека | 9.3.2.2 объяснять последствия влияния пестицидов на окружающую среду и здоровье человека | 1 | 28.09 | §8 | |
9 | Парниковый эффект и истощение озонового слоя. Влияние повышения температуры атмосферы и воды, уровня мирового океана на живые организмы | 9.3.2.3 объяснять влияние парникового эффекта на живые организмы; 9.3.2.4 объяснять причины и последствия разрушения озонового слоя | 1 | 1.10 | §9 | |
9.1.D Питание (4 часа) | 10 | Процесс расщепления. Действие пищеварительных ферментов. Роль ферментов в пищеварении. Абсорбция и выделение | 9.1.2.1 описывать в деталях процессы пищеварения у человека; 9.1.2.2 устанавливать взаимосвязь между органическим веществом и соответствующим ферментом в процессе переваривания пищи | 1 | 5.10 | §10 | |
11 | Механизм действия ферментов. Активный центр фермента. Лабораторная работа №2 «Исследование влияния различных условий (температура, pН) на активность фермента» | 9.4.1.1 изучать механизм действия ферментов 9.1.2.3 исследовать влияние различных условий (температура, pН) на активность фермента | 1 | 8.10 | §11 | Лабораторная работа №2 |
12 | Эмульгирование жиров под действием желчи. Лабораторная работа №3«Исследование процесса эмульгирования жиров под действием желчи» | 9.1.2.4 исследовать процесс эмульгирования жиров под действием желчи | 1 | 12.10 | §12 | Лабораторная работа №3 |
13 | Сходства и различия активного и пассивного транспорта. Транспорт через клеточную мембрану. Затрата энергии при активном транспорте Суммативное оценивание за раздел №2 | 9.1.3.1 сравнивать пассивный и активный транспорт | 1 | 15.10 | §13 | СОР №2 |
9.1.Е Транспорт веществ (2 часа) | 14 | Внешние и внутренние факторы, влияющие на транспирацию. Лабораторная работа №4 «Исследование внешних факторов: температуры, влажности и давления водяного пара, движения воздуха на процесс транспирации». Суммативное оценивание за раздел №3 | 9.1.3.2 объяснять сущность процесса транспирации у растений; 9.1.3.3 исследовать внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс транспирации | 1 | 19.10 | §14 | Лабораторная работа №4 СОР №3 |
15 | Суммативная оценивание за 1 четверть | Оценивание знаний, умений и навыков учащихся по темам за 1 четверть. | 1 | 22.10 | §1-15 | СОЧ №1 |
| 16 | Влияние внешних факторов на транспорт веществ по флоэме: температуры, влажности, света Лабораторная работа №5 «Исследование внутренних факторов: площади испаряющей поверхности и отношения этой поверхности к объему растений (кутикула, устьица) на процесс транспирации». | 9.1.3.4 изучить перемещение веществ во флоэме в зависимости от внешних факторов | 1 | 26.10 | §16 | Лабораторная работа №5 |
2-я четверть (16 часов) | | | | | | |
9.2А Дыхание (2 часа) | 17 | Анаэробное и аэробное дыхание. Рассматривать процессы анаэробного и аэробного дыхания с использованием уравнений химических реакции. Эффективность анаэробного и аэробного дыхания. | 9.1.4.1 сравнивать процессы анаэробного и аэробного дыхания, используя уравнение химической реакции процесса дыхания | 1 | 5.11 | §17 | |
18 | Утомление мышц, связанное с анаэробным и аэробным дыханием. Влияние физических упражнений на аэробное и анаэробное дыхание Суммативное оценивание за раздел №4 | 9.1.4.2 рассмотреть связь между утомлением мышц и процессами анаэробного и аэробного дыхания | 1 | 9.11 | §18 | СОР №4 |
9.2.В Выделение (4 часа) | 19 | Строение и функции нефрона. Ультрафильтрация. Абсорбция и избирательная реабсорбция. Состав мочи. Причины фильтрации и обратной фильтрации | 9.1.5.1 описывать строение и функцию нефрона; 9.1.5.2 описывать процессы фильтрации и образования мочи | 1 | 12.11 | §19 | |
20 | Факторы, влияющие на работу почек: рацион питания, переохлаждение, лекарственные препараты, хронические и инфекционные заболевания (кариес, гнойная ангина и др.) | 9.1.5.3 описывать факторы, влияющие на работу почек | 1 | 16.11 | §20 | |
21 | Гигиена мочевыделительной системы. Заболевания почек и органов мочевыделительной системы: пиелонефрит, цистит, мочекаменная болезнь почек. Причины и меры профилактики | 9.1.5.4 объяснять меры профилактики болезней почек и мочевыделительной системы | 1 | 19.11 | §21 | |
22 | Продукты выделения живых организмов, обитающих на суше, в пустыне, в пресной и соленой воде. Конечные продукты разложения азотсодержащих органических веществ: аммиак, мочевина, мочевая кислота Суммативное оценивание за раздел №5 | 9.1.5.5 установить связь между средой обитания и конечными продуктами обмена веществ у различных организмов | 1 | 23.11 | §22 | СОР №5 |
9.2.С Координация и регуляция (9 часов) | 23 | Типы и функции нейронов. Функции нервной ткани (глиальные клетки). Миелинизированные и немиелинизированные оболочки аксона. Синапсы и медиаторы. | 9.1.7.1 устанавливать взаимосвязь между строением нервной клетки и функцией нервной клетки 9.1.7.2 - анализировать функции нервной ткани и ее структурных компонентов | 1 | 26.11 | §23 | Моделирование «Изучение нервной ткани» |
24 | Возникновение и проведение нервных импульсов в миелинизированных и немиелинизированных аксонах. | 9.1.7.3 описывать возникновение и проведение нервного импульса | 1 | 30.11 | §24 | Моделирование «Изучение скорости возникновения и передачи нервного импульса» |
25 | Скорость проведения. Мембранный потенциал, потенциал покоя и потенциал действия. | 9.1.7.3 описывать возникновение и проведение нервного импульса | 1 | 3.12 | §24 | |
26 | Электрические процессы в живых организмах. Электрорецепторы и электрические органы | 9.4.4.1 изучать электрические процессы в живых организмах | 1 | 7.12 | §25 | |
27 | Механизм нейрогуморальной регуляции на примере регуляции вдоха и выдоха. Сравнение нервной и гуморальной регуляции. Адаптация организма к стрессу | 9.1.7.4 объяснять механизм нейрогуморальной регуляции | 1 | 10.12 | §26 | |
28 | Нейрокомпьютерный интерфейс. Система обмена информацией между мозгом и компьютером | 9.4.4.2 изучать особенности технологии интерфейс компьютер-мозг | 1 | 14.12 | §27 §28 | |
29 | Механизмы поддержания гомеостаза | 9.1.7.5 объяснять механизм поддержания постоянства внутренней среды организма | 1 | 17.12 | праздник §29 §30 | Лабораторная работа №6 |
| 30 | Регуляторы роста и развития растений. Лабораторная работа №6 «Исследование влияния ауксина на растения» Суммативное оценивание за раздел №6 | 9.1.7.6 анализировать влияние ростовых веществ на жизнедеятельность растений | 1 | 21.12 | §31 §32 | СОР №6 |
СОЧ (1час) | 31 | Суммативная оценивание за 2 четверть | Оценивание знаний, умений и навыков учащихся по темам за 2 четверть. | 1 | 24.12 | §17-32 | СОЧ №2 |
| 32 | Обобщение и повторение разделов 9.2 | | 1 | 28.12 | | |
3-я четверть (20 часов) | | | | | | |
9.3.А Движение (1 час) | 33 | Работа мышц. Регуляция мышечных движений». Лабораторная работа№7 «Изучение процесса утомления мыщц при статической и динамической работе» Суммативное оценивание за раздел №7 | 9.1.6.1 исследовать максимальное мышечное усилие и силовую выносливость мышц руки; 9.1.6.2 исследовать зависимость работы от частоты мышечных сокращений | 1 | 11.01 | §33 | Демонстрация «Работа основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки. Лабораторная работа №7 СОР №7 |
9.3.В Молекулярная биология (2 часа) | 34 35 | Принципы строения молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты: комплементарность нуклеотидов | 9.4.1.2 описывать строение двойной спирали молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты 9.4.1.3 моделировать молекулу дезоксирибонуклеиновой кислоты на основе принципов её строения | 2 | 14.01 | §34 | Моделирование «Строение молекулы ДНК» |
18.01 | §35 | |
9.3.С Клеточный цикл (5 часов) | 36 | Интерфаза. Стадии интерфазы: Gl, S и G2 | 9.2.2.1 объяснять процессы, происходящие в интерфазе клеточного цикла | 1 | 21.01 | §36 | |
37 | Митоз. Фазы митоза. Лабораторная работа №8 «Исследование митоза в клетках корешка лука». | 9.2.2.2 охарактеризовать фазы митоза | 1 | 25.01 | §37 | Лабораторная работа №8 |
38 39 | Мейоз. Фазы мейоза. Сравнение митоза и мейоза. Суммативное оценивание за раздел №8 | 9.2.2.3 охарактеризовать фазы мейоза; 9.2.2.4 сравнивать процессы митоза и мейоза | 2 | 28.01 | §38 | Моделирование «Изучение фаз мейоза» СОР №8 |
1.02 | §39 |
9.3D Закономерности наследственности и изменчивости (9 часов) | 40 | Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности | 9.2.4.1 оценивать роль исследований Г. Менделя в становлении и развитии генетики | 1 | 4.02 | §40 | |
41 | Цитологические основы генетических законов наследования. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. | 9.2.4.2 обосновывать цитологические основы моногибридного скрещивания и решать задачи на моногибридное скрещивание; 9.2.4.3 обосновывать цитологи-ческие основы дигибридного скрещивания и решать задачи на дигибридное скрещивание | 1 1 | 8.02 | §41 | Решение задач на моногибридное скрещивание |
42 | Moно- и дигибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления | 11.02 | §42 | Решение задач на дигибридное скрещивание |
43 | Взаимодействие аллельных генов: полное и неполное. Явление доминирования признаков. | 9.2.4.4 сравнивать полное и неполное доминирование; | 1 | 15.02 | §43 | |
44 | Понятие анализирующего скрещивания и его практическое значение | 9.2.4.5 оценивать значение анализирующего скрещивания | 1 | 18.02 | §43 | |
45 | Генетика пола. Генетический механизм определения пола. Наследование сцепленное с полом. Гемофилия и дальтонизм | 9.2.4.6 описывать теорию определения пола; 9.2.4.7 составлять схему, объясняющую роль хромосом в определении пола | 1 | 22.02 | §44 | |
46 | Закономерности наследования групп крови у человека. Резус-фактор | 9.2.4.8 объяснять механизм определения и наследования групп крови человека | 1 | 25.02 | §45 | |
47 | Генетика человека. Методы изучения наследственности у человека. Предупреждение наследственных заболеваний человека. | 9.2.4.9 характеризовать основные методы изучения генетики человека; | 1 | 29.02 | §46 §47 | |
48 | Составление генеалогического древа человека. | 9.2.4.10 составлять генеалогическое древо | 1 | 3.03 | §48 | Моделирование «Составление родословной человека» |
9.3.Е Микробиология и биотехнология (2 час) | 49 | Современные сельскохозяйственные технологии для повышения урожайности. Новые альтернативные пути ведения высокопродуктивного сельского хозяйства | 9.2.4.11 изучать использование современных сельскохозяйственных технологий для повышения урожайности культурных растений на основе местного региона | 1 | 7.03 | §49 §50 | |
| 50 | Общая схема биотехнологического процесса и продукты, получаемые в биотехнологии (для медицины, промышленности и сельского хозяйства). Производство инсулина Суммативное оценивание за раздел №9 | 9.4.3.1 описывать общую схему биотехнологического процесса на примере производства инсулина; 9.4.3.2 приводить примеры продуктов, получаемых в биотехнологии | 1 | 10.03 | §51 §52 | СОР №9 |
СОЧ (1час) | 51 | Суммативная оценивание за 3 четверть | Оценивание знаний, умений и навыков учащихся по темам за 3 четверть. | 1 | 14.03 | §33-52 | СОЧ №3 |
| 52 | Обобщение и повторение разделов 9.3 | | 1 | 17.03 | §33-52 | |
| 4-я четверть (16 часов) | | | | | §53 |
9.4.А Размножение (7 часов) | 53 | Строение и функции половой системы человека | 9.2.1.1 описывать строение половой системы человека | 1 | 4.04 | §53 | |
54 | Лабораторная работа№9 «Изучение строения мужских и женских гамет» | 9.2.1.2 исследовать особенности строения мужских и женских половых клеток | 1 | 7.04 | §54 | Лабораторная работа №9 |
55 | Вторичные половые признаки. Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. | 9.2.1.3 описывать развитие вторичных половых признаков в период полового созревания | 1 | 11.04 | §55 | |
56 | Менструальный цикл. Роль гормонов эстрогена и прогестерона | 9.2.1.4 описывать менструальный цикл и роль эстрогена и прогестерона | 1 | 14.04 | §56 | |
57 | Виды контрацепции, их значение и применение | 9.2.1.5 объяснять значение и виды контрацепции | 1 | 18.04 | §57 | |
58 | Заболевания, передающиеся половым путем: синдром приобретенного иммунного дефицита, сифилис, гонорея, гепатит В,С. Меры профилактики | 9.2.1.6 объяснять последствия заболеваний, передаваемых половым путем и меры их профилактики | 1 | 21.04 | §58 | |
59 | Внутриутробное развитие. Первые стадии зародышевого развития. Формирование и развитие плода Обобщение и повторение раздела 9.4А Суммативное оценивание за раздел №10 | 9.2.3.1 объяснять роль плаценты в развитии эмбриона; 9.2.3.2 сравнивать развитие эмбриона и плода | 1 | 25.04 | §59 | СОР №10 |
9.4.В Рост и развитие (2 часа) | 60 | Влияние курения, наркотических веществ и алкоголя на развитие эмбриона человека | 9.2.3.3 объяснять последствия влияния курения, алкоголя и других наркотических веществ на развитие эмбриона человека | 1 | 28.04 | §60 | |
61 | Этапы развития жизни на Земле Суммативное оценивание за раздел №11 | 9.2.5.7 изучать основные этапы развития жизни на Земле | 1 | 2.05 | §61 праздник | СОР №11 |
9.4.С Эволюционное развитие (6 часов) | 62 | Возникновение и развитие эволюционных представлений. Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. Возникновение современной теории эволюции | 9.2.5.1 изучать основные положения работ К. Линнея и Ж.Б. Ламарка; 9.2.5.2 объяснять роль трудов Ч. Дарвина в создании учения об эволюции | 1 | 5.05 | §62 | |
63 | Движущие силы эволюции. Приспособленность в результате естественного отбора. Роль изменчивости в эволюционном процессе (мутационная, комбинативная). | 9.2.5.3 охарактеризовать движущие силы эволюции; 9.2.5.4 описывать роль естественного отбора в адаптации организмов | 1 | 9.05 | § 63 праздник §64 | |
| 64 | Естественный отбор, его формы (движущая и стабилизирующая). Борьба за существование (внутривидовая, межвидовая). | | 1 | | §65 | |
65 | Определение понятия «вид». Структура вида. Критерии вида. | 9.2.5.5 охарактеризовать структуру и критерии вида; | 1 | 12.05 | §66 | Моделирование «Изучение адаптаций как результат естественного отбора (бабочка)» |
66 | Понятие «видообразование». Формы и механизмы видообразования Суммативное оценивание за раздел №12 | 9.2.5.6 объяснять процесс видообразования | 1 | 16.05 | §67 §68 | СОР №12 |
СОЧ (1час) | 67 | Суммативная оценивание за 4 четверть | Оценивание знаний, умений и навыков учащихся по темам за 4 четверть. | 1 | 19.05 | §33-68 | СОЧ №4 |
| 68 | Обобщение и повторение разделов | | 1 | 23.05 | §1-68 | |
Всего: | 68 | |